Способ журналистского творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Творчество в самом общем виде – появление нового в любой области человеческой практики. В результате творческого акта создаются новые реалии, образующие в совокупности культуру. Реалии эти могут представлять собой материальные ценности и характеризоваться вещественно-энергетической природой (орудия труда, знания, осветительные приборы) – их создание связано с биологической природой человека; могут представлять собой ценности духовные, характеризующиеся природой информационной (произведения науки, литературы, искусств), или другими словами – информационные продукты.

Работа содержит 1 файл

осн часть.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

1. Теоретические основы журналистского творчества

1.1. Понятие и сущность творчества.

 

    Творчество  в  самом общем виде – появление  нового в любой области человеческой практики. В результате творческого  акта создаются новые реалии, образующие в совокупности  культуру. Реалии эти могут представлять собой  материальные ценности и характеризоваться  вещественно-энергетической природой (орудия труда, знания, осветительные  приборы) – их создание связано с  биологической природой человека; могут  представлять собой ценности духовные, характеризующиеся природой информационной (произведения науки, литературы, искусств), или другими словами – информационные продукты. Толчком к созданию новых реалий, имеющих информационную природу, являются информационные потребности человека. Информационные потребности возникают в связи с познавательным процессом и потребностью в общении, определяется социальной ролью человека, его обязанностями, образом жизни. Информационный продукт призван удовлетворять информационные потребности человека. 1

    Специфика информационного продукта состоит  в том, что он есть неразрывное  единство познания и творчества. Следовательно, создание информационного продукта включает обе эти стороны. Каждый человек познает объективную  действительность, создавая ее образ в своем внутреннем мире непосредственно через собственный контакт с нею – или опосредовано через информационные продукты, созданные другими людьми.

    Ни  один человек не может приобрести необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой непосредственный опыт. Для всесторонней ориентации индивида, коллектива, общества служат сведения, накопленные человечеством  за всю его долгую историю и  непрерывно дополняемые сегодня. Информация, возникающая в процессе освоения мира людьми, является социальной.  Более высокая ступень взаимодействия человека с действительностью – это создание социальной информации, информационных продуктов.

    Социальная информация производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением.  Создание информационных продуктов есть творчество. В потоке информации, циркулирующей в обществе, выделяется журналистская информация. Журналистская информация по своей значимости и распространенности, может быть, самая социальная.

    Мы  уже знаем: начало любого творческого  процесса связано с накоплением  информации. Освоение действительности – обязательное условие преодоления  той проблемной ситуации, которую представляет собой исходный момент творческого акта: есть созидательная потребность, есть ориентировочная задача, но ответа на вопрос о ее решении в виде конкретного замысла произведения нет. Он определится, когда наступит «насыщение» информацией. А вот это в разных видах творчества происходит по-разному.

    Специфика журналистской информации состоит  в единстве духовного (информационного) и соцально-управленческого начал.

    В  духовном отношении журналистская  информация характеризуется:

    - идейной насыщенностью (т.к. аудитория не просто должна познакомиться с журналистским материалом, но усвоить идеи, взгляды);

    - актуальностью (которая состоит  в злободневности, остроте тем);

    - популярностью (доходчивостью).

    В каком бы жанре не работал журналист его сообщение должно быть ясным и понятным, язык не должен содержать специальных терминов, если они не объяснены журналистом и адресованы массовой аудитории. Следует избегать сложных стилистических конструкций, оборотов, туманных намеков, ассоциаций.2

    В  социально-управленческом отношении журналистскую информацию характеризует (по Г.В. Лазутиной):

    • в первую очередь – это новизна: журналисты сообщают обо всем новом – о том, что изменилось или должно измениться; СМИ помогают людям скорректировать свое поведение, свои поступки, намерения с учетом новых условий жизни или повлиять на действия властей, других организаций, чтобы предотвратить негативные изменения в реальной жизни; не всякие факты интересуют журналиста, а в первую очередь новость, каждый профессионал стремиться найти информацию, которая одновременно была бы полезна, необходима и интересна;
    • следующая важная черта – оперативность: журналист должен передавать информацию быстро, ведь новость может устареть; Корконосенко добавляет к этому: документализм в отражении действительности (факты, точность), достоверность (в отличие от художника, для которого главное – создание образа); краткость материала,
    • аналитичность (резерв повышения эффективности влияния прессы на аудиторию),
    • "отпечаток" личности автора: особенно характерно это для российской журналистики, в которой получила развитие авторская, комментирующая публицистическая трактовка события. 3

    Журналистская информация соединяет  в себе документальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций  социальных интересов, свидетельства  личного восприятия  автором наблюдаемых  событий. Кроме того, по Лазутиной, журналистская информация должна содержать новость, быть оперативной, актуальной, соответствовать потребностям аудитории, быть интересной, полезной и понятной читателям. 4

    Журналистика  пронизана творчеством, она есть творчество по определению. Журналисту приходится принимать решения в  конкретных условиях, опровергая схемы, устойчиво бытовавшие в социальной практике и в общественном сознании, так или иначе – создавать  новое.

    Начало  творческой активности журналисту дают информационно-управляющие связи  человека и его окружения, позволяющие  получить, удержать, накопить, переработать информационные сигналы среды, превратив  их в информационный продукт.

    Творческая  деятельность существует в двух  формах – любительская (дилетантизм) и профессиональная. Первая – добровольное дело желающих, вторая – институционально организованное  исполнение обязанностей по производству определенных информационных продуктов  в обществе соответствующими профессиональными группами. Журналисты – одна из профессиональных групп. Журналистское творчество не совместимо с дилетантизмом, некомпетентностью. Труд журналиста профессионален, подчинен определенным  законам и заданным алгоритмам, зависит от знаний, подготовки, практических навыков, корпоративных традиций.

    В журналистском творчестве стремление к созданию нового, оригинального  неотделимо от выполнения жестких обязанностей, заданий. Творчество журналиста ограничено жесткими законами и заключено в  четко очерченные хронологические  рамки. 5

    Специфика журналистского творчества состоит  в том, что в отличие от художников журналисты участвуют не в художественном, а в соцально-культурном творчестве. Их сверхзадача – изменение, развитие элементов культуры, создание ее ценностно-нормативных координат, культурное оснащение социальных процессов. Или другими словами, создание информационных продуктов оперативного пользования, предназначенные для оперативного изменения действительности.

    Специфика журналистского творчества обусловлена  особенностями продукта журналистской  деятельности – журналистской  информацией.

    В силу специфики журналистской информации главным критерием профессионализма в журналистском творчестве может  быть названа способность донести социальное значение материала. Отсюда – особенности творческого содержания профессии журналиста – активное взаимодействие журналиста с социальной действительностью, особое требование – объективность. Факторы, уменьшающие  объективность:

    1) общие закономерности познания (ни  один фрагмент реальности человеческая  психика не может отразить  в полном объеме);

    2) творческая природа  сознания (способность "заместить" любую  "отсеченную" существенную связь - несущественной);

    3) характер обстоятельств, в которых осуществляется работа журналиста.

1.2. Творчество в журналистике: критерии и формы

 

    Внутренние  закономерности журналистской деятельности выявляют себя в творческом методе журналистики в форме определенных регуляторов – принципов, норм, правил, следование которым обеспечивает оптимальный характер действий журналиста и соответствие полученных результатов общественным требованиям. Принцип есть знание о законе или закономерности.

    Являясь наиболее общим выражением основных закономерностей журналистской деятельности, принципы журналистики разворачиваются в системы разнообразных норм и правил, регулирующих конкретные акты журналистского творчества. В отличие от принципов, число которых всегда ограничено, количество норм и правил не поддается подсчету, поскольку они непрерывно возникают и исчезают.

    Иногда  эти нормы и правила формализуются  и оформляются специальным документом (редакционным). В виде правил иногда оформляются выводы и рекомендации теоретиков журналистики.

    Представленные  в творческом методе журналиста нормы и правила, в соответствии с которыми осуществляется его деятельность, имеют специфический характер – вероятностный и вариативный. Когда исчезает понимание гибкости норм и правил и они отождествляются с шаблонами, исчезает и творческий характер профессии. Нормы и правила в большей степени зависят от всех других компонентов структуры творческой деятельности. Но не сами нормы и правила повинны в стандартности, безликости многих журналистских текстов, а прежде всего сам журналист, не умеющий пользоваться этими нормами и правилами и не желающий их усовершенствовать.

    Подлинно  творческое поведение журналиста предполагает знание существующих норм и правил, умение ими пользоваться в соответствующих  обстоятельствах и умение превзойти  их или создать новые, когда это необходимо.

    Самым распространенным критерием творчества считается такая характеристика продукта общественно-полезной деятельности, как новизна, оригинальность. Подразумевается, что творческая деятельность приносит новые, до сих пор неизвестные результаты. Под творчеством понимается «духовная деятельность, результатом которой являются созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры».

    Журналистскую деятельность можно представить как совокупность тесно связанных, переплетающихся и, вместе с тем, относительно самостоятельных процессов.

    Прежде  всего, следует выделить начальный этап, сущностью которого является выбор темы, формулирование замысла, определение порядка действий по реализации этого замысла.6

    Выбор – это изучение действительности, т.е. этап получения информации из внешнего мира. Изучение действительности состоит  из:

    а) сбора информации,

    б) ее интерпретации, осмысления, формулирование концепции, объясняющей суть изучаемого явления.

    Третий  этап – воздействие на действенность, т.е. доведение созданного на основе полученной и осмысленной информации текста до сознания массовой аудитории. Этот этап складывается из двух стадий:

    а) создание журналистского текста;

    б) придания ему необходимых для  «запуска» в СМИ качеств.

    Процесс создания журналистского текста также  состоит из двух потоков:

    1) выработки концепции текста;

    2) реализации этой концепции.

    Процессы, стадии, этапы реального творческого поведения журналиста переплетаются, взаимодействуют. В отличие от других видов творческой деятельности, журналистское творчество одновременно и многословно, и целостно.

    Результатом каждого из процессов журналистской  деятельности является не только информация, но и способы ее получения, преобразования и объективизации.

Информация о работе Способ журналистского творчества