Анализ некоторых проблем и направлений совершенствования формирования государственной политики в трудовой сфере в современной Российск

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:32, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является исследование тенденций развития и реформирования трудового законодательства.

Содержание

1.Теоретические основы тенденций развития трудового законодательства в Российской Федерации
1.1. Понятие государственной политики в области трудовых отношений
1.2. Нормативно-правовое регулирование трудовых отношений на современном этапе
2.Анализ некоторых проблем и направлений совершенствования формирования государственной политики в трудовой сфере в современной Российской Федерации
2.1.Проблемы правового регулирования деятельности государственной службы занятости
2.2.Особености реформирования трудового законодательства с позиции социального государства

Работа содержит 1 файл

труд закон.doc

— 155.50 Кб (Скачать)
 

 

     

     Росстат не приводит показатели заполнения вакансий, заявленных в органы службы занятости  населения работодателями, но о недостаточном  удовлетворении их потребностей позволяет судить ряд исследований и опросов граждан

     Следует отметить, что отсутствие желаемого  результата при оказании услуг по трудоустройству не является следствием одних лишь действий государственной  службы занятости населения, поскольку  причинами могут быть вполне объективные "внешние" обстоятельства: несоответствие профессиональной квалификации соискателей структуре вакансий, дисбаланс между требованиями работодателей и пожеланиями соискателей, который проявляется в ходе очной встречи и не позволяет договориться о трудоустройстве, и т.д.

     Вместе  с тем, по оценкам получателей  услуг в сфере занятости, значительное число проблем обусловлено несовершенством  банка вакансий государственной  службы занятости населения. Далее  очерчены ключевые проблемы и представлены некоторые предложения по их разрешению.

     Недостаточное количество вакансий в банке данных государственной службы занятости  населения не говорит о том, что  таковых не существует на рынке труда.

     Так, представление о масштабах и  содержании рынка вакансий расширяют информационные ресурсы сети Интернет. Банк вакансий, размещенный на сайте государственной службы занятости "Работа в России", является лидером по числу предложений рабочих мест: на 27 декабря 2009 г. таковых было 726 038. Но и негосударственные компании-лидеры онлайн-рекрутмента предлагают значительное число вакансий. На ту же дату сайт HeadHunter сообщал о наличии 53 958 вакансий, "Работа.ру" - около 51 648, JOB.ru - 20 851, "Росработа" - 7690 вакансий. По данным портала SuperJob, клиентами которого являются более 170 тыс. компаний, ежедневно в базу данных сайта добавляется более 9 тыс. объявлений о вакансиях. [12,  С.266]

     В целом вакантных рабочих мест в российской экономике больше, чем  заявляют работодатели в органы службы занятости. Даже тот факт, что уровень регистрируемой безработицы в стране на протяжении всего переходного периода был значительно меньше уровня общей безработицы, отчасти объясняется экспертами свойством рынка труда генерировать значительное число вакансий, из-за чего многие безработные успешно ведут поиск работы, не обращаясь за помощью в органы службы занятости

     Проблемы  формирования банка вакансий государственной  службы занятости населения объясняются, прежде всего, тем, что его не пополняют  работодатели, хотя к этому их обязывает Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 27.12.2009, далее - Закон о занятости). Решать данную проблему, по нашему мнению, необходимо с помощью мер, способных мотивировать работодателя предоставлять сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях в государственные учреждения службы занятости населения.

     Во-первых, следует упростить процедуру  предоставления информации о вакансиях. В настоящее время соответствующую  форму работодатель должен заполнять при явке в службу занятости, что, конечно, требует затрат времени. Сайт государственной службы занятости "Работа в России" также не позволяет работодателю заявлять о наличии вакансий, минуя центры занятости. Опасения разработчиков сайта, не предусмотревших соответствующую возможность, обоснованы, поскольку информацией о вакансиях могут воспользоваться кадровые агентства, предлагающие платные услуги по трудоустройству гражданам, ищущим работу. Кроме того, в случае свободного доступа пользователей на сайт "Работа в России" могут вводиться "пустые" вакансии несуществующих работодателей.

     Учитывая, что подбор работников является государственной  услугой, упростить процедуру предоставления информации о вакансиях в службу занятости способен перевод в  электронную форму государственных услуг, поэтапно реализуемый российским Правительством.

     Справочно-информационный портал "Государственные услуги" (http://gosuslugi.ru) работает в настоящее  время в тестовом режиме в категории "Защита от безработицы". Портал ориентирован на физические лица и предусматривает только одну услугу - "Информирование о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы". Эта же услуга включена в категорию "Работа с персоналом", нацеленную на юридических лиц, т.е. на большинство работодателей. Остальные услуги данной категории не связаны с подбором персонала.

     Утвержденный  Правительством РФ План перехода на предоставление государственных услуг в электронной  форме, рассчитанный до конца 2011 г. [4], включает несколько государственных услуг в сфере занятости населения, но среди них также нет услуги "Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников". Ее отсутствие в ближайших планах, так же как и в случае с сайтом "Работа в России", объясняется, скорее всего, опасениями доступа кадровых агентств и ввода "пустых" вакансий. Однако совершенствование технических возможностей портала "Государственные услуги", таких как "Личный кабинет", в перспективе может позволить работодателю направлять информацию о вакансиях в органы службы занятости в электронном виде.

     Вывод. Подводя некоторые итоги, можно констатировать, что совершенствование системы формирования банка вакансий государственной службы занятости населения связано с необходимостью проработки множества направлений и решения комплекса задач, которые выходят за рамки только государственных функций по содействию в трудоустройстве и подборе персонала, а в целом охватывают систему социально-трудовых отношений. При этом банку вакансий принадлежит определяющая роль в трудоустройстве граждан, обращающихся в органы службы занятости, а следовательно, его качественное и количественное наполнение должно рассматриваться как важнейшая задача активной политики на рынке труда.

2.2.Особености реформирования трудового законодательства с позиции социального государства

 

     Конституция РФ 1993 года в ст. 7 провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, и это не случайно. Так, авторы Комментария к Конституции РФ считают, что термин "социальное государство" отражает новую возросшую роль государства: забота о человеке и поддержка менее социально защищенных слоев населения . Следовательно, цель такого государства заключается в создании условий для повышения уровня социальной защищенности и в реализации законодательно закрепленных прав граждан на нее.

     Провозглашенное Конституцией РФ право граждан на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37) и предусмотренные в Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) социальные гарантии для безработных носят в основном декларативный характер. Ныне действующие нормы не обеспечивают (в нарушение ч. 1 ст. 7 Конституции РФ) достойной жизни и свободного развития человека, ищущего работу, признанного в установленном порядке безработным.

     Так, п. 2 ст. 12 Закона о занятости гарантирует  социальную поддержку безработным гражданам, но нет определения ее уровня. Тогда как Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет, что именно является социальной поддержкой, а Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" перечисляет все меры, включаемые в содержание социальной поддержки. Следовательно, законодатель по-разному подходит к реализации социальных задач государства в отношении различных категорий граждан, т.е. в ряде случаев депутаты сами точно и подробно определяют уровень социальных возможностей государства (установление минимальной заработной платы и др.), а в других - эти полномочия делегируются Правительству РФ. Примером тому является содержание п. 2 ст. 33 Закона о занятости, где разъясняется, что размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ. Однако установленный с 1 января 2005 г. размер минимального (720 руб.) и максимального (2880 руб.) пособия по безработице до 31 декабря 2008 г. не повышался, а прожить на него просто не представлялось возможным. Лишь рост числа безработных в связи с кризисом стал основанием для увеличения размера пособия по безработице: с 1 января 2009 г. минимального - до 850 руб. и максимального - до 4900 руб. . Так, с учетом районного коэффициента размер минимального и максимального пособий по безработице с 1 января 2009 г. составляет 1190 и 6860 руб. в месяц соответственно, тогда как величина прожиточного минимума в Мурманской области для трудоспособного гражданина на третий квартал 2008 года определена в 7063 руб. . Учитывая постоянное удорожание жизни и разные по расходам уровни проживания в том или ином субъекте Российской Федерации, было бы целесообразно, по нашему мнению, устанавливать изменяющийся поквартально (а ранее так и было) размер пособия по безработице, стипендии с учетом величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. В этой связи предлагаем изложить п. 2 ст. 33 Закона о занятости в следующей редакции:

     Размеры, минимальной и максимальной величин пособия по безработице, стипендий пересматриваются ежеквартально в соответствии с величиной прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Максимальный размер пособия не может превышать величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, а минимальный размер не может быть менее 50% максимальной величины".

     Следует, на наш взгляд, дополнить новым  абзацем п. 1 ст. 28 Закона о занятости, предусмотрев, что государство гарантирует:

     "...компенсацию  расходов, связанных с выездом безработных граждан и членов их семей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

     Не  соответствует, по нашему мнению, подлинному развитию социального государства  и тот факт, что изменения, внесенные  в Закон о занятости с 1992 года по настоящее время, неуклонно снижают правовой статус граждан России, признанных безработными. Примеров, доказывающих это, множество.

     Так, в первоначальной редакции Закона о  занятости предусматривалось, что  максимальный размер пособия по безработице  равен среднему заработку в субъекте Российской Федерации; в редакции от 20.04.1996 - не может превышать величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, а в соответствии с изменениями от 22.08.2004, действующими с 01.01.2005, предусмотрено, что размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 04.11.2004 N 591 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2005 год" была установлена максимальная величина пособия по безработице в размере 2880 руб., а минимальная - 720 руб. Безусловно, разница между первой редакцией и действующей весьма значительна. Это отрицательно отразилось на уровне социальной поддержки граждан, признанных безработными, и членов их семей, а кроме того, не соответствует тенденции развития социального государства.

     Учитывая  вышеизложенное, п. 1 ст. 34 Закона о занятости  справедливо было бы, на наш взгляд, изложить в следующей редакции:

     "1. Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, потерявшим работу и признанным в установленном порядке безработными, но имевшим в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели), при наличии 13 или менее календарных недель работы, пособие по безработице назначать на 6 месяцев. Гражданам, имеющим более 13 календарных недель работы, срок выплаты увеличивать на 1 неделю за каждые 2 недели работы сверх 13 календарных недель, но назначать пособие на срок не более 12 месяцев".

     Было  бы справедливо вернуть данное право  гражданам и изложить п. 2 ст. 35 Закона о занятости в следующей редакции:

     "2. Граждане, предусмотренные в п. 1 данной статьи, имеют право на  назначение досрочно пенсии по  старости по ходатайству службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства, в том числе и по состоянию здоровья, если они были уволены в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. Данная пенсия назначается на период до наступления..." (далее текст без изменения).

     Конституция РФ прямо не гарантирует для граждан  России права на труд, а предусматривает  такие основы трудовых прав граждан, как свобода труда, право каждого  распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию. Содержание ч. 1 ст. 37 Конституции РФ дает основание полагать, что обеспечение свободы труда является более актуальным для государства, чем обеспечение занятости граждан. Однако отсутствует правовой механизм, гарантирующий реализацию свободы труда.

     Так, участие работодателей в обеспечении  занятости населения предусматривается  статьями 25 и 26 Закона о занятости  и определяет направления содействия работодателей в обеспечении  занятости. Кроме того, ст. 25 Закона о занятости обязывает работодателей сообщать о вакансиях службе занятости населения. Да, о них сообщается, но далеко не обо всех и в основном о тех, которые предполагают неквалифицированный и низкооплачиваемый труд в непрестижных сферах деятельности. Можно понять работодателя и согласиться с ним, когда освободившаяся вакансия заполняется за счет перевода кандидата из числа работающих в организации или лицом, приглашенным по переводу, но достаточно часто это не так, и о вакансии не сообщается в службу занятости, что ограничивает конституционные права лиц, ищущих работу, на свободно избранную занятость. [12,  С.100]

     К сожалению, законодательством не предусмотрена  ответственность работодателя за несообщение  о вакансиях и неуказание истинных причин отказа в приеме на работу, в связи с чем ни одна из государственных служб не контролирует реальное положение дел при реализации гражданами права на свободу труда. А до суда с целью защиты своего права доходят лишь немногие граждане.

     Поэтому, по нашему мнению, было бы целесообразно:

     - дополнить п. 1 ст. 25 Закона о занятости:

Информация о работе Анализ некоторых проблем и направлений совершенствования формирования государственной политики в трудовой сфере в современной Российск