Журналист: профессиональные особенности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:58, реферат

Описание работы

Многое в работе журналиста зависит от того, в какой неповторимый узор сложатся элементы его личности – особого, формирующегося в социокультурной среде качества человека. Понять личность – значит установить, как взаимодействуют друг с другом ее компоненты, обусловленные биологически, психологически, социально.

Работа содержит 1 файл

ЖУРНАЛИСТ.doc

— 390.50 Кб (Скачать)

Понятие текстовой модальности отражает, помимо всего прочего, практические усилия автора, предпринятые для более  полного самовыражения, его поиск оптимальных вариантов текстообразования среди всех возможных. Модальность – это поле, в пределах которого автор делает то, что не противоречит установленным правилам, что можно делать, чтобы реализовать авторское волевое начало в его субъективном проявлении. И вот в границах действия фактора текстовой модальности автор во всех мыслимых аспектах экспериментирует, подбирает средства построения текста, моделирует. Ведь его естественное желание – создать интересное, самобытное, «свое» произведение, с глубокими нарративными характеристиками. Т. Готье свидетельствует о том, как работал с текстом О. де Бальзак: «ночь уходила на одну-единственную фразу; он хватал ее, перехватывал, выгибал, мял, расплющивал, вытягивал, укорачивал, переписывал на сто ладов, и – удивительное дело! – необходимую, бесспорную форму он находил, только исчерпав все приблизительные»[32]. 

Работа  непосредственно над текстом  – главная составляющая часть  всего творческого процесса, и  каждый автор идет исключительно  своей стезей. У него, правда, может быть сходство с коллегами в методе сбора материала, в приемах организации труда, в тематических, эстетических и социально-политических предпочтениях, но никогда не происходит детального совпадения содержательно-формальных аспектов двух различных текстов. Тема никогда не может быть реализована одинаково. В этой связи интересно наблюдать за тем, как авторы ряда периодических изданий освещают одно и то же событие: даже в близких по статусу газетах репортажные, например, тексты будут сильно, а иногда просто в корне разниться. 

Мы же сравним несколько классических текстов, касающихся романа И.С. Тургенева  «Дворянское гнездо». Эти критические  статьи с ярко выраженными публицистическими  признаками были написаны сразу после  выхода в свет тургеневского произведения и опубликованы в журналах того времени. Имеются в виду статьи Д.И. Писарева, А.А. Григорьева и Н.А. Добролюбова[33]. Прежде отметим, что все данные материалы имеют немало общего. Их объединяет то, что для середины XIX в. они были исключительно актуальны, ориентированы на широкую аудиторию, а именно читателей журнальной периодики, и поэтому в текстопостроении здесь использована, безусловно, эксплицитная модель: произведения не отличаются чрезмерной усложненностью, их содержательно-формальный аспект выражен отчетливо, прозрачен, легко просматривается и воспринимается. Эти тексты ясны и открыты, что, конечно, не препятствует формированию подтекста. По видовым характеристикам, вне всякого сомнения, это тексты-рассуждения с высоким уровнем аналитичности. Схема структурирования материала полностью замкнута на ведущем претексте – тургеневском романе, что обусловливается, впрочем, уже самой жанровой природой литературно-критических публикаций. Они, кроме того, содержат в значительном объеме различные интертекстуальные включения и являют собой образец глубокой нарративной организации всего текстового пространства: авторы как личности-субъекты погружены в повествование, формируют и активно артикулируют свое мнение на всех уровнях текстообразования, совмещаясь с образом повествователя, проникают в самые сокровенные области существования главных и второстепенных героев и при этом непосредственно вовлекают в повествовательный процесс читателя – в частности, через доверительный тон прямых монологических обращений вызывают в нем чувство сотворчества. 

Но в  то же время статьи принципиально  различны. Источником различий служит то, что публицисты в полной мере пользуются свободой текстопостроения в пределах избранной текстовой  модальности, позволяющей выразить авторское миропонимание. 

Писаревский текст ориентирован в первую очередь  на отражение канвы рассматриваемого произведения в нравственно-воспитательном плане, чем продиктован и выбор  соответствующих содержательно-формальных средств. Автор не обходится без назидательных и риторических элементов изложения, не преминул, в частности, указать «родителям и воспитателям на те препятствия, которые могут встретиться при чтении “Дворянского гнезда”», но, тем не менее, на его взгляд, «необходимо познакомить девиц с этим во всех отношениях замечательным произведением». Налет дидактичности, впрочем, – это скорее всего дань типологическому профилю журнала «для взрослых девиц», для которого предназначалась статья. Очень быстро Писарев переходит к серьезному анализу романа и делает аргументированные и социально важные выводы о роли и месте женщины в обществе. 

Иное  дело – подход к построению текста у Григорьева. Его интересует в  основном поэтика Тургенева-романиста: каких художественно-эстетических принципов тот придерживается, как создает живые, с неподдельными чувствами образы персонажей, как в его творчестве воплощаются высокие идеалы искусства. Освещению этой грани тургеневского творчества подчинены все используемые Григорьевым выразительные текстообразующие средства – гармонично организованные, воздействующие без лишней категоричности, и в этом отражается, несомненно, его позиция как публициста, его мироощущение. 

А вот  Добролюбов в условиях, по сути, той  же самой текстовой модальности  весь комплекс средств и приемов, включая расположенный в несколько уровней развернутый подтекст, подчиняет обоснованию одной идеи – призыву прихода «настоящего дня». Варианты «эстетической критики» сразу же сурово отметаются, поскольку она «сделалась теперь принадлежностью чувствительных барышень». Автор усиливает давление, используя характерную лексику: «борьба», «свобода», «доблесть», «гражданский герой», «угнетенные», «произвол», «пропаганда» и др. Организация текстового пространства, расположение всех сюжетоформирующих линий произведения, создание сложной и довольно мастерской архитектоники нацелено на решение одной откровенно декларированной задачи – вытеснить «дворян разночинцами в русском освободительном движении». Своими разоблачениями «лишних людей» Добролюбов сознательно содействовал этому[34]. Именно сознательно, строя субъективную модель текстообразования. 

Даже  краткий анализ этих известных классических текстов позволяет сделать вывод  о том, насколько сложен и потенциально многообразен процесс создания публицистического, да и вообще журналистского произведения. Понимание законов текстопостроения, принципов взаимодействия различных структур единого текстуального пространства может расширить творческое видение автора, дать ключ к решению конкретной практической задачи. 

ДВУСТОРОННЯЯ ПРИРОДА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 

  

Коммуникация, как система отношений, направленная на установление взаимопонимания, имеет  двустороннюю природу. В теории журналистики различаются два потока информации. С одной стороны осуществляется прямая связь – передача информации аудитории, с другой стороны действует обратная связь – прием информации от аудитории. Общественность в лице отдельных ее представителей через прессу высказывает свои оценки, мнения, влияет на поведение людей и социальных групп. И то, и другое возможно лишь при понимании собеседника и при ясности авторского замысла. В противном случае между редакцией и аудиторией нарушаются все связи. 

Среди потребителей информации принято различать  действительную и потенциальную  аудиторию. Действительной аудиторией являются те, кто реально обращается к конкретному источнику сведений. Потенциальной аудиторией может быть все население страны. При изучении процесса коммуникации приходится иметь дело, как правило, с конкретными каналами и службами информации. Обращения читателей, слушателей, зрителей к СМИ – избирательны, привязаны к региону, собственным потребностям и интересам, к определенным политическим фигурам. 

Журналист является организатором коммуникативных  отношений, посредником и интерпретатором  в социальном диалоге. Московские социологи, изучавшие творческий процесс в СМИ, обратили внимание на то, что «главные сложности у журналистов всегда вызывала массово-организаторская работа, то есть не собственно творчество, а работа с авторами, письмами в редакцию, организация “круглых столов”, рейдов и т.п.»[Кор. С, 201] 

Действительно, организационно-массовая работа нередко  угнетает пишущих журналистов, но является неотъемлемой частью профессии. Суть этой работы сегодня во многом стала иной. С изменением характера прессы, сокращением количества писем доля организаторской деятельности уменьшилась, у нее появились новые формы. Помимо собственной литературно-информационной работы журналист занимается следующими видами труда: 

  

Ø      редактирование, 

Ø     связи с общественностью, 

Ø      работа с письмами, 

Ø      работа с авторами, 

Ø      участие в коммерческой деятельности редакции. 

  

Он вступает во взаимоотношения с различными социальными субъектами: 

  

Ø      властями, 

Ø      социальными институтами, 

Ø      партиями и общественными движениями, 

Ø      учредителями, 

Ø      рекламодателями, 

Ø      спонсорами. 

  

Это тоже его аудитория, в общении с  которой требуются организационные  таланты и усилия. Ситуация на рынке  СМИ заставляет многих руководителей  редакций требовать от сотрудников  поисков спонсоров и рекламодателей. Рекламный рынок в России и  Беларуси после лета 1998 г. резко сократился. Для выработки действенной стратегии продажи газетной площади и эфирного времени в условиях возросшей конкуренции от всех журналистов потребовалось изучение местных рынков и читательской аудитории. В больших редакциях менеджментом, маркетинговыми исследованиями занимаются специально подготовленные работники. В местных и отраслевых изданиях журналистам приходится осваивать смежные профессии, и, как правило, они все дальше уходят от литературной работы. При этом новые отношения в сфере поиска финансов являются изначально компромиссными. Уважающей себя творческой личности приходится становиться просителем и униженно заглядывать в глаза сытым и богатым либо предлагать открытую сделку. При широко распространившейся коррупции, ангажированности, заказном характере журналистской работы трудно отстаивать интересы общества. 

Все редакционные коллективы вынуждены заботиться об экономической стороне дела и  становятся отчасти коммерческими  предприятиями. Усиление спроса на рекламу, добывание ее тоже заставляет журналиста опираться на контакт с читателями, но особый. Складывается новый тип средств информации как элемента жесткой рыночной системы управления и хозяйствования. Увеличивается объем деловой информации и растет число деловых изданий. В содержание прессы все чаще вкрапляются элементы игры. 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МАССОВАЯ РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ 

  

Стимулирование  аудитории к сотрудничеству, как  мы уже заметили, зависит от инициативы и активности работников редакций. Популярная газета «Аргументы и факты» в значительной части состоит из переписки с читателями. Всякое издание само предопределяет тематику почты. Так, в связи с подорожанием юридических услуг и одновременно с недостатком правовой грамотности населения многие редакции стали регулярно отвечать на вопросы читателей, касающиеся законодательства. Как правило, рубрика «Советы юриста» пользуется успехом. 

Для привлечения  аудитории практически вся печать, а также электронные СМИ стали  проводить конкурсы, разыгрывать  лотереи, приглашать к участию в  игровых клубах. Победители награждаются премиями, призами, публикациями в прессе. Такие начинания рассчитаны на азартную часть населения, главным образом молодежь. 

Однако  в игровой форме могут решаться и задачи большой социальной значимости. По инициативе «Комсомольской правды», в частности обозревателя Василия Пескова, в 1998 г. прошел очень содержательный конкурс «Заповедное ЭХО-98», связанный с экологическими проблемами России. Он был организован Эколого-просветительским центром «Заповедники» в рамках программы Всемирного фонда Дикой природы. Цель конкурса – привлечение региональной и многотиражной печати к освещению природоохранной, научной, эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков, а также привлечение внимания общественности к их важной роли в сохранении природы России. Жюри рассмотрело около 2500 публикаций в 89 изданиях из разных районов страны. В представленных материалах содержится информация о 63 заповедниках и национальных парках России. 

Действуя  на другом тематическом направлении и в иной манере, та же «Комсомольская правда» провоцирует поток писем от фанатов отечественной эстрады, регулярно публикуя с сохранением стиля автора и орфографии вот такие обращения под рубрикой «Пишу кумиру»: 

  

Валдису ПЕЛЬШУ. Дорогусик-пупсик! Ты самый красивый парень, которого я видела в своей жизни. Ты так хорошо ведешь эту глупую передачу, что ее глупость не замечаешь. У меня небольшая проблема. Я немножечко обеднела и прошу у тебя помощи. Позови меня на передачу, сделай так, чтобы рубль был равен самой дорогой валюте и помоги мне выиграть. Я тебе буду очень благодарна и рожу тебе девочку к 2000 году. Ты только позови меня. 

Информация о работе Журналист: профессиональные особенности личности