Способ журналистского творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Творчество в самом общем виде – появление нового в любой области человеческой практики. В результате творческого акта создаются новые реалии, образующие в совокупности культуру. Реалии эти могут представлять собой материальные ценности и характеризоваться вещественно-энергетической природой (орудия труда, знания, осветительные приборы) – их создание связано с биологической природой человека; могут представлять собой ценности духовные, характеризующиеся природой информационной (произведения науки, литературы, искусств), или другими словами – информационные продукты.

Работа содержит 1 файл

осн часть.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

    В творческой лаборатории журналиста широко распространены досье. Их можно подразделить на тематические и сроковые. Собираемые для досье материалы могут размещаться в папках, скоросшивателях, на магнитных носителях, в компьютерах.

    Это могут быть вырезки из газет, выписки  из книг, фотографии животных, птиц, растений. При разработке темы журналист пользуется своими досье, что помогает ему создать высокохудожественные тексты – образец высокого творчества.

    Вырезки из газет, выписки из книг, журналов должны иметь ссылки на источник, откуда этот материал, эта выписка взяты. Непременным источником накопления материала для журналистского произведения является блокнот. В блокноте фиксируется то, что требуется для подготовки материала.22

    Новая запись начинается с даты, места, где  журналист находится (населенный пункт, завод и т.д.). В блокноте журналист записывает фамилии, имена, отчества, должность. В блокнот записываются цифры, данные, яркие, бросающиеся в глаза детали.

    Итак, материал, собранный журналистом  с помощью наблюдения, интервью почти  всегда предназначается для выступления  в жанрах заметки, корреспонденции, репортажа.

    Обращение журналиста к документам, официальной статистике обычно свидетельствует о том, что он работает над проблемным, постановочным, пропагандистским материалом.

    Журналист меняет профессию – метод включенного  наблюдения стал излюбленным в работе журналистов-расследователей.

    Подача  материала методом контраста  или диалога бывает более эффективной, чем простой описательный метод. Методы журналистского творчества взаимосвязаны, взаимодействуют между собой.

2.3. Структура журналистского творчества

 

    В основе деятельности журналиста лежит двойственное восприятие окружающей действительности, которая с одной стороны основана на точном восприятии факта, а с другой стороны на художественных, эстетических принципах, характерных для литературы и искусства.

      Методологически деятельность журналистов обуславливается как его собственными эстетическими и организационными способностями, так и синтетической природой журналистского творчества. Создавая свое произведение, журналист основывается на изучении, сопоставлении и анализе фактов, на умении создавать текст в соответствии с общими для любого литературного текста стилистическими, жанровыми, эстетическими требованиями.23

      Журналист должен:

     1. Осмыслить, понять, какие методы  и средства позволят ему добиться  цели.

     2. Определить тот информационный сегмент, который обеспечит его необходимыми фактами.

     3. Собрать и проанализировать  весь необходимый фактический  и иллюстративный материал.

     4. Определить структуру материала  и необходимые для его реализации  средства.

     5. Инициировать или принять участие в коллективном создании материала (создать авторский коллектив, привлечь вспомогательные службы и т.д.) либо преступить к авторскому созданию материала.

     6. Сопоставить результат с начальной  целью и внести необходимые  коррективы.

     7. Провести материал до публикации (принять участие в редактуре материала, в верстке, в иллюстрирование и т. д.)

     8. Изучение реакции аудитории  за счет обратной связи.

      Следует рассмотреть последовательность  шагов, которые предпринимает  журналист в процессе подготовки  материала во всех его элементах, расширить алгоритм:

    1. Замысел, идея. Как правило, получая  редакционное задание, журналист  получает тему будущего произведения. Отвечает на вопросы: "Чего  я хочу добиться?", "Что я  хочу сказать?".

    2. Тема - эта та область человеческой деятельности, знаний и т.п., которая дает материал для будущего произведения. Если замысел или идея - это общая концепция будущего произведения, то тема сужает область поиска необходимых фактов, персонажей, событий. Материал полностью конкретизирует отобранные объекты. Отвечает на вопросы: "Где?, О чем будет вестись рассказ?".

    3. Материал. Отвечает на вопросы: "Кто?  Что? Какие события? Где? Когда?". Журналист выявляет и фиксирует  необходимый ему материал, оценивая  его с точки зрения целесообразности  и уместности.

    4. Анализ. Подразумевает исследование  всей массы получаемого материала  и отбор необходимых элементов  по критерию работы на замысел.

    5. Определение структуры произведения. После отбора необходимого материала  и анализа, становится понятным  то, как будет построено будущее произведение, какова будет его форма, какие элементы лягут в его основу, определится жанр, изобразительные и выразительные средства, во многом станет ясна драматургия и стилистика.

    6. Воплощение замысла. Представляет  собой финальную стадию создания произведения, при которой в соответствии с замыслом, выбранной темой и структурой на отобранном и проанализированном материале это произведение строиться.

      После "воплощения" необходимо  осуществить самоконтроль, ответить  на вопрос: "Добился ли я поставленной цели? Воплощена ли идея?"

      Прежде чем добиться реализации  замысла, надо поставить ряд  задач более частного характера  и последовательно добиваться  их, тем самым приблизиться к  конечной цели.24

      Конечный этап творческого процесса  по созданию произведения - обычно соотнесение результата с поставленной целью. Трудоемкие виды производства произведения (например, на телевидении) часто проходят стадию предварительного тестирования на пробной экспериментальной аудиторной группе. Так, распространена практика производства предварительного ("пилотного") выпуска программы для того, чтобы оценить ее реальное воздействие на аудиторию. Программа показывается либо искусственно подобранной группе зрителей, либо всей аудитории сразу. Результаты подобного исследования во многом влияют на дальнейшее производство телепрограммы. Главным вопросом данного исследования должен стать вопрос: "Добился ли автор поставленной цели?"

      Работа над материалом обычно  осуществляется в тесном контакте  с редактором, т.к. цель, которую ставит перед собой журналист, не может расходиться с целями редакции. Цели должны быть близки. Редакционное задание в конечном итоге является основным критерием оценки материала и журналист должен отдавать себе в этом отчет.

      Опытный редактор способен путем редакторской правки усилить материал, сделать его более действенным, острым и т.д. Особые требования к журнальному материалу лежат в сущности журналистского творчества (дискретность, континуальность), таким образом, создавая материал нельзя не оценивать, что написано или снято на эту тему другими журналистами. Это необходимо брать во внимание, чтобы избежать дублирования, стандартных ходов, стандартной терминологии и языка, во избежания штампов и перекрестного цитирования, повторов.

2.4. Отличительные черты современного журналистского творчества

 

    Сменилась общественно-политическая формация, изменилась и журналистика. На смену анализу, исследованию и высокохудожественной публицистичности в журналистику пришла беглая информационность, комментирование, версификация событий и сенсационность. Высокие принципы морали и нравственности всегда бытовавшие в журналистике русской, советской почти исчезли из российских СМИ.

    Журналистика  сегодня отражает интересы и устремления  российской правящей элиты и региональных элит. Журналистика все более становится информационным капиталом. Капитализируясь, журналистика наших дней соревнуется в мастерстве сплетен, интриг, овладение приемов папарацци.

    Не  редко на газетных страницах мы наблюдаем журналистское ремесло. Ремесло это навыки журналистской работы. Как правило, материалы журналиста ремесленника не очень глубокие, поверхностные, зачастую штампованные.25

    Вторая  ступень на пути к творчеству –  это мастерство. Оно предполагает владение всеми видами жанров журналистики. Знание секретов композиции и концепции материала. Журналистскому мастерству присущи свои стилевые особенности.26

    Третья  ступенька на пути к творчеству –  это талант. Талант означает высокий уровень развития способностей. О наличии таланта в журналистике следует судить по результатам деятельности журналиста, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

    Творчество  журналиста – это деятельность, результатом которой является создание новых высокохудожественных текстов, имеющих большое морально-нравственное и духовное значение. Творчество в журналистике имеет личностный аспект и предполагает наличие способностей, благодаря которым создается текст, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

    Английский  ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение, проверку.

    Центральным, специфически творческим моментом считалось  озарение – интуитивное схватывание  искомого результата.

    Журналистское творчество существует в ряду других видов творчества. К примеру, творчества актера. К. С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении продукта творчества. Под сверхсознанием К. С. Станиславский понимал как высший этап творческого процесса, отличный от его сознательных, так и бессознательных компонентов. Сверхсознание в творчестве, по Станиславскому, выступает как механизм творческой интуиции.

    Творчество  – это опыт журналиста, который  знает, что он хочет сказать, от имени  кого сказать и во имя чего сказать. Журналистское творчество многогранно. Его истоки в общественно-политической жизни, экономике, истории, философии, культуре и т.д.

    «Жизнь  есть творчество, а потому и история  есть творчество. Творение есть жертва…», – писал русский философ Сергей Николаевич Булгаков. Итак, по Булгакову творчество проистекает из жизни, из ее многообразия. А потому, чтобы стать настоящим творцом, человеком творческим, журналист должен глубоко познать жизнь, ее глубинные процессы.

    «…во  власти журналистов и непрофессиональных газетных добровольцев снять перегородки, создать ощущение единства в нашей многообразной жизни, свежим взглядом показать людям, как интересен их труд, как соединен он со всем, что делается вокруг.27

    Право же, это не пустые слова: повсюду  идет увлекательная, полная неожиданностей жизнь, даже в самом скучном на вид учреждении с его давно заведенным, неменяющимся порядком»,– писал А. З. Рубинов. Знание жизни, жизненных ситуаций, умение их анализировать присущи журналистскому творчеству. У журналистского творчества множество составляющих. Главный инструмент творчества – это слово. Творец слова, его мастер А. М. Ремизов писал: «Мир словарь. Меня можно оцарапать словом и обольстить».28

    Слово в творчестве журналиста играет ведущую  роль. Именно слово помогает журналисту отражать стремление создать текст, где выражается нечто новое, ранее не публиковавшееся. Новый поворот темы, или новая тема, композиция или концепция.

    Творчество  – это трудный и многоплановый, многоликий процесс.

    Творчество  не рождается на пустом месте. В его преддверии много составляющих. А самая главная составляющая творчества – это труд. Ежедневный труд писания. «Писать надо всякий день не только для упражнения, словесный человек как цветок распускается. И часто сам не знаешь, какие еще цветы и листья хранит душа».29

    Свой  творческий след в журналистике оставили и оставят многие журналисты. Разные темы, разные методы и методологии журналистского творчества делают этот творческий след неповторимым и уникальным.

    В многообразии творчества наше богатство, наше достояние. Естественно, что это богатство в той или иной степени используется в журналистике. И потому, журналистское творчество каждой эпохи, базируясь на достигнутом, имеет все возможности для творческого роста.30

    В труде журналиста различаются несколько видов деятельности. Это прежде всего:

    а) публицистический;

Информация о работе Способ журналистского творчества