Спор о сатире и крестьянский вопрос как эстетическая и идеологическая категории сатирической журналистики в журналах 1769 – 1774 годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 05:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - анализ первых русских ведущих сатирических журналов.
Задачи исследования – рассмотреть некоторые аспекты дискуссии между сатирическими журналами «Трутень» и «Всякая всячина».

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…3 стр.
Глава 1. А. П. Сумароков и М. М. Херасков как предшественники
русской журнальной сатиры ………………..……………………..……….4 стр.
1.1 Журнал А. П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела»………..………….4 стр.
1.2 Творческая деятельность М. М. Хераскова…………………………...8 стр.
Глава 2. Сатирические журналы 1769-1772 годов ………………...……..9 стр.
2.1 «Новые» веяния………………………………………………..………..9 стр.
2.2 «Дворянское просветительство» в конце 18 века…………...……….14 стр.
Глава 3. Противостояние Н. И. Новикова и Екатерины II………………19 стр.
3.1 Первые шаги «Трутня» и «Всякой всячины»………………………..19 стр.
3.2 «Трутень» против «Всякой всячины»……………………….………..23 стр.
3.3 После «Трутня»……………………………………………..………….33 стр.
Заключение………………………………………………………...……….43 стр.
Список литературы……………………………………...…………………44 стр.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

   Содержание

   Введение…………………………………………………………………..…3 стр.

   Глава 1. А. П. Сумароков и М. М. Херасков как предшественники

   русской журнальной сатиры ………………..……………………..……….4 стр.

   1.1 Журнал А. П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела»………..………….4 стр.

   1.2 Творческая деятельность М. М. Хераскова…………………………...8 стр.

   Глава 2. Сатирические журналы 1769-1772 годов ………………...……..9 стр.

   2.1 «Новые» веяния………………………………………………..………..9 стр.

   2.2 «Дворянское просветительство» в конце 18 века…………...……….14 стр.

   Глава 3. Противостояние Н. И. Новикова и Екатерины II………………19 стр.

   3.1 Первые шаги «Трутня» и «Всякой всячины»………………………..19 стр.

   3.2 «Трутень» против «Всякой всячины»……………………….………..23 стр.

   3.3 После «Трутня»……………………………………………..………….33 стр.

   Заключение………………………………………………………...……….43 стр.

   Список  литературы……………………………………...…………………44 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

 

    Характерной особенностью литературного движения 1760-х гг. было формирование писательского  лагеря, обслуживавшего широкие слои демократического читателя. Изменившееся отношение к литературной прозе сказалось уже в успехе сатирических журналов Новикова. Оформление лагеря демократически настроенных писателей, количественный рост выпускаемой ими печатной продукции отражал неуклонное расширение контингента российского читателей. Интерес к литературе теперь начинает охватывать широкие слои городского населения, социальных низов служилого люда. Демократизация литературного сознания вела к необходимости поисков новых художественных форм, к более активной переоценке сложившихся ранее эстетических представлений, и, прежде всего, к пересмотру введенной Сумароковым и его учениками жанровой системы классицизма.

    Объект  работы - журналы А. П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела», М. М. Хераскова «Московские ведомости», «Полезное увеселение», «Свободные часы», Н. И. Новикова «Трутень», «Живописец» и журнал  Екатерины II «Всякая всячина».

    Предмет курсовой работы -  исследование специфики сатирических журналов 18 века.

    Цель работы - анализ первых русских ведущих сатирических журналов.

    Задачи  исследования – рассмотреть некоторые аспекты дискуссии между сатирическими журналами «Трутень» и «Всякая всячина».

    Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

    Объем работы составляет 45 страниц. Список литературы состоит из 11 наименований. 
 

   Глава 1. А. П. Сумароков и М. М. Херасков как предшественники

      русской журнальной сатиры

      1.1 Журнал А. П. Сумарокова «Трудолюбивая  пчела» 

      В 1759 г. Александр Петрович Сумароков  начал издавать первый  журнал в  России под названием «Трудолюбивая пчела», представленный такими жанрами, как  очерки, эпиграммы, басни и др. Сумароков намеревался издавать журнал «помесячно, для услуги народной».1 «Трудолюбивая пчела» отличалась политической тенденциозностью, недаром разрешение на печатание журнала было получено не сразу, и цензура пристально следила за издателем  «Трудолюбивой пчелы», что в результате и привело к прекращению издания.

      Первый  номер вышел в конце января 1759 г. тиражом 1200 экземпляров, последний  – в декабре того же года. В  журнале ощущалась оппозиционность правительству Елизаветы Петровны и поддержка находящейся в то время в опале Екатерины. Однако основным в сатирических очерках и фельетонах «Трудолюбивой пчелы», принадлежащих самому издателю, было обличение злоупотреблений, насилия, лихоимства и казнокрадства, процветающих в Российской империи.2 С журналом сотрудничали И. Дмитриевский, Г. Козицкий, А. Аблесимов, А. Ржевский, А. Нартов, В. Тредиаковский и другие авторы, но основная направленность журнала была связана с материалами Сумарокова, которые составляли большую часть в каждой книжке  «Трудолюбивой пчелы». Если в первые полгода издания в журнале встречаются статьи по философии, филологии, истории, то в дальнейшем в журнале усиливаются обличительные тенденции.3 

      В своих литературно-критических статьях Сумароков полемизировал с Тредиаковским и Ломоносовым, заботясь о судьбах русской литературы.  В полемике он исходил из своих представлений о средствах, с помощью которых можно было создать истинно национальную культуру. Сумароков верил в силу слова, обращенную к разуму. Он отстаивал ясность мысли и простоту чувств, считая, что «великолепие», пышность, т.е. блестящий, торжественно-напряженный стиль поэзии Ломоносова, лишены естественности, строгой логичности. 4

      К числу наиболее сатирически острых, злободневных очерков в «Трудолюбивой пчеле» можно отнести «Письмо о некоторой заразительной болезни», в котором обличается взяточничество; письмо «О достоинстве», в котором Сумароков вновь проводит свою мысль о том, что чины, богатство и знатность не составляют достоинства человека. В очерке «О домостроительстве» автор негодующе клеймит жестокость и бессердечие помещиков по отношению к крепостным.  Подобный «домостроитель», «изверг природы», получивший богатство своё за счет непомерного труда крестьян, назван Сумароковым «доморазорителем».  Сумароков здесь вновь повторяет мысль о естественном равенстве: «…каждый человек есть человек, и все преимущества в различии наших качеств состоят».5

      Будучи  и здесь выразителем сословных  интересов дворянства, Сумароков, тем не менее, пишет, что «можно и крестьянину такую же есть курицу, какую вельможа, ибо от вельможи больше рассудка требуется, а не прожорливости». И хотя помещик – «голова», а крестьянин – «мизинец», «однако и мизинец ноги есть член тела».

      Неоднократно  проводит Сумароков в своём журнале  мысль о том, что богатство  и знатность не суть достоинства  человека. «Справедливо ли говорится  вместо «человек, имеющий чин» и  «человек знатного рода», - честный  человек? Из сего следует, что все  крестьяне бесчестные люди, и это не правда; земледелие не воровство, не грабительство, но почтенное упражнение», - писал Сумароков в письме «О достоинстве».

      Сатирические  очерки Сумарокова, которые часто  направлялись против придворной верхушки, острые эпиграммы и притчи писателя способствовали тому, что цензура пристально следила за издателем  «Трудолюбивой пчелы», и журнал Сумарокову пришлось закрыть. В декабрьской, двенадцатой книжке «Трудолюбивой пчелы» появилось стихотворение «Расставание с музами», в котором Сумароков писал:

      С Парнасса нисхожу, схожу противу  воли

      Во  время пущего я жара моего

      И не взойду по смерть я больше на него.

      Судьба  моей то доли.

      Прощайте, музы, навсегда!

      Я более писать не буду никогда.6

      Этим  стихотворением заканчивается последний  номер журнала, который положил начало сатирическому направлению в журналистике 18 века.

      Историко-литературное значение творчества Сумарокова не следует  преуменьшать. Творческая деятельность его была многообразна и прогрессивна. Он первым выдвинул положение об общественно-воспитательном значении театра и создал драматический репертуар, во многом подчинённый задачам общественно-политического характера. Сатира Сумарокова, воскресившая традиции Кантемира, способствовала дальнейшему развитию сатирико-обличительной линии в русской литературе.

      У Сумарокова было много учеников-последователей. Из его школы вышли почти все  наиболее крупные представители  классицизма второй половины века: В. Майков, М. Херасков, Я. Княжнин и  многие другие. Внёс Сумароков немалую  лепту и в разработку техники стиха и русского литературного языка, ибо живой разговорный язык различных слоёв русского дворянства Сумароков знал превосходно.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2 Творческая деятельность М. М.  Хераскова 

      Как Сумароков был  «северным Расином», так Херасков был, прежде всего «русским Гомером». Михаил Матвеевич Херасков являлся крупнейшим представителем второго поколения русских классиков и одним из родоначальников сентиментализма в России, предшественником, а затем соратником Карамзина.

        В 1775 г был открыт Московский университет (по инициативе Ломоносова и Шувалова), который с первых лет начал играть видную роль в культурной жизни страны. Одним из первых ощутимых результатов его деятельности было оживление периодической печати. В 1756 г. начинают выходить «Московские ведомости», с 1760 по 1764 г. при университете издаются два журнала: «Полезное увеселение» (1760—1762) и «Свободные часы» (1763), возглавляемые Херасковым.

      С «Московскими Ведомостями» Херасков был  связан сначала как редактор, потом  как чиновник, заведующий типографией, последующие издания попадали в поле зрения его, как директора университета, подлинным же его детищем являлось «Полезное увеселение» и последующие за ним «Свободные часы». 7

      В 1770 г. Херасков переезжает в Петербург на должность вице-президента Берг-коллегии и начинает работать над журналом «Вечера» (1772—1773). После 1775 г. Херасков сближается с Новиковым и они вместе начинают подготавливать издания «Утреннего света» (1777—1779).

      Событием  большого значения в жизни университета было приглашение Херасковым в Москву Н. И. Новикова, в ведение которого были отданы «Московские Ведомости», университетская книжная лавка и, самое главное, передана в аренду на десять лет захиревшая университетская типография.  

   Глава 2. Сатирические журналы 1769-1772 годов

      2.1 «Новые» веяния 

      С восприятием классицизма русская  литература 18 в. освоила целый комплекс идей, которые в русских условиях получали своеобразное осмысление в  соответствии с потребностями нового государственного строительства. Так, усвоение характерной для классицизма идеи подчинения человека надличностным законам морально-правового порядка явилось в трактовке авторов 18 в. источником утверждения высокого гражданственного назначения литературы.  С этим же был объективно связан и высокий патриотизм как русской лирики, так и сатиры 18 в.

        Меняется политика, идеология, меняется  и сама литература. Возникают  литературные группировки, создаются  литературные кружки. Появляется  новый тип периодической печати  – литературно-художественные альманахи.  Развивается сатирическое направление. Прочные позиции завоевывают новые литературные направления – сентиментализм и реализм. Существенная эволюция происходит в эстетической и философской мысли.

      Проблемы, поднятые литературой 20-50-х гг., продолжали волновать писателей второй половины столетия. Что изображать и как изображать? Новое содержание и новые формы определяло время. Новые веяния в социально-политической жизни России, наметившиеся с восшествием на престол Екатерины II (1762), наложили свою печать на процессы литературной жизни ближайших десятилетий. Отличительной особенностью исторической ситуации, сложившейся в России в первые годы царствования новой императрицы, явилось то, что именно России суждено было стать страной, где одна из излюбленных доктрин раннего французского Просвещения – доктрина просвещенной монархии – подверглась своеобразной жизненной проверке. Этому способствовали некоторые аспекты внутренней политики самой русской императрицы.

      Третьего  июля 1762 г. был опубликован манифест Екатерины II. Она вступала на престол с развернутыми знаменами просвещенного монарха. Короткое правление Петра III было объявлено деспотическим и тиранским. «Самовластие необузданное есть зло» - писалось в манифесте. Екатерина обещала руководствоваться милосердием и человеколюбием и стараться для славы и обогащения государства. Императрица сознательно заговорила языком Петра Великого. 8

      Для оказавшейся на русском престоле Екатерины важно было утвердить  в глазах общественного мнения неоспоримость  своего права руководить страной. Будучи достаточно хорошо ориентированной в философско-социальной литературе своего времени, тонко улавливая складывавшуюся в Европе политическую конъюнктуру, Екатерина II сделала ставку на либерализацию монархической системы власти. В первые годы царствования она даже пытается представить себя ученицей французских просветителей. 

Информация о работе Спор о сатире и крестьянский вопрос как эстетическая и идеологическая категории сатирической журналистики в журналах 1769 – 1774 годов