Спортивная журналистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В настоящее время в большинстве стран мира есть своя инфраструктура спортивных СМИ, куда входят, как печать, так и электронные каналы подачи информации. Этот феномен связан с постоянно увеличивающимся вниманием общественности к спортивной проблематике, а также к крупнейшим мировым соревнованиям, требующим глубокого и профессионального освещения.

Работа содержит 1 файл

Спортивная журналистика - 30-2011.docx

— 43.41 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  темы. В настоящее время в большинстве стран мира есть своя инфраструктура спортивных СМИ, куда входят, как печать, так и электронные каналы подачи информации. Этот феномен связан с постоянно увеличивающимся вниманием общественности к спортивной проблематике, а также к крупнейшим мировым соревнованиям, требующим глубокого и профессионального освещения.

     В качестве примера ведущих печатных спортивных изданий можно привести The Sporting Life (1859-1998), The Sunday Sport (1986), The Daily Sport (1991) (Великобритания), La Gazzetta Delia Sport (1896) (Италия), Paris Match (1949) (Франция), Kicker (1920) и Sport Bild (1988) (Германия), Don Balon (1975) (Испания), и др. Спортивные материалы занимают значительное место в качественных общенациональных изданиях, таких как  лондонская «Тайме» (The Times), «Санди Тайме» (The Sunday Times), «Гардиан» (The Guardian) (Великобритания), La Corriere della serra (Италия), Die Zeit (Германия), El Pais и El Mundo (Испания), а также в массовой прессе.

     Ведущими  мировыми спортивными телеканалами являются Sky Sports, ВВС4 (Великобритания), Canal Plus (Франция), Rai Sport (Италия), El Deportes (Испания), GOL (Бразилия), Zee Sports (Индия), CCTV5 (Китай), и др. Существуют также транснациональные телевизионные каналы, принадлежащие крупным мировым развлекательным холдингам. Такие телеканалы вещают на большинство стран, как Европы и мира. Это, прежде всего Eurosport (Франция), RTL sport (Германия), Viasat (Швеция). Спортивные трансляции важнейших соревнований проходят также на общенациональных телеканалах.

     Самой крупной из этих медиаиндустрий является американская, включающая в себя мощные издательские компании, такие как Gannet Со, New York Times Со, Tribune Со, MediaNews Group, Knight Ridder. В процессе развития печатных СМИ, была создана целая система таких сборников. Основными считаются сборники, выходящие под эгидой журналов.

     В начале XX века начинают формироваться  профессиональные организации спортивных журналистов. В 1908 году появилась «Ассоциация бейсбольных журналистов США» (Baseball writers association of America) (BBWAA). Но только с 1941 году появилась Ассоциация футбольных журналистов» (Football Writers Association of America (FWAA)), насчитывающая более 850 членов. С 1956 года существует «Ассоциация баскетбольных журналистов (Basketball writers association). Ведущих журналистов объединяет Национальная ассоциация спортивных вещателей и журналистов (National Sportscasters and Sportswriters Association), созданная в 1959 году. Особо следует отметить, что с 1954 года существует «Премия Гратланда Райса» (Grantland Rice Award), которую спортивные журналисты ежегодно присваивают лучшей университетской футбольной команде. Лучшему представителю электронных СМИ ежегодно присуждается премия «Форда» (Ford С. Frick Award). Эта награда была учреждена в честь бывшего комиссионера МЛБ Форда Кристофера Фрика, который был журналистом, помогавшим выдающемуся бейсболисту Бэйбу Руту (Babe Ruth) при подготовке его книг.

     Отдельно  стоит выделить женскую ассоциацию спортивной журналистики (Association of Women in Sports Media), основанную в 1987 году, и насчитывающую  более 700 членов, и помогающую своим  журналисткам получать доступ к самым  важным источникам и получать аккредитацию на ведущие соревнования. Кроме того, на протяжении XX века ведущие университеты учредили отделения журналистики (School of journalism), где есть специализация - «спортивная журналистика». Среди них стоит отметить Колумбийский университет, школа журналистики Беркли при университете Южной Калифорнии, и др. Мировая практика развития журналистики в Казахстане может опираться на обширную мировую практику. 

     Цель  исследования. Состоит в том, чтобы  осмыслить эволюцию американской спортивной журналистике, начиная с момента  ее выделения в отдельное направление, а также особенности изменений  в языке спортивных СМИ с учетом новых реалий.

     Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи

     1. Обозначить основные этапы развития  спортивной журналистики, ее направления,  школы и тенденции, характерные  для современности. 

     2. Определить движущие силы, направляющие  и оказывающие серьезное влияние  на последовательное развитие  этого типа журналистики.

     3. Назвать крупнейших представителей  американской спортивной журналистики  и публицистики прошлого и  настоящего времени, выделив основные  направления их творчества.

     4. Проанализировать эволюцию развития  языка спортивных СМИ, включая  характерные особенности творческого  почерка крупнейших американских  спортивных журналистов. Обозначить  основные концепты, связанные со  спортивной публицистикой, поскольку  они влияют на повседневную  практику СМИ. 

     5. Дать типологию каналов спортивных СМИ, выделив из них приоритетные, а также проанализировать специфику их функционирования и степень влияния на массовую аудиторию.

     6. В свете процессов глобализации, определить место спортивной  журналистики в общественной, культурной, экономической и политической жизни.

     Структура работы: введение, основная часть, заключение и список использованной литературы.  
 
 
 
 
 

     1 Теоретические основы  развития спортивной  журналистики

     1.1 Понятие и сущность  спортивной журналистики 

     Спортивная  журналистика (sports journalism) (англ.) - одна из форм (типов) журналистики, чьей предметной областью является сбор, обработка, хранение и передача информации о спортивных темах и событиях. Несмотря на "несерьезное" отношение к спортивным отделам в некоторых СМИ, в которых отдел спорта шутливо числят по "департаменту" "развлечениям и игрушкам", по своему вкладу на экономику СМИ, влияние спортивных рубрик и полос в современных СМИ постоянно растет. Этому способствует профессионализация спорта и экспансии "инфотейнмента" - смеси информации и развлечений как важнейшего тренда развития современных СМИ.

     Развитие  олимпийского движения и спортивного  движения в мире, интерес людей  к здоровому образу жизни, общенациональные программы, нацеленные на пропаганду физкультуры  и спорта, делают спортивную журналистику одним из перспективных направлений  СМИ. Поднятие престижа России как одного из мировых спортивных лидеров и  грядущие олимпийские игры в Сочи требуют внимания к проблеме по обновлению и повышению качества подготовки и переподготовки спортивных журналистов.

     Бакалаврские  и магистерские программы по спортивной журналистике существуют на многих факультетах  журналистики. Программа обучения предусматривает  изучение базовых журналистских  дисциплин, а также дисциплин, связанных  с историей развития спорта, знанием  основных правил проведения соревнований по видам спорта, технологиями современных  жанров спортивной журналистики и др. На занятиях слушатели получают современные  знания о спортивной журналистике в  России и за рубежом. Обычно значительное место в программе обучения занимают дисциплины: история отечественной  и зарубежной спортивной журналистики, язык и стиль спортивной журналистики, жанры и методы спортивной журналистики (газета, радио, телевидение, Интернет, фото), а также специальные дисциплины, связанные с историей развития спорта, знанием основных правил проведения соревнований по видам спорта. Значительную часть учебного времени составляют специальные дисциплины, связанные  с историей развития спорта, знанием  основных правил проведения соревнований по видам спорта, технологии спортивного  репортажа и интервью и др. 

     1.2 Мировой опыт развития  спортивной журналистики 

     На  рубеже XXI века спорт во всем мире превратился  в отдельную, чрезвычайно многоплановую  сферу жизни человека и общества, вовлеченным в процесс мировой  глобализации, стал продуктом, генерирующим положительную энергию, представляющим захватывающее зрелище с непредсказуемым  финалом. Отсюда тесная связь между профессиональным спортом, большим бизнесом и рекламой, индустрией развлечений и мировой поп-культурой. Кроме того, в условиях глобализации мировая спортивная журналистика формирует и продвигает ключевые бренды, являясь важным направлением в литературном творчестве в целом. Специализированная журналистика создает имиджи спортсменов и команд, что, в свою очередь влияет на объем спортивной рекламы в СМИ и масштабы инвестиций за рубеж.

     Отметим, что спортивные СМИ являются исключительно  рентабильными в силу массовости увлечения спортивными соревнованиями граждан США. В этой связи печатные издания имеют большие тиражи, спортивные телевизионные трансляции в сетке вещания занимают места  в прайм-тайм на общенациональных каналах, а внутри самих спортивных СМИ  идет жесткая конкуренция.

     На  рубеже XXI века спорт превратился  в отдельную, чрезвычайно глубокую сферу жизни человека и общества, включенным в процесс мировой  глобализации. Стал продуктом, генерирующим положительную энергию, и громадные  прибыли, представляющим захватывающее  зрелище с непредсказуемым финалом. В условиях глобализации спортивная журналистика США формирует и  продвигает брэнды, например «Найк» (Nike), «Рибок» (Reebok), Мак Дональде (McDonalds), Кока-Кола (Coca Cola), и.т.д. Специализированная журналистика создает имиджи спортсменов и команд. Объем спортивной рекламы в СМИ и масштабы инвестиций за рубеж тесно связаны.

     Спортивная  журналистика преимущественно работает в сфере профессионального элитного спорта. Однако, согласно традициям, которые  были заложены в процессе развития американского профессионального  спорта на протяжении полутора веков, значительное внимание уделяется и студенческой лиге NCAA.

     Спорт взаимодействует с другими сферами  жизни человека, и, в первую очередь, с политикой и общественным мнением. Вот почему спорт также стал объектом внимания крупнейших писателей и публицистов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Анализ развития  спортивной журналистики  в Казахстане

     2.1 Основные аспекты  развития спортивной  журналистики в  Казахстане 

     Спортивную  журналистику должны делать профессионалы

     2 июля весь мир  будет отмечать  Международный день  спортивной журналистики. В канун праздника  наш корреспондент  встретился с легендой  казахстанской легкой  атлетики, олимпийским  чемпионом и тележурналистом  Ольгой Шишигиной.  
 
— Ольга, после того как вы завершили свою спортивную карьеру, казахстанский зритель увидел вас в новом качестве — спортивного журналиста... 
 
— Перед Азиатскими играми 2002 года я и ряд других казахстанских спортсменов приняли участие в новом телепроекте «Мир спорта». Основной целью была не непосредственная трансляция выступлений казахстанской сборной и ее достижений, а показ закулисной жизни большого спорта. Мы стремились рассказать о подготовке наших спортсменов к выступлению, их психологическом состоянии до и после соревнований, о радостях победы, которую искренне разделяют с тобой друзья и коллеги, и горечи поражений, которые каждый переживает по-своему.  
 
Помимо подготовки телевизионных передач, я принимала активное участие в радиотрансляции наиболее важных соревнований Азиатских игр. Мне, как профессионалу от спорта, было легче донести до слушателя все нюансы состязаний, атмосферу спортивного противостояния. 
 
— Бесспорно, манера подачи, стиль и тематика ваших передач не могли не заинтересовать казахстанского зрителя. Как сложилась судьба телепроекта? 
 
— Да, программа должна была быть интересна и полезна не только для зрителей, но и для самих спортсменов и спортивных чиновников. Но в настоящее время проект «заморожен». Причина банальна — нет средств, спонсоры, оказавшие финансовую поддержку при подготовке первых нескольких выпусков, в дальнейшем от оказания помощи отказались.  
 
Права на «Мир спорта» по-прежнему принадлежат нам, и мы не теряем надежду, что найдутся люди, которым не безразличен казахстанский спорт, спортивная журналистика, благодаря которым наш проект сможет возобновиться. 
 
— В Казахстане немного людей, которые, подобно вам, пришли из спорта в журналистику. Узнав профессиональные тонкости и характер новой работы, как вы можете охарактеризовать ситуацию в нашей спортивной журналистике? 
 
— Я не могу назвать себя профессиональным журналистом, так как личный опыт в этой области совсем небольшой. Поэтому лучше ответить на вопрос я смогу с точки зрения спортсменки: казахстанские журналисты ничем не отличаются от иностранных коллег, вопросы задают одни и те же. Хотелось бы отметить, что многие журналисты, и преимущественно работающие на ТВ, в своих передачах или пытаются максимально упростить язык комментария, или, наоборот, наворачивают на рядовое событие такое количество неудобоваримых терминов, причем не только из области спорта, что для рядового зрителя возникает трудность понять, о чем идет, собственно, речь... 
 
— ...и, наверное, эта неудобоваримость и послужила тому, что вы решили попробовать себя в роли спортивного обозревателя. 
 
— Да, большей частью вы правы. Я болею за спорт, за людей, живущих спортом, и мне, испытавшей на личном опыте все его трудности, гораздо легче донести до зрителя необходимый материал, не облекая его при этом в цветистые обороты, используя простые, всем понятные слова. 
 
— Какими качествами должен обладать спортивный журналист? 
 
— Мне кажется, что любую журналистику можно считать одним из видов спорта. В ней невозможно достичь каких-либо значительных достижений, если не обладаешь сильной волей, упорством и стремлением к постоянному совершенствованию. Ведь хорошую работу должны делать профессионалы, дилетанты не способны создать что-нибудь серьезное. 
 
— Ольга, вы многого добились в своей жизни. Кому вы в первую очередь этим обязаны? И советуете ли строить определенные планы в отношении будущего? 
 
— Я стала известна всему миру благодаря спорту. Своей известностью я, конечно, обязана своим родителям и тренерам. Они воспитали во мне те качества, без которых я не смогла бы преодолеть ни одного серьезного барьера, как в спорте, так и в повседневной жизни. Что касается будущего, его надо планировать обязательно и по возможности стараться выполнять. Нельзя жить одним днем.  
 
— Как постигает науку преодолевать барьеры ваш сын? 
 
— Мне очень приятно, что Виталий выбрал для себя легкую атлетику. За два года занятий он добился неплохих результатов, стал кандидатом в мастера спорта. Сейчас он начинает осваивать технику барьерного бега, требующую больших сил. Чтобы набрать необходимую физическую форму, сын занимается спринтом на 100 и 200 метров. Все, чему я научилась в легкой атлетике и что позволило достичь высоких результатов, сейчас передаю своему сыну. А ученик он довольно прилежный. 
 
— Наверняка у вас в жизни и спорте были моменты, когда опускались руки, не хотелось идти дальше... Как вы себя заставляли, уговаривали?  
 
— Честно говоря, особо уговаривать себя в такие моменты не приходилось. На несколько дней давала себе отпуск , а потом... Потом ноги сами несли меня на беговую дорожку. 
 
— Вы и сейчас наверняка поддерживаете спортивную форму, что именно делаете? 
 
— Прихожу на тренировки сына, поддерживаю нашу сборную команду, нередко, чтобы наглядно объяснить, приходится самой выходить на дорожку. А обычно двух раз в неделю вполне достаточно, чтобы быть в хорошей форме.  
 
— Какую судьбу выбрали бы для себя, если бы не связали жизнь с легкой атлетикой? Не хотели в детстве стать журналистом? 
 
— Нет. В детстве я мечтала стать хирургом. Меня сильно интересовала анатомия человека, хотелось помогать людям, делать что-то доброе. 
 
— А что для вас легкая атлетика — спорт, работа или искусство? 
 
— Конечно, искусство, но и работа одновременно. Без труда, как говорится... 
 
— В этом искусстве нередки травмы. Ваша самая тяжелая травма? Помните? 
 
— Это было в 2001 году. На одной из домашних тренировок я готовилась к предстоящему чемпионату мира в Канаде и, благодаря «отличному» состоянию беговой дорожки, повредила «ахилл». Боли были просто невыносимы, но я уже была заявлена на соревнования. Спасибо украинским врачам, стараниями которых я смогла не только выступить на этих престижных для Казахстана соревнованиях, но и принести «бронзу».  
 
— Каково нести на себе бремя легенды отечественного спорта? Как реагируют обычные люди, встретив вас на улице? 
 
— Я стараюсь всегда внимательно относиться к своим почитателям. Ведь нередко автограф, пожатие руки, да и просто добрые слова способны поднять человеку настроение. Стараюсь не отказывать в помощи тем, кто в ней действительно нуждается. 
 
— Ольга, хочу поблагодарить вас за внимание, уделенное нашему изданию, и пожелать здоровья, семейного счастья и успехов в вашей общественной деятельности, направленной на пропаганду отечественного спорта. 
 
— Спасибо. В свою очередь, пользуясь случаем, хочу поздравить всех спортивных журналистов Казахстана с профессиональным праздником и пожелать им высокого профессионализма и творческих успехов.
 

Информация о работе Спортивная журналистика