Спортивная журналистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В настоящее время в большинстве стран мира есть своя инфраструктура спортивных СМИ, куда входят, как печать, так и электронные каналы подачи информации. Этот феномен связан с постоянно увеличивающимся вниманием общественности к спортивной проблематике, а также к крупнейшим мировым соревнованиям, требующим глубокого и профессионального освещения.

Работа содержит 1 файл

Спортивная журналистика - 30-2011.docx

— 43.41 Кб (Скачать)

     Беседу  вел Иса САБИРО 

     2.2 Анализ специфики  освещения спортивной  жизни Казахстана  

     18.01.2011 / 10:38

     Азиада  поднимет на новый уровень спортивную журналистику в стране - профессор  КазНУ им. аль-Фараби

     АЛМАТЫ. 18 января. КАЗИНФОРМ /Айгуль Турысбекова/ - Азиада является не только большим  спортивным праздником, но и серьезным  экзаменом для всех спортивных журналистов  страны, в частности, редакторов, телеоператоров и режиссеров. Об этом корреспонденту Казинформа сказала профессор кафедры  теле- и радиожурналистики КазНУ  им. аль-Фараби, руководитель вузовского телерадиокомплекса Сауле Барлыбаева.

     Она - мастер спорта международного класса по художественной гимнастике. После  окончания факультета журналистики и выступлений в большом спорте работала на Казахском телевидении  журналистом, комментатором в военно-спортивной редакции.

     По  ее словам, в нашей стране впервые  пройдут столь крупные и ответственные  соревнования, что, несомненно, повысит  имидж Казахстана на международной  арене. Азиада - первый шаг на пути к  Олимпиаде. Кроме того, это - серьезный  экзамен и возможность оценить  уровень и мастерство отечественных  спортивных журналистов. Спортивная журналистика имеет свою специфику, в зависимости  от зимних и летних видов спорта, командных или индивидуальных соревнований. Также у каждого вида спорта есть своя специфика, правила, судейство, терминология, подача. На предстоящих Азиатских  играх будут представлены совершенно разные виды спорта -  командные, групповые и индивидуальные: хоккей с шайбой, фристайл, шорт-трек, фигурное катание, прыжки с трамплина. 

     «Конечно, большинство болельщиков будет  наблюдать за соревнованиями по ТВ, поэтому от профессионализма наших  операторов и режиссеров будет зависеть то, насколько выигрышно будет показан тот или иной вид спорта. Когда соревнования идут в прямом эфире, многое зависит от работы операторов и комментаторов. Им необходимо четко ориентироваться в крупных и ближних планах, чтобы зритель увидел все нюансы. Очень важно, где и как будут расставлены камеры, освещение, звук. Телезрители будут смотреть на соревнования глазами операторов и режиссеров, поэтому от них требуется высокая  культура спортивного репортажа», - считает С. Барлыбаева.

     Профессор напомнила, что в 2009 году на факультете журналистики впервые состоялся  семинар «PR в спортивной журналистике». В нем участвовали ведущие  спортивные журналисты страны. Был  поднят вопрос подготовки и освещения  предстоящей Азиады. «Известный  телекомментатор Диас Омаров привел пример подготовки спортивных журналистов к освещению Олимиады в Москве. За год до олимпиады со всеми спортивными журналистами проводили специальные тренинги и вывозили на объекты будущих соревнований. К примеру, операторов учили, как надо снимать тот или иной вид спорта, выбору наилучших точек съемки, освещения», - рассказала она.

     С. Барлыбаева считает, что Азиада станет хорошей школой для казахстанского телевидения и поднимет на новый  уровень планку спортивной журналистики в стране. 
 
 
 

     3 Перспективы развития  спортивной журналистики  в Казахстане 

     Спортивная  журналистика в настоящее время  является самостоятельной и чрезвычайно  динамичным институтом в системе  коммуникационных процессов. Она связана  с мощной культурно-развлекательной  индустрией, которая диктует журналистам  свои условия, так как находится  под влиянием огромных финансовых потоков, циркулирующих через рекламу  и PR.

     В условиях общего кризиса, который переживают мировые СМИ (в первую очередь в новостных программах американских ведущих телесетей), спортивная журналистика, напротив, процветает, способствуя продвижению имиджа американского образа жизни во всем мире. Издания, связанные со спортом, все более консолидируют свои позиции, что происходит благодаря постоянно возрастающему, массовому интересу жителей к соревнованиям атлетов высокого класса.

     Наблюдается строгая иерархия среди американских спортивных журналистов, на верхней  ступени которой, в силу популярности и материального благополучия, находятся  телекомментаторы. Однако подлинная  кузница кадров — печать. Здесь, как правило, работает цвет журналистики: крупнейшие писатели и публицисты, устанавливающие высокие стандарты этой профессии. Между этими институтами существует постоянная конкуренция, поскольку каждый из них стремится определять тенденции развития и законы спортивной журналистики.

     Язык  спорта, разработанный журналистами на протяжении периода данного исследования, характеризуется яркой экспрессией  и лексикой, оригинальными метафорами, разработанной символикой, а также  свободным употреблением сленга, многочисленными 

     Особенно  следует выделить влияние такого языка на политическую риторику, поскольку  он позволяет установить более прочную  связь с массовой аудиторией избирателей, отражая при этом демографическую  дифференциацию американского общества, а также его этническое разнообразие.

     Налицо  определенное влияние мировой спортивной журналистики на остальной мир и, в том числе, на Казахстан. Прежде всего, это прослеживается в подаче информации, телевизионном комментарии, форматировании печатных СМИ и телепередач, в манере поведения журналистов и, в частности, комментаторов, работающих в прямом эфире.

     Спортивная  журналистика традиционно проповедует  материальный успех в карьере  спортсменов-профессионалов высокого класса, что является составной частью американской мечты и американского  образа жизни и полностью вписывается в доктрину The New American Century (Новый американский век), которая в настоящее время усиленно насаждается в жизнь за рубежом.  
 
 
 
 
 

     Заключение 

     За  свою более чем 150-летнюю историю  существования американская спортивная журналистика прошла путь от разрозненных публикаций отдельных авторов в небольших по тиражу газетах до образования мощной специализированной информационной системы, охватывающей все каналы СМИ, функционирующей на основе корпоративных принципов и обладающей практически неограниченными финансовыми возможностями. В наши дни спортивная журналистика является важной составной частью культурно-развлекательной индустрии США, питающейся и поддерживающей свое существование за счет спонсорских и рекламных капиталов.

     Необходимо  также подчеркнуть, что за прошедший  период качественно изменился уровень  профессионализма американских спортивных журналистов. На смену энтузиастам-любителям, которые были первыми просветителями американской нации в том, что  касалось спорта, пришло новое поколение  профессионалов, способных с учетом возрастающих требований и разнообразных  тенденций познакомить общественность с выдающимися атлетами, в короткий срок проанализировать события, дать прогноз на будущее. Замечено, что в наши дни талантливые и самостоятельные журналисты предпочитают освещать спорт, и связанные с ним проблемы, держась на дистанции от коридоров власти, отдавая свои силы исключительно освещению интересующих их тем. В силу объективных и субъективных причин в спортивной журналистике США обозначилась иерархия, которая делится на несколько условных групп.

     К первой группе, на наш взгляд, принадлежат  профессионалы самого высокого уровня, способные творить в любом  жанре СМИ, по широкому кругу проблем, начиная от общественной жизни, культуры, спорта и заканчивая политикой. К  ним относятся, например, такие литераторы-публицисты как Гратланд Райе, Джон Киран, Джордж Плимптон, А. Либлинг, Дэвид Хэлберстам, Том Вулф, Джон Апдайк, Джим Бреслин, Хантер Томпсон, Джордж Уилл, Дэвид Ремник и др.

     На  второй ступени этой лестницы находятся  журналисты, творчество которых ограничено лишь рамками спортивной жизни, а  любимым жанром является публицистика, в том числе связанная с  расследованиями нарушений в  профессиональных лигах. К ним относятся, например, Джим Мюррей, Дик Янг, Дэйв Андерсон, Дэн Шонесси, Боб Райан, Джефф Бенедикт, Пол Циммерман, Майкл  Льюис, Лэнс Уильяме, Майк Файнару-Вада и др.

     К третьей категории принадлежат  радио и тележурналисты, работающие в формате комментария на общенациональных каналах телевидения. Среди них можно выделить, например, Рэда Барбера, Мэла Аллена, Вина Скалли, Боба Костаса, Брента Масбургера, Эла Майклза, и др. Как правило, представители этого направления редко оставляют после себя книги, связанные с их профессиональной деятельностью и кругом интересов, а их наследие ограничивается лишь эфирными записями. Замыкают эту иерархию репортеры, работающие в жанре ежедневных новостей.

     Между представителями печатной спортивной журналистики и комментаторами электронных СМИ уже нескольких десятилетий идет жаркая дискуссия по поводу того, какой из этих каналов, играет приоритетную роль в своем воздействии на общественность. Замечено, что ведущие газетные спортивные журналисты десятилетиями работают в своих изданиях, тогда как представители электронных СМИ редко в силу специфики радио и телевидения, задерживаются на одном и том же канале не продолжительное время.

     В первом случае главную роль играет личность журналиста и его способность  создать в своей публикации глубокий образ, объекта своего внимания или  проанализировать до тонкостей, с обобщениями  и выводами насущные проблемы, связанные  со спортом. Журналист-газетчик в крупном  городе, как правило, имеет свою стабильную читательскую аудиторию, он в курсе  всех привычек, языковых особенностей, интересов и настроений, царящих  в обществе, на которое работает. В свою очередь, читатели, знают и  ценят такого автора, поскольку он обращается к каждому персонально, стараясь установить и сохранить с читателем продолжительный Диалог.

     Напротив, на телевидении акцент меняется. На первый план выходит способность  журналиста функционировать в составе  огромного, сложного и, порой, непредсказуемого механизма, что убивает в творческой личности всякую тягу к творчеству и инициативе. Отсюда частые срывы, провалы и профессиональный крах. Телевидение транслирует свои передачи по принципу Urbi et orbi (к городу и к  миру), что подразумевает апеллирование  тележурналиста к общенациональной аудитории, неоднородной по своему демографическому, социальному, образовательному, экономическому уровням. Тележурналист в данном случае превращается в такую же одномерную личность, как звезда рекламных роликов, чья приторная внешность быстро приедается.

     Вот почему серьезная, образованная публика, которая, как правило, принимает  решения по кардинально важным вопросам, по-прежнему отдает свое внимание качественным специализированным печатным изданиям, способным удовлетворить их профессиональные, интеллектуальные запросы, в то время  как массовая аудитория довольствуется видеокартинкой, часто примитивной  по своему содержанию и напротив содержащей огромное количество рекламной информации, связанной со спортивной тематикой.

     В наши дни американский спорт переживает пору своего бума. Это с одной  стороны связанно с высокими достижениями атлетов, а другой стороны, с постоянным вниманием общественности к спорту, что выражается, прежде всего, в ее способности мгновенно реагировать  любые состязания высокого уровня. Если говорить о творческой стороне  процесса, то в США уже продолжительное  время функционируют ассоциации спортивных журналистов под эгидой каждой из профессиональных лиг. Имена  крупнейших журналистов широко известны по всей стране. Кроме того, ежегодно выходит сборник лучших публикаций спортивных журналистов за указанный  период. Редакторы этого издания  периодически меняются, но, как правило, это выдающиеся американские специалисты  в этой области, чьи вступительные  статьи носят теоретический характер.

     В результате деятельности различных  информационных каналов сформировался  особый спортивный менталитет американского  общества, где спортивная победа рассматривается  как важная составляющая личного  успеха в жизни и пример для  подражания.

     Известно, само существование американцев - это  постоянная конкуренция в разных сферах жизни, и один из компонентов  американской мечты (The American dream). Вот  почему все эти i моменты так подробно освещаются в американских СМИ. Идеализация  этой идеологии вечной гонки за достижение высоких результатов, ярко отражается в произведениях ведущих американских публицистов, посвященных американским национальным играм. Как правило, публикации такого рода появляются в элитных  журналах, таких как «Нью-Йоркер», «Роллинг Стоун», «Ринг», «Спорте Иллюстрейтед», «Тайм», «Ньюсуик», а также в виде колонок в ведущих газетах США.

     Деятельность  американской спортивной журналистики, в основном сконцентрирована вокруг игровых видов спорта, таких как  бейсбол, американский футбол, баскетбол, гольф. Такая ситуация соответствует  американской реальности и идеологическим установкам. Однако за последние десятилетия  расстановка в табели о рангах приведенной выше изменилась. На первое место вышел футбол, поскольку  с точки зрения специалистов в  наши дни этот вид спорта наиболее полно характеризует сегодняшнее  американское общество, которое находится  на распутье в связи с духовным кризисом. «Для того, чтобы знать  Америку может быть достаточно знать  только бейсбол. Однако, чтобы понять единственную в мире супердержаву на заре XXI века, страсти владеющие ею и озабоченность, идеализм и противоречия, необходимо понимать Национальную футбольную лигу и ее громадное влияние, которое  она оказывает на аудиторию»324.

Информация о работе Спортивная журналистика