Способ журналистского творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Творчество в самом общем виде – появление нового в любой области человеческой практики. В результате творческого акта создаются новые реалии, образующие в совокупности культуру. Реалии эти могут представлять собой материальные ценности и характеризоваться вещественно-энергетической природой (орудия труда, знания, осветительные приборы) – их создание связано с биологической природой человека; могут представлять собой ценности духовные, характеризующиеся природой информационной (произведения науки, литературы, искусств), или другими словами – информационные продукты.

Работа содержит 1 файл

осн часть.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

    Творческая  индивидуальность может существовать и успешно развиваться только в условиях творческого коллектива. И, наоборот, творческий коллектив нуждается  в развитых творческих индивидуальностях.

    Одна  из систем, выступающих в качестве точки отсчета для творческой индивидуальности журналиста, является журналистская творческая среда. Сама творческая индивидуальность журналиста может быть понята как специфическая  форма субъективного отражения  объективно существующего опыта журналистского взаимодействия с реальной действительностью, как продукт тех отношений, которые возникают в ходе становления и развития творческой среды.7

    Творческая  среда отдельного журналиста складывается из непосредственного окружения, с которым он контактирует, из коллектива редакции, в которой он сотрудничает, и из всей системы «журналистика», которая через множество каналов воздействует на каждого журналиста.

    Творческая  среда является не только хранилищем профессионального опыта, но и регулирует и контролирует деятельность и поведение каждого журналиста. В ходе этого регулирования и контроля творческая среда выполняет следующие функции:

    1) критическую – оценивая предлагаемые или используемые журналистом способы и приемы деятельности;

    2) селективную – отбирая предлагаемые творческой индивидуальностью способы и приемы деятельности для последующего закрепления в коллективной памяти;

    3) программирующую – определяя возможные способы и пути деятельности журналиста в реальной ситуации. 
 
 

2. Способ журналистского творчества

2.1. Общее понятие о способе журналистского творчества

 

    Журналистское творчество, относясь к духовно-практической деятельности человека, прежде всего, проявляется в самом процессе создания информационного продукта. В данном случае реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные способы постижения социальной реальности.

      Журналистику всегда связывали  с литературной деятельностью.  Сходство видели не в способах  отражения действительности. Если для писателя, как отмечал М. Горький, важно «искусство словесного творчества, искусство создания характеров и типов»8, то для журналиста это искусство заключается в особом освоении социального времени, в котором «находит отражение и "злоба дня", и история современности, и ретроспектива, и перспектива человеческой жизнедеятельности, обладающие актуальным социальным значением»9. При разности подходов в освоении социального мира и в писательском, и в журналистском творчестве можно обнаружить общие закономерности, связанные с созданием текста. Еще M. M. Бахтин отмечал, что существуют два момента, определяющие текст как высказывание: «его замысел (интенция) и осуществление этого замысла. Динамические взаимоотношения этих моментов, их борьба, определяющая характер текста»10. При воплощении замысла будущего произведения личность включается в художественное творчество, которое предстает как одна из разновидностей процесса моделирования действительности. При этом в любом литературном и публицистическом произведении могут быть одновременно представлены модели двух объектов — явления действительности и личности автора. Включаясь в художественное творчество, творцы интегрируют, по мнению Л.Н. Столовича, различные виды человеческой деятельности, возникающие в «силовом поле» многообразных субъектно-объектных и личностно-общественных отношений.11

     1. Познавательную деятельность, в  результате которой художник  отражает объективную действительность, познает взаимосвязи между личностью  и обществом в каждую конкретную  историческую эпоху;

     2. Преобразовательную деятельность, состоящую в том, что художник  в процессе творчества преобразовывает  в создаваемом им образе природный  материал (краски, формы, звуки и  т. д.) и материал жизни человека  и общества, трансформируя его  в различных сюжетно-композиционных отношениях, видоизменяя пространственно-временные связи для выражения авторской концепции;

     3. Воспитательную деятельность —  стремление воздействовать на  духовный мир реципиентов;

     4. Оценочную деятельность, благодаря  которой художник выражает свое ценностное мироощущение, отражая явления действительности сквозь призму своих интересов, потребностей, вкусов, идеалов;

     5. Коммуникативную деятельность, предполагающую  прямое или косвенное общение  художника с реципиентом своего произведения.

      При субъектно-объектных отношениях  личность, с одной стороны, может  познавать объект (в данном случае  осуществляется его познавательная  деятельность), а с другой —  отражать объект в своем сознании, оценивая или преобразуя его  в различных образах. На основе этих видов субъектно-объектных отношений и возникают основные виды человеческой деятельности: познавательная, преобразовательная, оценочная.12

      Журналист, включаясь в процесс  познания социальной действительности, не просто изучает те или  иные свойства или признаки объекта, а определенным образом воздействует на него, динамически воспроизводя в своем сознании все его сущностные характеристики. Познание, будучи отражением, всегда ориентировано на конструирование социальной реальности. Специфика познавательной деятельности журналиста заключается в том, что в ходе познания для него наиболее значимым является «чувственно-практический контакт с действительностью, исконная близость к эмпирическим формам человеческого опыта, к проявлениям практического, обыденного сознания людей. Благодаря этой животворящей основе открывается возможность целостного постижения человеческого бытия».13

      Таким образом, любые формы  журналистского познания вырастают  из практической деятельности  людей и на всем пути развития  обслуживают материальную практику. В журналистских произведениях аккумулируются результаты духовной и практической деятельности человека, а также находит отражение и чувственный опыт, проективных устремлений в будущее.

    Именно  поэтому в ходе познания различных  объектов социальной действительности журналисты ориентируются не только на сообщение известных фактов, не только на их соотнесение с социальным опытом, но и на их оценку, на всестороннее осмысление с точки зрения общественной полезности, наконец, на открытие новых тенденций в развитии человеческих отношений. В поле зрения журналистского познания всегда находятся динамические процессы, происходящие в обществе. Именно отсюда и проистекает их нацеленность на изучение различных проблемных ситуаций, социальных противоречий, поиск ответов на решение сложных социально-политических, экономических, нравственных и иных вопросов, на анализ и прогнозирование социальных последствий и т. д.

      Специфика журналистского познания  заключается и в том, что  оно по своей природе носит  синтетический характер, т. е. основано на взаимодействии научных, художественных и эмпирических способов освоения социального мира. В журналистском творчестве, как и в научно-теоретическом, очень важно владение общетеоретическими методами познания, к которым можно отнести анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, моделирование, индукцию и дедукцию, сравнение и аналогию и т. д. Именно на их основе осуществляется процесс формирования понятий, суждений и умозаключений.14

      Анализ — мысленное расчленение  предмета или явления, выделение его отдельных частей, признаков, свойств.

      Синтез — это мысленное соединение  отдельных элементов, частей, признаков  в единое целое.

      Абстрагирование — это метод  познания, заключающийся в мысленном  выделении интересующих журналиста признаков, связей и отношений при отвлечении от несущественных признаков. Результатом абстрагирования являются продукты умственной деятельности — абстракции, включающие понятия, модели, теории, классификации.

      Конкретизация — это мысленный  переход, возврат от общего понятия к частному.15

      Моделирование — это метод  научного познания, заключающийся  в замене изучаемого предмета, явления на его аналог —  упрощенную модель и в последующем  исследовании этого аналога.

      Дедукция — переход в процессе  познания от общего к частному и единичному.

      Индукция — переход в процессе  познания от частного к общему.

      Данные методы представляют «систему  приемов познания явлений действительности, применяя которые журналист подходит  к пониманию рассматриваемого  явления в сущностных чертах и свойствах, раскрывает его природу, закономерные черты его функционирования и развития, связи и отношения с другими явлениями. На основе метода изучения журналист оценивает явление в свете своего идеала, вырабатывает предложения и рекомендации, пути и средства достижения желаемой цели. Иначе говоря, метод изучения вооружает журналиста способами выработки знания, которое содержит всю необходимую информацию».16

      В ходе познания различных  объектов и явлений действительности  журналист включается в творческий поиск. Данный поиск может выйти за рамки уже известных фактов, упорядоченных знаний, представлений, мнений. Поэтому не все творческие задачи могут быть решены с помощью логического анализа. Зачастую, обдумывая ту или иную проблему, журналист может прийти к ее решению на интуитивном уровне. Не случайно в психологии творческого мышления интуитивизм является одним из наиболее ранних представлений о психологических механизмах решения творческих задач. Представители данного направления считали, что открытие нового наступает само по себе — самопроизвольно. При этом под понятием «интуиция» подразумевалось «внезапное осенение, озарение, свойственное лишь немногим избранным».17

      В журналистском творчестве интуитивное  нахождение новых идей может  возникнуть на основе чувственных впечатлений и последующей их разработки с помощью методов абстрагирования и идеализации. Но интуитивные решения могут прийти и в процессе обдумывания. Одной из наиболее продуктивных форм интеллектуальной интуиции является, по мнению психологов, творческое воображение, с помощью которого как раз и создаются новые понятия и формируются новые гипотезы.18

2.2. Методы и приемы журналистского творчества

 

    Термин  «метод» впервые стали употреблять  мыслители Древней Греции. В античной философии этим термином характеризовали – путь исследования, прием доказательства, образ и способ изложения теоретических взглядов.

    В современном значении этого слова  под методом понимается способ или  прием решения той или иной проблемы, подход к достижению поставленной цели.

    В понятие метода, употребляемое в  журналистском обиходе вкладывается аналогичное содержание. Журналистскому методу, как и любому другому присуща строгая определенность, однозначность. Опора журналиста на научно обоснованные методы является главным условием получения им новых, оригинальных знаний, необходимых для постижения объектов действительности в целях их изменения, преобразования.

    В одном ряду с термином «метод»  стоит другой, производный от него – «методика». Словом «методика» обозначают некоторую сумму способов и приемов, используемых в профессиональной деятельности. Ко многим приемам обращается журналист, собирая материал, скажем для репортажа. Общую совокупность этих приемов как раз и называют методикой работы над материалом, репортажем, например.19

    Какие же есть методы журналистской творческой деятельности?

    Факультеты  и отделения журналистики России обучают студентов методам:

    1) познания,

    2) отражения,

    3) преобразования.

    Приведенная выше схема – это своего рода модель, миниатюра журналистского образования. Из этой схемы мы сможем наглядно себе представить, с какими методами имеют  дело в журналистике.

    Но, можно и нужно выделить еще один метод – 4) психология индивидуального творчества. К примеру, Оноре де Бальзак имел обыкновение писать по ночам, при свечах, за чашкой кофе. И. А. Бунин, наоборот, старался себя не возбуждать, чтобы не писать, как он выражался, «на нервах». А. П. Чехов работал в самой лучшей своей одежде. А. И. Куприн любил писать одетым небрежно. Эрнест Хемингуэй работа в прихожей своей виллы, стоя босиком перед старым, видавшим виды бюро.

    Писатель  Л. Леонов о своем труде: «Я пишу карандашом, пишу медленно и мелким почерком, чтобы видеть всю конструкцию абзаца, страницы в целом. Пишу и стираю до тех пор, пока страница не выйдет чистой, без помарок». А. Н. Толстой, наоборот, любил писать хорошими легкими авторучками. Он говорил: «Карандаши ненавижу», а потому у него на столе, в футляре всегда было несколько авторучек.

    Примеры психологии творчества интересны, но процесс  нашего приобщения к журналистскому мастерству вряд ли ускорят. Творчество – процесс сугубо индивидуальный.20

    Методы  в журналистике имеют самостоятельное, автономное значение. Тем не менее органически теснейшим образом они связаны между собой. В сущности, каждый из них имеет свой аналог в другом. Использование нами того или иного приема, скажем, в познании жизни, требует от нас адекватного этому приему ее отражения. 21

    Преддверием творчества можно назвать накопление материала, который затем может  использоваться при разработке темы.

Информация о работе Способ журналистского творчества