Источники трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:09, реферат

Описание работы

Образующие его нормы могут быть признаны юридическими, общеобязательными, если они находятся в законах и иных признаваемых государством источниках.
Источники права - это исходящие от государства или признаваемые им официально- документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Работа содержит 1 файл

тр пр 2.docx

— 26.39 Кб (Скачать)

Источники трудового права.

 

1. Понятие и  виды источников права. Характерной чертой позитивного права является то, что оно носит формализованный характер. Образующие его нормы могут быть признаны юридическими, общеобязательными, если они находятся в законах и иных признаваемых государством источниках.

Источники права - это исходящие  от государства или признаваемые им официально- документальные формы  выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного  значения.

Источникам права присущ официальный характер, они признаются государством, что и обеспечивает поддержку содержащихся в них  норм со стороны государства. Официальный  характер источникам права придается двумя путями: путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства; путем санкционирования, когда государственные органы в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы) и придают им юридическую силу.

Виды источников права:

1. Нормативные юридические акты - это официальные документы, исходящие от компетентного государственного органа, содержащие норму права и направленные на урегулирование определенных общественных отношений. К ним относятся Конституция, законы и подзаконные акты.

2. Санкционированные обычаи - это исторически сложившиеся правила поведения, содержащиеся в сознании людей и вошедшие в привычку в результате многократного применения, которым государство придало общеобязательное значение и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Санкция государства, придающая обычаям юридическое значение, дается двумя путями: а) отсылки на обычаи в нормативном акте и б) фактическим государственным признанием в судебных решениях и иных актах государственных органов.

Юридический прецедент —  это судебное или административное решение по конкретному юридическому деду, которому придается общеобязательное юридическое значение и которым  руководствуются при разрешении схожих дел.

Нормативный договор - это  соглашение двух или более субъектов, содержащее общеобязательные юридические  нормы.

Общие принципы права - это  отправные, исходные начала правовой системы. Например, при отсутствии законодательной  нормы, обязательного прецедента или  обычая юристы могут ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права (Гражданский кодекс Греции, Испании, Афганистана).

Религиозные тексты - наиболее характерны дня мусульманского права. В первую очередь это Коран  и Сунна Коран - это священная  книга, представляющая собой собрание- поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна - сборник жизнеописания пророка  Мухаммеда.

2. Понятие и  виды нормативных актов. Нормативные юридические акты - это официальные документы, исходящие от компетентного государственного органа, содержащие норму права и направленные на урегулирование определенных общественных отношений. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативный  акт, принятый в типом порядке  органами законодательной власти или  референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой  и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов  акты, содержащие юридические нормы. К ним относятся:

1) указы и распоряжения Президента, изданные в пределах его компетенции;

2) постановления и распоряжения Правительства

3) акты госуд. региональных и местных муниципальных органов (представительных органов и органов администрации) - издаются территориальными органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления и распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории;

4) ведомственные акты - издаются в пределах компетенции того или иного органа и распространяются только на членов данного коллектива.

3. Понятие, признаки  и виды законов. Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1. Закон - это юридический акт, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению.

2. Закон - это акт строго определенных, высших органов государственной власти.

3. Закон обладает; высшей юридической силой. Это означает: а) все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им. В случае расхождения акта с законом, действует последний; б) закон не подлежит утверждению со стороны какого-нибудь другого органа; в) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал.

3. Закон - это нормативный акт, содержащий нормы, которых раньше в правовой системе не было и обязательно по наиболее важным вопросам общественной жизни.

Виды законов:

1) Конституция - это основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человечка и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, систему правосудия;

2) конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией;

3) обыкновенные законы - это акты текущего законодательства посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества.

4. Действие нормативных актов. Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.

1. Действие нормативных актов во времени продолжается с момента вступления их в силу до момента их утраты. Акты вступают в силу либо с момента их принятия, либо со времени, ука¬занного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие, либо по истечении определенного срока с момента их опубликования. Акты прекращают свое действие либо по истечении срока действия акта, на который он был принят, либо в связи с изданием нового акта, заменившею ранее действовавший, либо на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта.

Из общих правил действия нормативных актов во времени  есть два исключения:

а) обратное действие закона - когда вновь принятый нормативный акт распространяет свое действие на отношения, которые возникли до вступления его в юридическую сил). По общему пра¬вилу, закон обратной силы не имеет, однако, придание закону обратной силы возможно в двух случаях; если в самом законе об этом сказано или если закон смягчает, или вовсе устраняет ответ¬ственность;

б) переживание закона - когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать действовать по отдельным вопросам

2. Действие нормативных актов в пространстве определяется территорией, на которую они распространяются. Под территорией государства понимается его сухопутное и водное пространство внутри государственных границ воздушное пространство над ними, недра, а также территория дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами государства. При рассмотрении данного вопроса следует учитывать один момент: порядок, в соответствии с которым закон не распространяется на то или иное пространство или мим, называется экстерриториальностью.

3. Действие закона по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Однако, из этого пра¬вила также есть исключения:

а) главы государств и правительств сотрудники дипломатических и консульских представительств пользуются правом экстерриториальности и к ним не могут быть применены меры ответственности и государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях;

б) некоторые нормативные акты, например, предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет;

в) иностранные лица и лица без гражданства, проживающие на территории государства, хотя и пользуются широким кругом прав и обязанностей, в некоторых случаях не могут выступать носителями прав. Например, они не могут служить в вооруженных силах, не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и судьи.

 

 

Понятие и виды источников трудового права.

 

Понятие нормативных правовых актов о труде. Законодательство о труде.

Под нормативными правовыми  актами о труде понимаются юридические  формы выражения нормативных  предписаний в области труда.

Нормативные правовые акты о труде одновременно расцениваются  и как источники трудового  права, то есть как результат нормотворческой  деятельности уполномоченных государственных органов, и как основа правоприменительной деятельности сторон трудовых и иных общественных отношений в сфере труда.

 Нормативными правовыми  актами в сфере труда называются издаваемые государственными и другими уполномоченными органами нормативные предписания в сфере общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования  трудового права. Совокупность этих нормативных правовых актов составляет законодательство о труде, или трудовое законодательство.

 В настоящее время  сложилась система трудового  права, которая постоянно развивается  и совершенствуется.

Классификации нормативных  правовых актов о труде.

Нормативные правовые акты о труде весьма многочисленны  и многообразны, в связи чем   их можно классифицировать по различным основаниям.

По юридической силе нормативные  акты о труде подразделяются на:

а) законы (конституционные, кодифицированные, текущие);

б) подзаконные акты (указы Президента РК, имеющие нормативный характер,  постановления Правительства РК, межведомственные нормативные акты Министерства  труда и социального развития, других министерств и ведомств, нормативные акты  исполнительных органов власти РК).

В то же время по органам, их издающим, выделяют две группы нормативных  правовых  актов:

а) акты органов представительной власти (законы и постановления);

б) акты органов исполнительной власти (указы, постановления, распоряжения,  положения, правила, указания, приказы и т.д.).

Различают действие нормативных  актов о труде в пространстве, по кругу лиц, во времени.   -локальных, или местных, нормативных актов, разрабатываемых, утверждаемых и действующих на конкретном предприятии, в учреждении, организации.

По кругу лиц нормативные  правовые акты о труде могут быть общими - распространяющимися на всех без исключения работников, и специальными - действующими в отношении определенных категорий работников с учетом следующей  специфики:

а) условий их работы;

б) половозрастных особенностей;

в) выполняемой трудовой функции;

г)  гражданства;

д)  с учетом характера работы;

е)  иных особенностей, связанных с условиями работы, ее осуществлением в определенной отрасли экономики, специфики производства и др.

Отмечая действие нормативных  актов о труде во времени, следует  иметь в виду, что они приобретают  общеобязательность с момента вступления в действие (как правило, этот момент связан с конкретной датой) и обратной силы не имеют.

Кроме того, необходимо также  помнить о возможности правового  регулирования трудовой деятельности граждан не только законодательством  о труде, но и гражданско- правовыми  нормами. Работа граждан в организациях по договорам подряда, поручения, авторскому договору и другим, в отличие от их трудовой деятельности по трудовому  договору (контракту), осуществляется в соответствии с требованиями и  на основе гражданского законодательства, в частности Гражданского кодекса  РК. Поэтому к отношениям, возникающим  в связи с заключением указанных  гражданско-правовых договоров, нормы  о труде не применимы.

 

 

Роль Конституции  РК как источника трудового права.

Основой законодательной  и иной правотворческой деятельности является Конституция РК, которая  устанавливает принципиальные положения  для всего трудового законодательства. В соответствии с Конституцией РК права и свободы человека и  гражданина, в том числе и в  сфере труда, определяют смысл, содержание и применение законов.

Конституция РК является основным источником трудового права и, признавая  права и свободы человека и  гражданина высшей ценностью, предусматривает  следующие принципиальные положения  для этой отрасли права:

1. труд свободен и принудительный труд запрещен;

2. право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

3. гарантируется равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, места жительства, принадлежности к общественным организациям и других обстоятельств;

4. право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; оплату труда без дискриминации и не ниже минимального размера; защиту от безработицы;

5. право граждан на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием законных способов их разрешения, включая забастовку;

6. право граждан на отдых, гарантированные продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный отпуск;

7. право граждан на равный доступ к государственной службе;

8. право граждан на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов;

Информация о работе Источники трудового права