Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:58, реферат
Многое в работе журналиста зависит от того, в какой неповторимый узор сложатся элементы его личности – особого, формирующегося в социокультурной среде качества человека. Понять личность – значит установить, как взаимодействуют друг с другом ее компоненты, обусловленные биологически, психологически, социально.
Понятие 
текстовой модальности 
Работа 
непосредственно над текстом 
– главная составляющая часть 
всего творческого процесса, и 
каждый автор идет исключительно 
своей стезей. У него, правда, может быть 
сходство с коллегами в методе сбора материала, 
в приемах организации труда, в тематических, 
эстетических и социально-политических 
предпочтениях, но никогда не происходит 
детального совпадения содержательно-формальных 
аспектов двух различных текстов. Тема 
никогда не может быть реализована одинаково. 
В этой связи интересно наблюдать за тем, 
как авторы ряда периодических изданий 
освещают одно и то же событие: даже в близких 
по статусу газетах репортажные, например, 
тексты будут сильно, а иногда просто в 
корне разниться. 
Мы же 
сравним несколько классических 
текстов, касающихся романа И.С. Тургенева 
«Дворянское гнездо». Эти критические 
статьи с ярко выраженными публицистическими 
признаками были написаны сразу после 
выхода в свет тургеневского произведения 
и опубликованы в журналах того времени. 
Имеются в виду статьи Д.И. Писарева, А.А. 
Григорьева и Н.А. Добролюбова[33]. Прежде 
отметим, что все данные материалы имеют 
немало общего. Их объединяет то, что для 
середины XIX в. они были исключительно 
актуальны, ориентированы на широкую аудиторию, 
а именно читателей журнальной периодики, 
и поэтому в текстопостроении здесь использована, 
безусловно, эксплицитная модель: произведения 
не отличаются чрезмерной усложненностью, 
их содержательно-формальный аспект выражен 
отчетливо, прозрачен, легко просматривается 
и воспринимается. Эти тексты ясны и открыты, 
что, конечно, не препятствует формированию 
подтекста. По видовым характеристикам, 
вне всякого сомнения, это тексты-рассуждения 
с высоким уровнем аналитичности. Схема 
структурирования материала полностью 
замкнута на ведущем претексте – тургеневском 
романе, что обусловливается, впрочем, 
уже самой жанровой природой литературно-критических 
публикаций. Они, кроме того, содержат 
в значительном объеме различные интертекстуальные 
включения и являют собой образец глубокой 
нарративной организации всего текстового 
пространства: авторы как личности-субъекты 
погружены в повествование, формируют 
и активно артикулируют свое мнение на 
всех уровнях текстообразования, совмещаясь 
с образом повествователя, проникают в 
самые сокровенные области существования 
главных и второстепенных героев и при 
этом непосредственно вовлекают в повествовательный 
процесс читателя – в частности, через 
доверительный тон прямых монологических 
обращений вызывают в нем чувство сотворчества. 
Но в 
то же время статьи принципиально 
различны. Источником различий служит 
то, что публицисты в полной мере 
пользуются свободой текстопостроения 
в пределах избранной текстовой 
модальности, позволяющей выразить авторское 
миропонимание. 
Писаревский 
текст ориентирован в первую очередь 
на отражение канвы 
Иное 
дело – подход к построению текста 
у Григорьева. Его интересует в 
основном поэтика Тургенева-романиста: 
каких художественно-
А вот 
Добролюбов в условиях, по сути, той 
же самой текстовой модальности 
весь комплекс средств и приемов, включая 
расположенный в несколько уровней развернутый 
подтекст, подчиняет обоснованию одной 
идеи – призыву прихода «настоящего дня». 
Варианты «эстетической критики» сразу 
же сурово отметаются, поскольку она «сделалась 
теперь принадлежностью чувствительных 
барышень». Автор усиливает давление, 
используя характерную лексику: «борьба», 
«свобода», «доблесть», «гражданский герой», 
«угнетенные», «произвол», «пропаганда» 
и др. Организация текстового пространства, 
расположение всех сюжетоформирующих 
линий произведения, создание сложной 
и довольно мастерской архитектоники 
нацелено на решение одной откровенно 
декларированной задачи – вытеснить «дворян 
разночинцами в русском освободительном 
движении». Своими разоблачениями «лишних 
людей» Добролюбов сознательно содействовал 
этому[34]. Именно сознательно, строя субъективную 
модель текстообразования. 
Даже 
краткий анализ этих известных классических 
текстов позволяет сделать 
ДВУСТОРОННЯЯ 
ПРИРОДА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 
  
Коммуникация, 
как система отношений, направленная 
на установление взаимопонимания, имеет 
двустороннюю природу. В теории журналистики 
различаются два потока информации. 
С одной стороны осуществляется 
прямая связь – передача информации аудитории, 
с другой стороны действует обратная связь 
– прием информации от аудитории. Общественность 
в лице отдельных ее представителей через 
прессу высказывает свои оценки, мнения, 
влияет на поведение людей и социальных 
групп. И то, и другое возможно лишь при 
понимании собеседника и при ясности авторского 
замысла. В противном случае между редакцией 
и аудиторией нарушаются все связи. 
Среди 
потребителей информации принято различать 
действительную и потенциальную 
аудиторию. Действительной аудиторией 
являются те, кто реально обращается к 
конкретному источнику сведений. Потенциальной 
аудиторией может быть все население страны. 
При изучении процесса коммуникации приходится 
иметь дело, как правило, с конкретными 
каналами и службами информации. Обращения 
читателей, слушателей, зрителей к СМИ 
– избирательны, привязаны к региону, 
собственным потребностям и интересам, 
к определенным политическим фигурам. 
Журналист 
является организатором коммуникативных 
отношений, посредником и интерпретатором 
в социальном диалоге. Московские социологи, 
изучавшие творческий процесс в СМИ, обратили 
внимание на то, что «главные сложности 
у журналистов всегда вызывала массово-организаторская 
работа, то есть не собственно творчество, 
а работа с авторами, письмами в редакцию, 
организация “круглых столов”, рейдов 
и т.п.»[Кор. С, 201] 
Действительно, 
организационно-массовая работа нередко 
угнетает пишущих журналистов, но является 
неотъемлемой частью профессии. Суть этой 
работы сегодня во многом стала иной. 
С изменением характера прессы, сокращением 
количества писем доля организаторской 
деятельности уменьшилась, у нее появились 
новые формы. Помимо собственной литературно-информационной 
работы журналист занимается следующими 
видами труда: 
  
Ø      
редактирование, 
Ø      
связи с общественностью, 
Ø      
работа с письмами, 
Ø      
работа с авторами, 
Ø      
участие в коммерческой деятельности 
редакции. 
  
Он вступает 
во взаимоотношения с различными 
социальными субъектами: 
  
Ø      
властями, 
Ø      
социальными институтами, 
Ø      
партиями и общественными движениями, 
Ø      
учредителями, 
Ø      
рекламодателями, 
Ø      
спонсорами. 
  
Это тоже 
его аудитория, в общении с 
которой требуются 
Все редакционные 
коллективы вынуждены заботиться об 
экономической стороне дела и 
становятся отчасти коммерческими 
предприятиями. Усиление спроса на рекламу, 
добывание ее тоже заставляет журналиста 
опираться на контакт с читателями, но 
особый. Складывается новый тип средств 
информации как элемента жесткой рыночной 
системы управления и хозяйствования. 
Увеличивается объем деловой информации 
и растет число деловых изданий. В содержание 
прессы все чаще вкрапляются элементы 
игры. 
ОРГАНИЗАЦИОННО-МАССОВАЯ 
РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ 
  
Стимулирование 
аудитории к сотрудничеству, как 
мы уже заметили, зависит от инициативы 
и активности работников редакций. 
Популярная газета «Аргументы и факты» 
в значительной части состоит из переписки 
с читателями. Всякое издание само предопределяет 
тематику почты. Так, в связи с подорожанием 
юридических услуг и одновременно с недостатком 
правовой грамотности населения многие 
редакции стали регулярно отвечать на 
вопросы читателей, касающиеся законодательства. 
Как правило, рубрика «Советы юриста» 
пользуется успехом. 
Для привлечения 
аудитории практически вся 
Однако 
в игровой форме могут решаться 
и задачи большой социальной значимости. 
По инициативе «Комсомольской правды», 
в частности обозревателя Василия Пескова, 
в 1998 г. прошел очень содержательный конкурс 
«Заповедное ЭХО-98», связанный с экологическими 
проблемами России. Он был организован 
Эколого-просветительским центром «Заповедники» 
в рамках программы Всемирного фонда Дикой 
природы. Цель конкурса – привлечение 
региональной и многотиражной печати 
к освещению природоохранной, научной, 
эколого-просветительской деятельности 
заповедников и национальных парков, а 
также привлечение внимания общественности 
к их важной роли в сохранении природы 
России. Жюри рассмотрело около 2500 публикаций 
в 89 изданиях из разных районов страны. 
В представленных материалах содержится 
информация о 63 заповедниках и национальных 
парках России. 
Действуя 
на другом тематическом направлении и 
в иной манере, та же «Комсомольская правда» 
провоцирует поток писем от фанатов отечественной 
эстрады, регулярно публикуя с сохранением 
стиля автора и орфографии вот такие обращения 
под рубрикой «Пишу кумиру»: 
  
Валдису 
ПЕЛЬШУ. Дорогусик-пупсик! Ты самый красивый 
парень, которого я видела в своей жизни. 
Ты так хорошо ведешь эту глупую передачу, 
что ее глупость не замечаешь. У меня небольшая 
проблема. Я немножечко обеднела и прошу 
у тебя помощи. Позови меня на передачу, 
сделай так, чтобы рубль был равен самой 
дорогой валюте и помоги мне выиграть. 
Я тебе буду очень благодарна и рожу тебе 
девочку к 2000 году. Ты только позови меня. 
Информация о работе Журналист: профессиональные особенности личности