Журналист: профессиональные особенности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:58, реферат

Описание работы

Многое в работе журналиста зависит от того, в какой неповторимый узор сложатся элементы его личности – особого, формирующегося в социокультурной среде качества человека. Понять личность – значит установить, как взаимодействуют друг с другом ее компоненты, обусловленные биологически, психологически, социально.

Работа содержит 1 файл

ЖУРНАЛИСТ.doc

— 390.50 Кб (Скачать)

Оксана  К., Киев 

  

Многие  издания регулярно печатают кроссворды, предлагают вопросы викторин. Такие  формы привлечения внимания, активное соревнование с целью получения материальной выгоды стимулируют интерес аудитории к СМИ и удовлетворяют личностные интересы граждан. Понятно, однако, что подобные связи редакции с аудиторией не рассчитаны на вмешательство и помощь СМИ в решении социальных проблем. 

Гораздо более конструктивный вклад в  деятельность СМИ и общественную жизнь могут вносить постоянные активисты редакций. Понятия «рабкор» и «селькор» ушли в прошлое. Сейчас эта категория людей называется более общим словом «авторы». С их помощью совсем недавно проверялось типичное письмо прежних лет – жалоба. В переписке с прессой состояли миллионы граждан, и одним редакционным коллективом решить все вопросы было невозможно. Но прошло время крупных хозяйственно-политических кампаний, которые вели все издания. Нет масштабных строек, за которыми наблюдали СМИ. Сегодня редко встретишь такую форму работы как выездная редакция. Пришла в упадок многотиражная и стенная печать. В результате осталась не у дел довольно большая армия активных людей с некоторыми литературными способностями. В чем и как они могут проявить себя? 

В практике СМИ находит применение опыт объединений  внештатных сотрудников редакции: внештатных отделов, корреспондентских пунктов, общественных редколлегий, общественных приемных, пресс-групп, литературных объединений, фотоклубов. Эти формирования не слишком активны в современных крупных изданиях, но хорошо проявляют себя в местной печати. 

Внештатные  отделы возникли во второй половине 1950-х  годов. Общественники наряду со штатными сотрудниками самостоятельно разрабатывали сложные темы, составляли планы, сдавали в секретариат заявки и готовые материалы, привлекали нужных авторов и даже дежурили по номеру. Разница состояла лишь в том, что сотрудники внештатных отделов выполняли свои обязанности как общественное поручение, без заработной платы. 

Особенно  полезным такое обогащение редакционной структуры оказалось там, где  журналистский штат мал, а освещать широкий круг вопросов необходимо. Отделы имеют свою постоянную тематику, свой раздел в издании, свои рубрики. Как показывает опыт, чаще всего они занимаются молодежной и культурной жизнью, моралью, правом, спортом, охраной природы, пропагандой книги. Польза от общественных отделов, кроме прочего, состоит в том, что их сотрудники являются не только авторами, но и организаторами новых корреспондентских сил. Благодаря им газета или вещательная компания получает возможность более полно, оперативно и квалифицированно освещать многообразную жизнь своего региона. 

Корреспондентские пункты из общественников возникают там, где нет штатных собкоров. Нештатные собкоры утверждаются на заседании редколлегии и получают редакционные удостоверения. Их усилиями от имени редакции расследуются критические сигналы, принимаются посетители. Общественные собкоры, как и штатные, систематически снабжают редакцию оперативной информацией, участвуют в массовой работе, помогают другим авторам выступить в газете. 

Общественные  редколлегии или советы являются совещательным органом при редакции. Они участвуют в обсуждении планов, как представители населения, подвергают анализу деятельность журналистского коллектива, помогают ему предложениями, замечаниями. Иногда создаются редколлегии тематических страниц, которые целиком готовятся руками активистов. 

Специального  внимания заслуживает общественная приемная – разновидность внештатного  отдела, имеющая регулярный выход  на газетную полосу или в эфир и  постоянные рубрики. Кроме того, здесь  принимают посетителей и анализируют  их жалобы. Такие подразделения появились в начале 1960-х годов и создавались как при самих редакциях, так и при их корпунктах. Они облегчили работу штатных журналистов, так как взяли на себя разбирательство с большой долей писем и жалоб в редакцию. Создание приемной начинается с подбора сотрудников. Это должны быть люди авторитетные и компетентные, желательно с опытом журналистской деятельности. К ним обращаются не только за помощью, советом, консультацией, но и просто за ободряющим словом. В составе приемной бывают юристы, учителя, врачи, бывшие чиновники министерств и ведомств. Обычно среди них много пенсионеров, которые продолжают использовать свой профессиональный и житейский багаж на благо людям. 

Названия  пресс-групп, пресс-центров, литературных объединений, фотоклубов достаточно красноречиво говорят о профиле работы этих внештатных подразделений. 

Для поощрения  добровольных помощников редакций существуют призы, награды, почетные звания, а также  премии и другие формы материального  поощрения. 

Читательские  интересы и потребности начинают живо интересовать журналистов в период подписной кампании. Помимо строчки в подписном каталоге появляются всевозможные «завлекалки», убеждающие в преимуществах данного издания перед другими. Чаще всего используются активные формы работы с аудиторией, рассчитанные на обязательную ответную реакцию читателей. Так, в Ленинградской области газета «Вести» трижды проводила суперлотерею «Подпиши соседа!» со все увеличивающимися премиальными ставками. Призы предназначались тем, кто больше сагитирует подписчиков и представит в редакцию квитанции. Лотерея себя оправдала: тираж газеты существенно возрос. 

Во время  подписной кампании 1997 г. газета «Известия» предложила москвичам альтернативную подписку, выдвинув девиз: «Завтрашний  номер – сегодня вечером». Оформить ее можно было в библиотеках раньше времени и по более низкой цене. По пути предложения более дешевой подписки идет и пресса Беларуси. Она вводит скидки для тех, кто раньше других позаботился о себе, для малообеспеченных, для ветеранов, для постоянных подписчиков. 

Некоторые редакции в целях привлечения  внимания аудитории «заряжают» якобы  чудодейственной силой портреты известных экстрасенсов и целителей. Обещают весь счастливый год тем, кто вырежет и сохранит зверька-покровителя (в год тигра такого счастливого тигренка в нескольких номерах предлагала газета «Комсомольская правда»). «Новая газета» по договоренности с институтами иностранных языков пообещала своим подписчикам обучение английскому языку по облегченной методике. В подобных случаях рекламные цели неотделимы от организационно-массовой работы. Бывает, что, достигнув желаемого, редакции не выполняют своих обещаний. В ситуации обманутого доверия спрос на издание несет невосполнимые потери. 

Однако  большинство журналистов, особенно в местной прессе, убеждены, что тиражи поднимутся тогда, когда СМИ возобновят «почтовый роман» с читателями: станут для них, как в старые добрые времена, юристом, свахой, психологом, агрономом, домашним врачом, консультантом-кулинаром, работодателем, поставщиком товаров и услуг. 

Возникновение интереса к конкретному средству массовой информации связано с определенными  психологическими установками потребителей. Одним пресса нужна для работы, другим – для учебы, третьим –  для развлечения и отдыха, четвертых  привлекает возможность материального выигрыша. Правда, последнее больше характерно для телевидения, где рейтинг передач иногда впрямую зависит от призов и наград (как в программах «Поле чудес», «Сам себе режиссер», «Золотая лихорадка», «Угадай мелодию»). Самым положительным образом на подогревании интереса аудитории сказывается общение по поводу публикаций. Известно, что обсуждение новостей, событий, теле- и радиопередач, газетных интервью, выступлений и заявлений стало частью нашей общественной жизни. При этом значительно расширяется аудитория СМИ, и у людей вырабатывается стремление самостоятельно знакомиться со свежей пресс

Рассмотренная в этой главе тема находится на пересечении интересов журналистики и социологии. «Вечные» вопросы организаторской  работы журналиста относятся к разряду фундаментальных социальных характеристик его профессии и мало меняются во времени. Но всякая основа ветшает. Устаревают и теоретические знания, беднеет организационно-массовая практика редакций, меняется система взаимоотношений в журналистском коллективе. И все-таки, как показывают опросы, значительная доля рабочего времени журналиста уходит на организацию взаимоотношений с аудиторией. Те журналисты, что сознают свой общественный долг и относятся к аудитории как к ценности, а не как к товару, учатся, экспериментируют и испытывают новые формы. В результате они достигают совершенно практических целей – обеспечивает повышение культуры своего труда и спроса на свою продукцию. 
 
 

Предварительная информация об условиях работы

 

Большое значение имеет информация о том, какие законодательные или административные решения об ограничении свободы передвижения, праве интервьюирования, фото- и видеосъемки действуют в данной местности в данное время. Необходима ли аккредитация для журналистской работы в зоне конфликта, какой орган уполномочен эту аккредитацию оформлять. Может ведь случиться и так, что вы доберетесь до отдаленной местности, в которой происходят события, а там выяснится, что аккредитацию необходимо было получить в столице. В любом случае, никогда не окажутся вредными несколько ваших фото  (в формате, требуемом для документов) «про запас», а также письмо от редакции с просьбой о вашей аккредитации (без указания адресата). 

Общие положения об условиях работы журналистов  содержатся в законодательных актах. Выезжая в командировку, ознакомьтесь с теми статьями законов и подзаконных актов о СМИ, которые могут иметь прямое или косвенное значение в вашей конкретной ситуации. Имейте тексты этих актов с собою: иногда напечатанное слово больше, нежели слово сказанное, впечатляет представителей власти вообще и военных в частности [Кн. С.7-8] 
 

Всегда  было принято считать, что без  знания логики, полученного в практике мышления или путем специального изучения, нет образованного человека. Сейчас, в условиях коренного преобразования характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает.

Интуитивно  логика известна каждому. Всякий процесс  рассуждения основывается на использовании  ее законов и операций. Вместе с  тем знакомство уже с первыми  главами книги покажет, что чрезмерный оптимизм в отношении наших стихийно сложившихся навыков правильного и доказательного мышления вряд ли обоснован. Нельзя считать собственное мышление естественным процессом, требующим анализа и контроля не больше, чем, например, дыхание или ходьба.

Во многих областях человеческой деятельности можно  обойтись интуитивной логикой. Имеются, однако, профессии, которые по самой  своей природе требуют специального изучения логики. Журналистика – одна из таких профессий.

Размышление над основными логическими принципами является ценным еще и потому, что оно способствует развитию и совершенствованию не только собственно логических, но и других мыслительных навыков. Оно учит, в частности, умению обобщать, абстрагироваться и сосредоточиваться, раскрывать замысел и композицию некоторого целого, связывать его части, выявлять главное и отделять его от второстепенного, усматривать необычное в обыденном и т.д.

Понимание принципов мыслительной деятельности – одно из самых ценных наших  знаний. Оно делает ум максимально точным и ювелирно тонким в своем анализе, беспощадным к фальши и нелогичности, неизменно последовательным в своих выводах. Все это так или иначе сказывается и на других сторонах как теоретического, так и практического приложения мышления.

Настоящий учебник, предназначенный в первую очередь для журналистов, обладает рядом особенностей. В нем не используются символические средства, широко применяемые в современной логике. Особое внимание уделяется естественному языку и тем логическим ошибкам, которые возможны при его употреблении. Подробно обсуждаются способы воздействия на убеждения аудитории, корректные и некорректные приемы аргументации и ее частного случая – спора. Большинство примеров взято из художественной литературы. Это позволяет показать, что логика – не только предмет абстрактного теоретизирования, но и повседневной практики рассуждения. В заключительной главе приводятся задачи, размышление над которыми будет способствовать совершенствованию логических навыков.

Следование  законам и принципам логики является, конечно, безусловной предпосылкой правильного и эффективного мышления. Нелогичное мышление представляет собой попросту сумбур и хаос.

Нужно, однако, помнить, что то, на чем настаивает логическая теория, – это всего  лишь элементарная дисциплина мышления.

Искусство правильно мыслить предполагает не только логическую последовательность, но и многое другое. И прежде всего  стремление к истине, интеллектуальную честность, творчество и смелость, критичность  и самокритичность ума, его неуспокоенность, умение опереться на предшествующий опыт, выслушать и принять другую сторону, если она права, способность аргументирование отстаивать свои убеждения и т.д.

[Ив.1] 
 

МЫШЛЕНИЕ  И ЯЗЫК 

  

Язык  представляет собой необходимое  условие существования абстрактного мышления. 

Язык  возникает одновременно с сознанием  и мышлением. Он так же древен, как  и сознание. Будучи чувственно воспринимаемой оболочкой мышления, язык обеспечивает мысли человека реальное существование. Вне такой оболочки мысль недоступна для других. Язык – это непосредственная действительность мысли. 

Информация о работе Журналист: профессиональные особенности личности