Журналистская деятельность Белинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Белинский открыл новую страницу в русской журналистике и как практик, который всю свою жизнь отдал работе в периодической печати, и как теоретик, создавший стройную систему взглядов по вопросам журналистики, и как литературный критик, создавший «идейный пафос» произведения. Как писал Егоров Б. В, Белинский был человеком, создавшим настоящую, большую, критику, универсальную, масштабную, идеологическую и художественную одновременно, - критику строгую, благородную. Белинский стал нашим «все» в сфере литературной критики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
§ 1. Основные моменты творчества Белинского…………………………........5
§ 2. Журналистская деятельность Белинского………………………..............11
§ 3. Литературная критика Белинского………………………………..............15
3.1. о творчестве Пушкина…………………………………………………...17
3.2. о творчестве Лермонтова…………………………………………............19
3.3. о творчестве Гоголя……………………………………………….............21
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы……………………………………………………..............25

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Журналистская деятельность Белинкского.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Белинский создал и утвердил в журналистике жанр монографической статьи-исследования. Как правило, они публиковались частями: например, одиннадцать статей о Пушкине, две — о Державине, три — о книге А.Никитенко «Речь о критике». Он же первым в русской журналистике стал постоянным ведущим рубрики (циклы «Русский театр в Петербурге», «Литературные и журнальные заметки»). Как журналист Белинский проявил умение вести целые полемические кампании — например, вокруг «Мертвых душ» и всего творчества Гоголя.

Заостренно  полемический публицистический талант Белинского в полной мере проявился  в его памфлетах «Педант» (1842) и «Тарантас» (1845). «Я рожден быть памфлетистом», — сообщал он своим соратникам, написав первый памфлет. В тоне разящей иронии в «Педанте» нарисован собирательный образ некоего литератора Картофелина, во взглядах и описании внешности которого современники узнали С.П.Шевырева, одного из теоретиков и пропагандистов теории официальной народности, литератора и профессора Московского университета. По форме «Педант» написан в жанре нравоописательного, «физиологического» очерка, получившего к этому времени большое распространение. Выходили целые циклы таких очерков, например «Наши, списанные с натуры русскими» А.Башуцкого. Белинский воспользовался возможностью и составил тип «литературного педанта» — учителя словесности, литератора и журналиста. Белинский изобразил человека ограниченного, который слово «идея» не может слышать без ужаса. Его герой питает «ненависть и отвращение во всему живому и разумному», «принимает под свое критическое покровительство все бездарное и... наповал бранит все, в чем есть жизнь, душа и талант». Критика такого педанта «становится похожа на позыв к ответу за делание фальшивой монеты, т.е. на донос».

Тут нужен вывод. Нужно подвести итог сказанному и четко обозначить, как  соотносятся в творчестве В.Г.Б. литературное и журналистское направления. 

§ 2. Журналистская  деятельность Белинского.

Журналистская деятельность Белинского пришлась на время действия едва ли не самых строгих за всю  историю печатного слова в  России цензурных запретов. В соответствии с Цензурными уставами 1826 и 1828 гг. журналисты были практически лишены права обсуждения любых вопросов, связанных с внутренней и внешней политикой. В этих условиях единственной сферой действия для отечественных журналистов становились вопросы литературы, искусства, науки. Именно в этих областях и сосредоточилась публицистическая деятельность Белинского. Ее содержание можно разделить на три основных блока: литературная критика, театральная критика и полемика. Деление это достаточно условное, так как полемичность была одним из основных качеств творческого почерка Белинского. Ему принадлежит также огромная заслуга в теоретическом осмыслении задач и роли журналистики в обществе.

Литературно-критические  статьи, рецензии и обзоры литературы составляют самую большую часть  наследия Белинского. Как литературный критик Белинский выдвинул и обосновал теорию реализма, на много лет вперед определив пути развития отечественной литературы. Его статьи-монографии отворчестве А.С.Пушкина,Н.В.Гоголя, А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова содержали ряд новых эстетических принципов и положений, ставших ключевыми при оценке литературного произведения, — народность, соответствие действительности, верность характеру героя, современность. Художественная точка зрения всегда сочеталась у него с исторической и социальной.

Ежегодные обзоры литературы, которые он ввел в практику журналистской деятельности, не только зафиксировали все более или менее значительные явления литературы и журналистики того времени, но и включали в себя ряд важнейших проблем общественной жизни. Содержание литературного произведения Белинский рассматривал «со стороны развития литературных, нравственных и общественных начал». Критика, по его мнению, должна выражать «дух времени» и давать ему новое направление.

Венгеров С. А. отмечает, что основой его литературно-критического метода была идея отрицания, источником которой является борьба противоположных начал. «Истина, — писал Белинский в статье «Сочинения Державина», — состоит в единстве противоположностей. Все живое тем и отличается от мертвого, что в самой сущности своей заключает начало противоречия». «Все живое есть результат борьбы: все, что утверждается без борьбы, все то мертво». Идея борьбы, отрицания внедрялась Белинским в сознание читателя последовательно и целеустремленно, она звучала порой как призыв, как лозунг и нередко в таких крайних выражениях, как «борьба и смерть».

Но в пропаганде отрицания и борьбы Белинского была важная мысль о ценности предшествующего  исторического опыта. «Отрицание было пустым, мертвым и бесполезным  актом. — писал Белинский, — если б оно состояло только в уничтожении старого. Последующее поколение, всегда бросаясь в противоположную крайность, одним уже этим показывает и заслугу предшествовавшего поколения, и свою от него независимость, и свою с ним кровную связь».

Важной частью творческого наследия Белинского является его теория журнального дела, осмысление журналистики как рода профессиональной деятельности. Журнальная теория Белинского складывалась на основе изучения истории  журналистики прошлого. Старые журналы он называл «живой летописью прошедших времен» и неоднократно подчеркивал, как важно журналисту узнать «уроки прошедшего». Как историк журналистики Белинский использовал возможности различных жанров: в его статьях можно встретить и монографическое исследование определенного журнала или газеты, и исторический обзор развития журналистики в какой-то определенный период.

Он создал целый  ряд исследований, посвященных литераторам, которые оказали большое влияние  на развитие журнального дела в России. Это Сумароков и Карамзин, Пушкин и Полевой. В творчестве каждого Белинский выделил то, что характеризовало их вклад в становление журналистики. Заслуга Сумарокова, по его мнению, состояла в том, что он создал сатирическое направление, Карамзин создал «класс читателей», т.е. первым почувствовал и удовлетворил потребности общества в разнообразной информации. В цикле статей о Пушкине Белинский воссоздал картину литературно-эстетических представлений той эпохи, специально останавливаясь на личной позиции поэта в журнальной борьбе. И в других статьях он не раз подчеркивал значение принципиальной позиции Пушкина в его полемике с Булгариным. Белинскому принадлежит высокая оценка журнала «Московский телеграф» и его редактора Н. Полевого, который первым определил журналистику как «зеркало современности», и Белинский разделял такую точку зрения.

Собственная практика наблюдения над содержанием современных  ему газет и журналов, изучение старой периодики позволили Белинскому сформулировать основные положения  теории журнального дела. «Необходимым условием существования журнала и его постоянного кредита у публики» Белинский считал наличие определенного направления: «Журнал, — писал он, — должен иметь прежде всего физиономию, характер; альманашная безличность для него всего хуже. Физиономия и характер журнала состоят в его направлении, его мнении, его господствующем учении, которого он должен быть органом». В журналистике, так же как и в литературе, очень важным, по мнению Белинского, было чувство «современности», т.е. умение откликнуться на злободневные проблемы жизни, потребности общества. Для этого необходимо изучать и знать читателя. Белинский называл «первейшей и священнейшей обязанностью журналиста «умножение читателей». Журналист обязан воспитывать вкус читателя, а миссия журнала — быть «руководителем общества». В обзоре «Русская литература в 1842 году» Белинский затронул еще одну сторону профессиональной деятельности журналиста — работу с фактом. «Живая, беспокойная, тревожная» потребность разобраться в жизни требует не просто фиксации факта: «Все дело в разумении значения фактов». Это возможно, когда журналисту ясен «смысл и значение факта» и когда он умеет «перевести факт на идею».

Хотя у Белинского нет ни одной работы, специально посвященной проблемам журналистики, тем не менее трудно найти статью, где бы он не касался вопросов, связанных с развитием отечественной прессы. Он редко употреблял само слово «журналистика» и, как правило, рассматривал его как синоним словообозначений таких понятий, как «литература», «критика», что объясняется тем, что и сама профессия в этот период находилась на этапе своего становления.

Размышления Белинского о роли и назначении печатного  слова в жизни общества получили определенную конкретизацию в историко-биографическом очерке «Николай Алексеевич Полевой» (1846). Главной заслугой Полевого он считал создание «Московского телеграфа» и называл Полевого «журнальным бойцом». Журналистику Белинский определил как арену «упорной битвы за мнения», обозначив, таким образом, ее цель — формирование общественного мнения. Здесь же перечислены достоинства «Московского телеграфа», те качества, которыми он отличался от других периодических изданий и которыми обязан обладать хороший журнал. Это живость, свежесть, разнообразие, вкус, хороший язык и — что особенно важно — «верность в каждой строке однажды принятому и резко выразившемуся направлению». Полевой «владел тайною журнального дела, был одарен для него страшною способностью», он был «журналистом не по случаю, не из расчета, не от нечего делать, не по самолюбию, а по страсти, по призванию». Таким был и сам В.Г.Белинский.

 

 

 

 

 

 

§ 3. Литературная критика Белинского.

Литературная  критика была для Белинского активной и чрезвычайно важной формой общественной деятельности. Он называл литературную критику «самовластной царицей современного мира»

В те времена  свежую книгу «Телескопа», «Отечественных записок», или «Современника» начинали читать с раздела критики и библиографии. Там ставились главные вопросы жизни. Там читатель искал и чаще всего находил ответы на них.

Критическая трибуна  журнала, с которой выступал Белинский, стала выразителем подлинных  интересов народа и стремлений освободить Россию от гнета и насилия.

Мене полутора десятилетий продолжалась литературно-критическая деятельность Белинского. И за это короткое время он оказал огромное влияние на развитие русской национальной литературы, на всю историю русской общественной мысли.

Одна из важнейших идей Белинского, которую он не уставал развивать и отстаивать на протяжении всей своей деятельности, была связана с представлением о социальной, общественной роли искусства. Он требовал, чтобы поэзия перестала быть праздной забавой и покончила с унизительной ролью, какую ей предназначили сторонники «чистого» искусства, пытавшиеся увести художественное творчество от высокой и благородной задачи служения человеку. Литература, как искусство в целом, должна воспитать ненависть ко всему угнетению и произволу, выражать стремления и чаяния народа, содействовать преобразованию действительности и на разумных, социально справедливых началах. Белинский положил начало революционно-демократической эстетики. Отнимать у искусства право служить общественным интересам, писал он, значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит лишать его живой силы и делать его игрушкой праздных ленивцев. Поэт - гражданин земли своей. Белинский вдохнул в литературную критику идейный пафос, он похоронил критику как выражение частных, случайных «мнений» и подвел под нее прочный научный фундамент.

Все это определило огромную силу общественного авторитета, которую возымела критика Белинского.

«Теперь вопрос о том, что скажут о великом  произведении, не менее важен самого великого произведения», - писал с гордостью Белинский в 1842 году. И в этом была его личная заслуга. 

Он отстаивал  такую критику, которая, как и  искусство, давала бы «ответы на вопросы  времени». Он боролся за критику, которая  воспитывала любовь к своей родине, к ее народу. Критике, начало которой положил Белинский, довелось скрыть великую роль в истории русской литературы, в развитии революционно-освободительного движения России.

Критика Белинского теоретически обобщила художественный опыт отечественной и зарубежной литературы, и прежде всего – Пушкина, Лермонтова, Гоголя, в истолковании творчества которых она имела особое значение. Вместе с тем критика Белинского, явившаяся высшим достижением мировой эстетической мысли первой половины XIX века, освещала пути дальнейшего развития всей русской литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.  О творчестве Пушкина.

Больше всего  Белинский писал о Пушкине. Собранные  вместе, его статьи и рецензии, специально посвященные Пушкину, составляют общий  том в шестьсот с лишним страниц  убористой печати. Можно сказать, что имя великого поэта сопровождало Белинского на всем протяжении его деятельности как литературного критика.

Белинский воспринимал  Пушкина как огромное общественное и художественное явление. Испытав  на самом себе влияние Пушкина, критик считал его произведения глубочайшими по своему содержанию и совершеннейшими по форме.

Критик пытливо  изучал Пушкина и в процессе этого  изучения попутно откликался в печати на отдельные его произведения, а  в иных статьях касался и более  общих сторон его творчества. Долго и тщательно критик готовился высказать свое обстоятельное суждение о Пушкине. Был задуман общий, капитальный труд под общим названием «Сочинения Александра Пушкина». Он состоял из одиннадцати больших статей и на протяжении 1843-1846 гг. печатался на страницах «Отечественных записок». Творчество Пушкина подвергалось здесь всестороннему анализу. И этот анализ – лучшее из того, что до сих пор написано об основоположнике новой русской литературы.

Проанализировав почти все произведения поэта, теоретически осмыслив и сопоставив их с самыми разнообразными явлениями предшествующей и современной русской, а порой и западноевропейской литературы, Белинский пришел к выводам, обоснованность и убедительность которых не может подлежать ни малейшему сомнению.

Информация о работе Журналистская деятельность Белинского