Анализ некоторых проблем и направлений совершенствования формирования государственной политики в трудовой сфере в современной Российск

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:32, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является исследование тенденций развития и реформирования трудового законодательства.

Содержание

1.Теоретические основы тенденций развития трудового законодательства в Российской Федерации
1.1. Понятие государственной политики в области трудовых отношений
1.2. Нормативно-правовое регулирование трудовых отношений на современном этапе
2.Анализ некоторых проблем и направлений совершенствования формирования государственной политики в трудовой сфере в современной Российской Федерации
2.1.Проблемы правового регулирования деятельности государственной службы занятости
2.2.Особености реформирования трудового законодательства с позиции социального государства

Работа содержит 1 файл

труд закон.doc

— 155.50 Кб (Скачать)
 

     Содержание

 

Введение

 

     Правовой  механизм государственной политики в области занятости и трудоустройства в настоящее время включает две основные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от необоснованных увольнений и выплату денежных сумм, имеющих компенсационный характер. Они содержатся в основном в ТК РФ. Во вторую группу входят правовые нормы, непосредственно регулирующие занятость, трудоустройство и его формы, объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли работу и нуждаются в поддержке государства.

     Российское  законодательство о занятости и  трудоустройстве представляет собой систему нормативных актов, основанную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашает свободу труда, а также право каждого на защиту от безработицы. Ведущую роль в этой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

     В целом правовой институт занятости  населения имеет комплексный  характер, так как включает нормы  не только трудового, но и административного, финансового права, права социального  обеспечения.

     Тема  данного реферата актуальна в силу того, что, во-первых, организационно-правовые формы обеспечения занятости определяются как установленные государством организационные и правовые приёмы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться (или быть охваченными определённой формой занятости) в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определённую работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого, во-вторых, трудоустройство гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и занятости, в-третьих, занятость и трудоустройство непосредственно регулируют деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей.

     Целью данного реферата является исследование тенденций развития и реформирования трудового законодательства.

     Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

    • рассмотреть нормативно-правовое регулирование труда в Российской Федерации;
    • нормативно-правовое регулирование государственной политики занятости; 
    • проблемы правового регулирования деятельности государственной службы занятости; 
    • особенности совершенствования законодательства о занятости населения и защите российских граждан от безработицы с позиции социального государства. 

     Объектом  исследования явились отношения при осуществлении управления сферой трудоустройства и занятости населения и проведении государственной политике в области трудоустройства, правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ, основанные на взаимодействии государства, юридических и физических лиц.

     Предметом реферата стали нормы российского и международного законодательства, призванные регулировать занятость и трудоустройство населения РФ.

     Методологической  основой реферата явились общенаучный диалектический и частнонаучные методы познания: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод системного анализа и другие методы научного познания.

     Источниковедческую  базу исследования составили научные  труды и публикации следующих авторов: Бердычевский В.С., Буянов М.О., Киселев И.Я. Куренной А.М, Пресняков М.В., Сальникова Л.В., Смирнов О.В, Викторов И.С., Низова Л.М., Черняева Д.С., Долгова А., Петров А., Сабченко О.В.

 

     

1.Теоретические  основы тенденций развития трудового законодательства в Российской Федерации

1.1. Понятие государственной политики в области трудовых отношений

 

     Несоответствие  спроса и предложения специфического товара (рабочей силы) на рынке труда, особенно в условиях нестабильной, развивающейся российской экономики, требует от государства серьезного вмешательства в эту сферу общественных отношений для обеспечения баланса интересов предпринимателя и каждого конкретного гражданина, предлагающего свои способности на рынке труда. Естественно, в наименее выгодном положении на рынке труда (с учетом дефицита сфер приложения труда) оказывается собственник рабочей силы.

     В природе рынка социальная защищенность человека просто не заложена. Чтобы  обеспечить подобную защищенность, ее нужно ввести извне. Именно социальная политика государства и право как наиболее эффективный способ воздействия на поведение участников рыночных отношений призваны решить данную задачу. [18, С .71]

     Поэтому социальная политика на рынке труда  должна ориентироваться на оказание содействия менее защищенному субъекту (гражданину) в возможности обеспечения его определенной формой занятости и, при необходимости, предоставить надлежащую защиту от безработицы.

     Для осуществлении эффективной государственной  политики обеспечения занятости  населения в РФ необходимо четко определить понятие занятости, а также категории граждан, признаваемых занятыми.

     Закон РФ "О занятости населения в  Российской Федерации" (далее - Закон) определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащую российскому законодательству и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход. Из этого определения можно выделить три существенных признака, совокупность которых позволяет отнести гражданина к категории занятых.

     Деятельность  граждан, т.е. совершение определенных активных действий. К примеру, гражданин  осуществляет определенный комплекс активных действий, выполняя трудовые функции  на основании заключенного трудового  договора.

     Нельзя  рассматривать отношения занятости в качестве предпосылки начала трудовой деятельности. Занятость - это длящееся отношение, которое характеризует состояние взаимной определенности субъекта этого отношения (например, в качестве работника, лица, обучающегося в учебном заведении, и т.д.) и не может прерываться (прекращаться) моментом устройства на работу, поступления в институт и др.

     Заслуживает внимания мнение о соотношении понятий "занятость" и "деятельность", высказанное в литературе. В сфере  общественного и индивидуального  производства возможен один вид деятельности - труд. Поэтому, определяя занятость как деятельность, законодатель фактически отождествляет занятость с трудом. Однако занятость и труд не являются идентичными понятиями. Занятость, в отличие от труда, - не деятельность, а общественные отношения между людьми, прежде всего экономические и правовые, по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте. До тех пор пока работник продолжает оставаться в той или иной подсистеме хозяйственного комплекса, эти отношения не прерываются. Статус занятого совершенно не зависит от того, трудится человек в данный момент или отдыхает. Поэтому толковать понятие "занятость" как "деятельность" нет никаких оснований.

     Высказанное мнение по поводу невозможности использования в качестве критерия занятости понятия "деятельность" представляется не вполне обоснованным.

     Действительно, вступая в трудовые правоотношения, занимаясь предпринимательством, обучаясь в учебном заведении и т.д., гражданин не осуществляет постоянно (в течение суток, недели, месяца) какую-либо деятельность. Следует иметь в виду, что перерывы в ее осуществлении для человека необходимы физиологически. Поэтому за ним, безусловно, сохраняется статус лица, находящегося в соответствующем правоотношении (работника, предпринимателя, учащегося), и в тех случаях, когда гражданин на законных основаниях деятельность не осуществляет. Следовательно, в некоторых случаях и не осуществляя деятельность, тот или иной гражданин все равно признается занятым (например, работник, находящийся в ежегодном оплачиваемом отпуске). [20 С .32]

     Временное отсутствие на работе в связи с  нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными  причинами, не прерывает состояния занятости.

     Факт  существования в законодательстве положения, предусматривающего возможность  отнесения гражданина к категории  занятого в том случае, когда он не осуществляет какой-либо деятельности (например, граждане, являющиеся учредителями организаций, за исключением учредителей общественных и иных организаций, которые не имеют имущественных прав в отношении них), является исключением, подтверждающим общее правило.

     Занятость - это не просто деятельность, а деятельность, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей.

     В осуществлении определенной деятельности гражданин в первую очередь заинтересован  сам. Для нормального развития и  существования гражданину требуются  материальные средства, за счет которых  он покрывает возникающие в процессе жизнедеятельности расходы и удовлетворяет личные потребности.

     Потребности человека имеют определенную структуру. Изначально следуют физиологические  потребности (сон, питание и т.д.), которые переходят в материальные (нормальное жилье, одежда и др.) и духовные (обучение, культурное развитие). Для удовлетворения своих потребностей гражданин заинтересован в получении материального дохода. При этом следует иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев материальный доход гражданин получает, осуществляя определенную деятельность. Так, выполняя работу по трудовому договору, работник получает вознаграждение (заработную плату), тем самым удовлетворяя личные материальные потребности. Или другой пример. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет деятельность, направленную на получение прибыли. Опять же, вся эта деятельность осуществляется в первую очередь в целях удовлетворения материальных потребностей.

     Вместе  с тем не только получение материального  дохода может быть рассмотрено в качестве побудительного мотива к осуществлению той или иной деятельности. Личной потребностью может выступать также желание гражданина повысить свой образовательный уровень, получить новую специальность или новую профессию. Вполне возможно, что, получая образование, гражданин предполагает возможное дальнейшее трудоустройство и приблизительно может представить размер своей заработной платы после окончания обучения. Однако непосредственным мотивом, первостепенной личной потребностью выступает все же не материальная потребность (хотя косвенно она тоже может быть учтена), а потребность в образовании.

     Более того, поскольку в РФ провозглашается  свобода труда и свобода выбора вида занятости, определенным образом  учитываются и иные личные потребности при выборе занятости. К ним могут быть отнесены: место занятости, специфика выполняемой деятельности, режим занятости и другие характеристики (вплоть до состава трудового коллектива). Во всех случаях, выбирая сферу деятельности, в которой гражданин предполагает себя реализовать, все эти параметры, формирующие личную потребность, в той или иной степени учитываются им. В любом случае конечный выбор вида занятости всегда определяется гражданином. [11, С. 219]

     Вместе  с тем законодательством устанавливаются определенные формы, в рамках которых гражданин может реализовать свои способности. Поэтому, осуществляя деятельность в той или иной сфере, гражданин объективно удовлетворяет и общественные потребности. Так, осуществляя трудовую деятельность в рамках заключенного трудового договора, работник удовлетворяет общественную потребность в производстве продукции, оказании услуг. Это важно для государства, поскольку благосостояние общества непосредственно зависит от количества произведенного валового национального продукта. Высокая эффективность работника при выполнении им своих трудовых обязанностей ведет к повышению количества выпускаемой предприятием продукции. При этом, реализуя произведенную продукцию, предприятие получает прибыль, с которой уплачиваются налоги в государственный бюджет. Таким образом, общество косвенно заинтересовано в эффективном выполнении работником своих трудовых обязанностей.

     Корректировка тех или иных направлений социально  полезной для государства и общества деятельности производится системой экономических и правовых мер. Если та или иная деятельность (осуществляя которую гражданин признается занятым) теряет для общества интерес, то государство может с помощью экономических механизмов (например, устанавливая более высокие налоги на прибыль с той или иной деятельности) или правовых запретов и ограничений отказаться от данной формы занятости. Если же осуществление какой-либо деятельности государством поощряется, то ее следует признать социально полезной и отвечающей общественным потребностям.

     Занятостью  считается деятельность, не противоречащая законодательству РФ. Это положение  вытекает из ч.2 ст.15 Конституции РФ, где говорится, что граждане и  их объединения обязаны соблюдать  Конституцию РФ и законы. В данной характеристике понятия занятости четко прослеживается общеправовой принцип законности. Таким образом, занятыми могут быть признаны лишь лица, осуществляющие свою деятельность в тех сферах, которые определены законодателем, и в рамках, установленных законом.

Информация о работе Анализ некоторых проблем и направлений совершенствования формирования государственной политики в трудовой сфере в современной Российск