Индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика невозможна без применения человеческого труда, однако приходится констатировать, что, увлекаясь чисто экономическими категориями, современные российские политики и предприниматели нередко об этом забывают. На первое место выходят проблемы собственности, организационно-правовых форм предпринимательства, инвестиций, прибыли, налогов. Безусловно, все это важные элементы рыночной экономики, но она не может существовать без рынка труда, на котором продается и покупается такой специфический “товар”, как рабочая сила, способности человека к тому или иному виду труда. Все остальное производно от этого. Непонимание этой достаточно простой вещи создает базу для социальных конфликтов в основной сфере человеческой деятельности. На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема урегулирования индивидуальных трудовых споров, возникающих в организациях различных организационно-правовых форм

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…………………......3
Понятие, причины и условия возникновения индивидуальных трудовых споров……………………………………………………………………………...5
Общая характеристика органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров……………………………………………………………………………...8
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам……………………………………………………………………………12
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров судами…………………...16
Порядок исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам…..…23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...………………….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..…...29

Работа содержит 1 файл

курсовик по трудовому.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

     Условия возникновения споров экономического характера порождают серьезные  социальные последствия, которые, в  свою очередь или в сочетании с экономическими последствиями вызывают трудовые споры. Так, недостаток средств приводит к сокращению численности работников или ликвидации организации, к все растущей безработице. Высвобождаемые работники, отстаивая свое право на работу (рабочее место), нередко обращаются за разрешением трудового спора и защитой своих прав в судебные органы.

     К условиям социального характера  относится, например, растущий разрыв в уровне доходов низкооплачиваемых  и высокооплачиваемых работников.

     К условиям юридического характера можно отнести, в частности, сложность, противоречивость, а также недостаточную доступность трудового законодательства для администрации и особенно для работников, в результате - слабое знание работниками своих трудовых прав и обязанностей работодателей, способов защиты своих прав; нежелание соблюдать трудовое законодательство многими руководителями организаций, должностными лицами администрации; слабая подготовленность профсоюзных лидеров, профсоюзных активистов к защите работников на основе трудового законодательства.

     Итак, индивидуальные трудовые споры –  это неурегулированные разногласия, возникающие между работником и  работодателем по вопросам применения законодательных и иных нормативных  актов о труде, коллективного  договора и других соглашений о труде. 

  1. Общая характеристика органов  по рассмотрению индивидуальных трудовых споров
 

     Еще в 1992 г. была изменена структура органов, рассматривающих индивидуальные споры, – среди них не стало профсоюзных комитетов. В целом это было логичное решение, так как, исходя из своих уставных задач, профсоюз не может быть объективным участником процесса рассмотрения спора, а профсоюзный комитет – органом, принимающим обязательные решения по трудовым спорам. В итоге структура органов, рассматривающих трудовые споры, оказалась двухзвенной.

     Статья 382 ТК РФ устанавливает органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры, возникающие главным образом из трудового правоотношения. Она указывает два юрисдикционных органа, правомочных рассматривать трудовые споры между работником и администрацией (работодателем): комиссия по трудовым спорам (КТС) и суд.

     Этим  органам законом предоставлено  право и на них лежит обязанность  разрешать такого рода споры. Для  этого им даны определенные властные полномочия. В связи с этим органы по рассмотрению трудовых споров относятся к числу юрисдикционных.

     Несколько слов о компетенции и подведомственности органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

     Компетенция - это совокупность полномочий (прав и обязанностей) органа в определенной сфере деятельности. При этом полномочия органа одновременно являются его обязанностями. В частности, рассмотрение трудового спора есть право и одновременно обязанность соответствующих органов, если к ним обратились с надлежащим заявлением. Органы по рассмотрению трудовых споров не вправе отказать в приеме заявления или в рассмотрении спора.

     Подведомственность - это определенная компетенция определенных органов по рассмотрению тех или  иных видов трудовых споров. Подведомственность определяется видом трудового спора по субъектам (индивидуальный или коллективный) и по содержанию (по установлению условий труда или по их применению). Каждый из органов рассматривает споры, ему подведомственные. Следовательно, прежде чем обратиться за решением трудового спора, надо знать куда, в какой именно орган следует подать заявление (иск).

     КТС подведомственны все индивидуальные трудовые споры за исключением тех, которые отнесены к компетенции  судов. Для этого надо выяснить, является ли спор индивидуально-трудовым, и определить подведомственность, во-вторых, определить не относится ли спор к исключительной компетенции суда. Так, КТС рассматривает подведомственные ей споры об оплате труда, применении норм выработки и установленных расценок, возврате незаконно удержанных из заработной платы сумм и другие споры работника с работодателем, его администрацией. Все остальные споры между субъектами трудовых правоотношений, если для них не предусмотрено иного порядка, рассматриваются также КТС.

     Комиссии по трудовым спорам являются эффективным звеном в системе рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Их деятельность строится на общих принципах рассмотрения трудовых споров.

     Один  из главных принципов – доступность  обращения в органы, рассматривающие  трудовые споры. Как правило, споры  вначале рассматриваются в организации, что упрощает процедуру сбора доказательств и сокращает сроки их рассмотрения. Если стороны не могут найти взаимоприемлемое решение в рамках организации, рассмотрение спора переходит в суд, наиболее близкий от организации по месторасположению. Также если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок со дня подачи работником заявления, он вправе перенести его рассмотрение в суд (ч.2 ст. 387, ч.1 ст. 390 ТК РФ).

     Инициатива  по созданию КТС может исходить от любой стороны трудовых отношений. КТС образуются из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников могут быть избраны в КТС на общем собрании работников организации. Они могут быть туда делегированы представительным органом работников, однако и в этом случае требуется их последующее утверждение на общем собрании работников организации.

     Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации. Желательно, чтобы в комиссию входили люди, имеющие определенные представления о трудовом законодательстве. Целесообразно в состав комиссии по трудовым спорам выделять не менее 2- 
3 представителей от каждой стороны. Это предотвращает нарушение сроков рассмотрения заявлений работников при отсутствии на работе одного из членов комиссии и обеспечивает проведение заседаний КТС в правомочном составе ее представителей. Тот или иной представитель может быть досрочно отозван стороной, его выделившей. В этом случае он должен быть заменен другим представителем. Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. КТС организации имеет свою печать.

     КТС могут создаваться не только на уровне организации в целом, но и в  ее структурных подразделениях. Решение  об этом принимается на общем собрании. Принципы и порядок деятельности комиссий одинаковы для всех уровней. Компетенция зависит от полномочий, которыми наделены соответствующие структурные подразделения. Спор, рассмотренный в КТС подразделения, в случае несогласия одной из сторон спора с ее решением, переходит сразу в суд, а не в КТС организации.

     Организационно-техническое  обеспечение деятельности КТС (выделение соответствующего помещения, обеспечение оргтехникой, поручение кому-то из работников организации ведения документации комиссии) возлагается на работодателя.

     Поскольку КТС является органом досудебного  рассмотрения трудовых споров, значит, любой вопрос подведомственный КТС  может рассматриваться в судебном порядке. Ст. 391 Трудового кодекса  РФ предусматривает возможность работника решать вопрос о том, где рассматривать его трудовой спор. Однако есть группа споров, где усмотрение работника сужено только до одного органа 
– суда.

     Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям (ст. 391 ТК РФ):

     работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового  договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы  в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

     работодателя - о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено  федеральными законами. 
          Часть 3 ст. 391 ТК предусматривает, что суд непосредственно рассматривает также споры об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц; лиц, считающих, что они подвергались дискриминации.

     Учитывая, что статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту и Трудовой Кодекс РФ не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (ст. 382, ч.2 ст. 390, ст. 391 ТК РФ).

     Итак, в силу п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ29 и ст. 382, 391 ТК РФ дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции. Учитывая это, при принятии искового заявления судье необходимо определить, вытекает ли спор из трудовых правоотношений, а также подсудно ли дело данному суду.

     Мировые судьи в Российской Федерации  являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему России. Они осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции все дела, возникшие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о признании забастовки незаконной, независимо от цены иска (ФЗ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»). При этом необходимо учитывать, что трудовой спор, возникший в связи с отказом в приеме на работу, не является спором о восстановлении на работе, так как он возникает между работодателем и лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор (ч.2 ст. 381, ч. 3 ст. 391 ТК РФ), а не между работодателем и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях. Мировому судье подсудны также дела по искам работников о признании перевода на другую работу незаконным, поскольку в указанном случае трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются. Дела, входящие в компетенцию мирового судьи, рассматриваются им непосредственно и единолично. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

     Все дела о восстановлении на работе, независимо от основания прекращения трудового договора, включая и расторжение трудового договора с работником в связи с неудовлетворительным результатом испытания (ч.1 ст. 71 ТК РФ), подсудны районному суду. Дела по искам работников, трудовые отношения с которыми прекращены, о признании увольнения незаконным и об изменении формулировки причины увольнения также подлежат рассмотрению районным судом, поскольку по существу предметом проверки в этом случае является законность увольнения. Районные суды являются своего рода апелляционной инстанцией, рассматривая спор, если одна из его сторон не согласна с решением КТС. Они же в апелляционном порядке пересматривают акты мировых судей. Областные и приравненные к ним суды, судебные коллегии по гражданским делам которых рассматривают жалобы на решения и определения районных судов, выступают в качестве кассационной инстанции. Областные же суды и Верховный Суд РФ пересматривают судебные акты по трудовым спорам в порядке надзора. Система органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры, предоставляет реальные гарантии объективной оценки всех существенных обстоятельств, предотвращает и исправляет судебные ошибки и, как следствие, обеспечивает законное и справедливое разрешение разногласий между субъектами трудовых правоотношений.

     Данные  судебной статистики свидетельствуют о том, что подавляющее большинство индивидуальных трудовых споров, рассмотренных судами, решается в пользу работников. Это свидетельствует об эффективности судебной защиты трудовых прав работников. Имеющиеся в этом деле недостатки (особенно значительно возросшие сроки прохождения трудовых споров в судах) препятствуют успешному осуществлению судами государственной защиты прав и интересов граждан.

     Законодательство  предусматривает в определенных случаях специальный порядок досудебного рассмотрения отдельных категорий трудовых конфликтов в рамках реализации такой государственной функции, как надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и о его охране. К числу такого рода государственных органов относится федеральная инспекция труда. Органы федеральной инспекции труда, в частности, ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (ст. 356 ТК РФ). 
 
 

  1. Рассмотрение  индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам

Информация о работе Индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения