Типология ошибок в печатных СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы связана с проблемой использования литературных норм в печатных СМИ. Современные публицистические тексты часто пренебрегают литературными нормами. Это происходит не только из-за незнания правил культуры письменной речи, но и нежелания принимать этические нормы. Так как при написании статьи журналисты спешат донести до читателей свежие новости в их первоначальном виде, хотя не всегда газетно-публицистических текстах отступление от норм является ошибкой. В большинстве случаев это может быть языковой игрой для привлечения внимания читателя.

Содержание

Введение стр. 3
Глава 1 . Основная классификация ошибок в печатных СМИ
1.1 Речевые ошибки стр. 4
1.2 Стилистические ошибки стр. 10
1.3 Коммуникативные ошибки стр. 15
Глава 2.Типичные ошибки в печатных СМИ
2.1 Речевые ошибки стр.19
2.2 Стилистические ошибки стр.24
2.3 Коммуникативные ошибки стр.26
Заключение стр.29

Работа содержит 1 файл

Типология ошибок в печатных сми.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Дальневосточный государственный университет

Институт  массовых коммуникаций 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Типология ошибок в печатных СМИ 
 
 
 
 

Курсовая  работа студентки 345-ир

Факультета  издательского бизнеса и компьютерного дизайна 
 
 
 
 

Научный руководитель

канд. филол.  наук, зав. кафедрой,

доцент  кафедры русского языка и стилистики ИМК ДВГУ. 
 
 
 
 
 
 

Владивосток

2008 
 

Содержание 

Введение   стр. 3

Глава 1 . Основная классификация ошибок в  печатных СМИ

1.1 Речевые  ошибки  стр. 4

1.2 Стилистические  ошибки стр. 10

1.3 Коммуникативные  ошибки стр.  15

Глава 2.Типичные ошибки в печатных СМИ 

2.1 Речевые  ошибки  стр.19

2.2 Стилистические  ошибки  стр.24

2.3 Коммуникативные  ошибки  стр.26

Заключение   стр.29 
 
 

 

Введение 

    Курсовая работа посвящена теме Типологии ошибок в печатных СМИ.

    Актуальность  данной темы связана с проблемой  использования литературных норм в  печатных СМИ.  Современные публицистические тексты часто пренебрегают литературными  нормами. Это происходит не только из-за незнания правил культуры письменной речи, но и нежелания принимать этические нормы. Так как при написании статьи журналисты спешат донести до читателей свежие новости в их первоначальном виде, хотя не всегда газетно-публицистических текстах отступление от норм является ошибкой. В большинстве случаев это может быть языковой игрой для привлечения внимания читателя.  А для того, чтобы внимание было эффективным, в печатный текст может проникать не только разговорная речь, но и лексика официально-делового стиля.

    Таким образом, целью нашей работы является рассмотрение непреднамеренного отступления  от нормы, которые значительно снижают  эффективность общения. Для этого  необходимо использовать такие понятия, как речевая ошибка, стилистическая ошибка и коммуникативная ошибка. Выяснить причины  возникновения данных ошибок, а также продемонстрировать на примерах из прессы.

    Проблема  типологических ошибок в СМИ является ведущей среди таких специалистов как С.И. Сметанина, С.Н. Цейтлина, Н.П. Колесников, А.И. Горшкова, Л.П. Крысина, Н.В. Гусельниковой и другие.

    Практическая  значимость курсовой работы состоит  в изучении и анализе типичных ошибок на практике. Работа состоит  из двух частей. Две главы состоящие  из подглав. В первой главе исследуется  теоретическая часть, а  во второй главе будут проанализированы и исследованы типичные ошибки.

    При анализе работы будут использоваться такие СМИ – Комсомольская  правда, Дальневосточные ведомости, Владивосток, Арсеньевские Вести.

Глава 1.Основная классификация ошибок в печатных СМИ

В этой главе мы познакомимся с общей  классификацией ошибок, встречающихся  в печатных СМИ.  Многие исследователи  объединили их общую классификацию 1. Речевые ошибки. 2 Стилистические ошибки.3 Коммуникативные. Каждая из этой группы подразделяется виды. 

    1. Речевые ошибки

    Согласно  энциклопедическому словарю-справочнику  речевые ошибки - это нарушения этических, в частности, этикетных норм при построении устной или письменной речи (монолога или диалога). речевые ошибки совершаются тогда, когда говорящий или пишущий игнорирует этико-эстетический компонент речевой культуры, который в русской речевой традиции подразумевает особую роль категорий гармонии, кротости, смирения, миролюбия, негневливости, уравновешенности, радости. Реализуется в диалогическом гармонизирующем воздействии, риторических принципах немногословия, спокойствия, правдивости, искренности, благожелательности, ритмической мерности, отказе от крика, клеветы, сплетни, осуждения ближнего1.

    Нередко пренебрежение нормативными рекомендациями и традиционной литературной нормой ведет к явным ошибкам в использовании языковых средств.

      Двухлетнее тюремное заключение не пошло уроком для молодого человека; За нарушение журналистской этики на корреспондента объявлено строгое административное взыскание.2

    В медиа-тексте, где стандарт и экспрессия имеют двойной статус, не выправленное отклонение от нормы может привести к информативным, коммуникативным и эстетическим потерям. В результате нарушения языковых норм в тексте возникают  речевые ошибки. 

    В устной речи нарушения языковых норм приводят к фонетическим ошибкам.  

    Живаго  прожил жизнь яркую  и драматическую3.

    Многие  исследователи, давая определения  фонетическим ошибкам, раскрывают его  не полностью. Фонетические  ошибки - погрешности в звуковом оформлении, неуместная рифма, искажение ударения.

    Во  избежание потерь урожая жатву стараются провести в сжатые сроки (Рукопись ст.);

    Новые лексические единицы  появляются в речи для выражения  коммуникативных  намерений автора ... а не как заранее запланированная задача (Рукопись ст.);4

    Такой исследователь, как Львов предлагает более полное определение фонетическим ошибкам. Произносительные ошибки — орфоэпические и нарушения ударений; другие нарушения произносительных норм: интонационные, голосовые, акцентные, связанные с темпом речи, паузами, фразовыми ударениями и пр., изучены пока мало, нет диагностики и типологий5.

    В письменной речи тех, кто слабо владеет  лексическим способом, возникают  следующие затруднения. Во-первых, пишущие  не выделяют логически ударное слово  в тех случаях, когда оно должно быть (точнее: лучше всего может быть) выделено лексическим способом; во-вторых, ставят слово-усилитель (обычно — выделяющую частицу) не перед тем словом, которое должно быть выделено; в-третьих, выделяют логически ударное слово каким-то одиночным усилителем, когда оно по его значимости должно быть выделено двумя-тремя усилителями.

      В первых двух случаях из-за  этого возникает смещенное логическое  ударение, в третьем — недостаточное  по степени выделение слова.6

    Следующий подвид речевых ошибок – лексические ошибки. Они возникают из-за незнания пишущим лексического значения слова, неправильное образование частей речи и ряд других нарушений. По мнению исследователей, лексические ошибки изучены, но и их типология далеко не полна; не всегда ясны их причины, например причины неточного выбора слов. Но общая претензия к говорящему и пишущему — бедность словаря, и это самое плохое качество речи; однако конкретной ошибки указать невозможно.

    Такой исследователь как Цейтлина С.Н. выделяет всего лишь три вида лексических неправильностей. Представляется возможным выделить три основных типа лексических неправильностей: 1) ненормативные значения слов (семантические ошибки); 2) ненормативная сочетаемость слов; 3) тавтологически ошибки и повтор. Особую, группу составляют фразеологические ошибки.

    Семантические ошибки трудны для распознавания, поскольку  заключаются в изменении не внешней, звуковой оболочки  слова,   а  его  содержания. В   практике  лексикографической работы (например, при составлении толковых словарей) для выявления значений слов обычно привлекают большое количество разнообразных   контекстов, позволяющих   судить   с  достаточной степенью точности о том, какое содержание вкладывается носителями языка в данную звуковую оболочку7.

    Мучник  приводит примеры слов сходных по значению и приходит к выводу, что данная ошибка возникает из-за незнания лексического значения слова, вернее его семантики. Сближение слов происходит не на основе их значения, а исключительно по сходству их звучания.

    Комиссия  столкнулась с фактором незаконной продажи спиртных напитков.8

    Особенность следующего вида ошибок заключается  в дублировании смысловых компонентов  высказывания, также повторе одного и того же слова, неуместном употребление однокоренных слов и т.п.

    Осталась  особая группа – фразеологические ошибки. Прежде всего, ошибки такого рода возникают из-за трудности усвоения фразеологизма, его формы, изменение лексической сочетаемости фразеологизма. Незнание точного значения фразеологизма, его лексико-грамматического состава, экспрессивно-стилистических особенностей, сферы употребления, сочетаемости, наконец, невнимательное отношение к образной природе фразеологизмов приводят к речевым ошибкам.

    При употреблении фразеологизмов ошибки могут  быть не связаны со спецификой фразеологических единиц как воспроизводимых устойчивых оборотов. Неудачный выбор фразеологического синонима, употребление фразеологизма без учета его семантики, нарушение сочетаемости фразеологического оборота со словами окружающего контекста и т. д. - все эти ошибки, по существу, не отличаются от аналогичных речевых ошибок при использовании отдельных слов.

    Он  метался искал  спасения. Придумал трогательную историю  в своё оправдание. Но она прозвучала как лебединая  песня этого прожжённого  негодяя. 9

    К речевым ошибкам относят морфологические и синтаксические ошибки.

    Морфологические ошибки создают помехи при восприятии текстовой информации. Они связаны  с неправильным образованием форм слов различных частей речи. 

    Неожиданное пенальти и решило судьбу встречи10.

    Вместо  одной формы слова употребляется другая (не тот падеж, не то число, не тот грамматический род), в результате чего возникают сочетания слов, не свойственные русскому языку, и нарушаются известные правила согласования и управления11.

    Словообразовательные  ошибки возникают, когда нет единых правил.

    аббревиатуры: их образуют все. Например У ПИ — Управление налоговой инспекции. Таких слов десятки  тысяч, созданы и  употребляются в  рамках ведомств, но они и в прессе, и на вывесках, и  даже в устном общении, и это порождает множество недоразумений;

          образования, связанные с географическими  названиями:

    имена прилагательные типа средиземноморский; можно ли сказать

    по  аналогии баренцевоморский, желтоморский ! В  речи возникают

    и такие образования, по-видимому, ошибки;

    ошибки  в образовании названий жителей городов, других

    населенных  пунктов, территорий. Житель и жительница Якутска,

    как правильно: якутчанка, якутянка! Как назвать  жителей села

    Михайловка, городов Улан-Удэ, Полотняный завод?12;

    Синтаксические  ошибки возникают из-за нарушения норм построения словосочетания, простого или сложного предложения. Именно эти ошибки являются сегодня наиболее очевидными и серьезно расшатывают существующие языковые нормы. Исследователи связывают их с проявлением общей тенденции к ослаблению падежных функций в современном русском языке.

    По  словам Цейтлиной выбор той или иной падежной формы бывает обусловлен в нормативном языке не только собственно синтаксическими, но и лексико-семантическими, морфологическими, иногда даже словообразовательными факторами13.

    Также следует отметить морфологические  ошибки встречающиеся в числительных.

Информация о работе Типология ошибок в печатных СМИ