Источники трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:09, реферат

Описание работы

Образующие его нормы могут быть признаны юридическими, общеобязательными, если они находятся в законах и иных признаваемых государством источниках.
Источники права - это исходящие от государства или признаваемые им официально- документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Работа содержит 1 файл

тр пр 2.docx

— 26.39 Кб (Скачать)

9. гарантируется судебная защита прав и свобод человека и гражданина;

10. гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, инвалидности, для воспитания детей.

 

Значение нормативных  правовых актов о социальном партнерстве  и локальных нормативных актов  в регулировании трудовых отношений.

 

 Особую значимость  в 90-е годы приобрели нормативные  правовые акты о социальном  партнерстве - соглашения, заключаемые  на уровне территории, отрасли,  профессии. Наличие внутривидовых  особенностей субъектов трудовых  и иных общественных отношений,  а также специфичность проявления  последних в различных условиях  труда вызывают необходимость  принятия непосредственно на  предприятии, в учреждении, организации  локальных нормативных актов  о труде, действие которых распространяется только на работников конкретного предприятия, учреждения или организации. К их числу относятся правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, соглашение об охране труда, положение о премировании и др.

Следует отметить, что по мере развития общественных отношений, составляющих предмет трудового  права, повышается и роль трудового  законодательства (трудового права), а в его системе - локальных  нормативных актов о труде.

Место норм международного нрава и международных договоров  с участием РК в правовом регулировании  общественных отношений в области  труда.

 В соответствии с  Конституцией РК общепризнанные  принципы и нормы международного  права, а также международные  договоры с участием РК являются  составной частью ее правовой  системы, в том числе системы  трудового права. Если международным договором РК установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Категория «источники права» в науке обычно трактуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых к ним относят объективные  факторы, порождающие право, как  социальное явление. В качестве таких  факторов выступают материальные условия  жизни общества, экономические, политические и социальные потребности социальных групп. Во- вторых, понятие источника  права связывают с непосредственной деятельностью государства по формированию прав, приданию ему формы нормативно-правовых актов.

На основании вышеизложенного  под источниками трудового права  понимают результаты правотворческой  деятельности уполномоченных органов  государства в области регулирования  общественных отношений, связанных  в функционированием рынка труда, организацией и применением наемного труда.

Источники трудового права  многочисленны и многообразны и  могут классифицироваться по различным  основаниям.

Традиционной является классификация  источников права по их юридической  силе:                                    

1. Международные договора  и соглашения. К ним относятся,  например, Всеобщая Декларация прав  человека, ратифицированные Республикой  Казахстан конвенции Международной  Организации Труда (№ 29 «О принудительном  или обязательном труде», № 100 «О равном вознаграждении мужчин  и женщин за труд равной  ценности», № 138 «О минимальном  возрасте»), а так же соглашения, заключаемые странами Содружества  Независимых Государств («Соглашение  о сотрудничестве в области  трудовой миграции и социальной  защиты трудящихся-мигрантов» от 15.04.94г., «Соглашение о взаимном  признании прав на возмещение  вреда, причиненного работникам  увечьем, профессиональным заболеванием  либо иным повреждением здоровья, связанные с исполнением ими  трудовых обязанностей» от 09.09.94г.  и т.д.).

2. Конституция Республики  Казахстан. В статье 24 Конституции  закреплены следующие положения:

1. Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения.

2. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы.

3. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

4. Каждый имеет право на отдых. Работающим по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

3. Законы Республики Казахстан.  К законам, являющимся источниками  трудового права относятся: Трудовой  кодекс от 15.05.2007 года; закон Республики  Казахстан «О профессиональных  союзах» от 12.07.93г. и т.д.

4.Постановления Правительства  Республики Казахстан. К ним  относятся: Постановления Правительства  РК от 29.12.00г. «Об утверждении  инструкции о порядке исчисления  средней заработной платы работников»,  от 07.08.00г. «Об утверждении перечня  видов заболеваний, при которых  может устанавливаться срок временной  нетрудоспособности более двух  месяцев», от 25.06.99г. «Об утверждении  Правил по вопросам лицензирования, привлечения иностранной рабочей  силы и вывозом рабочей силы  из Республики Казахстан за  границу» и т.д.

5.Акты министерств, комитетов  и ведомств. К ним относится,  например, приказы Министра труда  и социальной защиты населения  от 21.04.00г. «Об утверждении правил  бесплатной выдачи лечебно-профилактического  питания и витаминных препаратов»,  от 22.07.00г. «Об утверждении Методических  рекомендаций по организации  нормирования труда», Приказ Агентства  РК по делам здравоохранения  от 22.05.00г. «О дополнительном отпуске  медицинских и аптечных работников».

 

2. Действие нормативных  актов о труде.

Действие нормативных  актов о труде рассматривается во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Для нормативно-правовых актов, являющихся источниками трудового  права важное практическое значение имеет установление границ начала и  окончания их действия.

Порядок введения в действие нормативного правового акта может  определяться самим нормативным  правовым актом. Порядок введения в  действие законов, в том числе  кодексов, определяется в самих законах (кодексах) либо отдельными законами. Нормативные  правовые акты вводятся в действие в следующие сроки:

1) законы Республики Казахстан, указы Президента Республики Казахстан, постановления Правительства Республики Казахстан - по истечении десяти календарных дней после их первого официального опубликования, если в самих актах или актах о введении их в действие не указаны иные сроки;

2) постановления Парламента Республики Казахстан, его палат - со дня первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки;

3) постановления Конституционного Совета Республики Казахстан - со дня их

принятия;

4) нормативные правовые акты центральных исполнительных и иных центральных государственных органов как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, в том числе Верховного Суда Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан, а также местных представительных и исполнительных органов - по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки.

В нормативных правовых актах  или актах о введении их в действие могут быть указаны иные сроки  введения в действие отдельных частей, глав, статей нормативных правовых актов, чем установленные для  всего акта в целом.

Если из-за значительного  объема нормативного правового акта его текст публикуется в нескольких номерах периодического печатного  издания, то днем официального опубликования  считается день опубликования заключительной части текста нормативного правового  акта. Обязательным условием введения в действие нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является их официальное опубликование.

В связи с принятием  нормативного правового акта подлежат признанию утратившими силу, изменению  или дополнению все ранее принятые нормативные правовые акты или их структурные части, если они противоречат включенным в новый акт нормам права или

поглощаются ими. Перечень актов и их частей, подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием нормативного правового акта, должен содержаться либо в самом акте либо в акте о порядке введения его в действие.

Правовое пространство для  действия источников трудового права  тесно связано с понятием «территория  Республики Казахстан».

Нормативные правовые акты Республики Казахстан, принятые Президентом  Республики Казахстан, Парламентом  Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан, центральными исполнительными  и иными центральными уполномоченными  органами, распространяют свое действие на всю территорию Республики Казахстан, если в самих нормативных правовых актах или актах о их введении в действие не установлено иное. Нормативные правовые акты, принятые местными представительными и исполнительными органами, действуют на соответствующей территории.

Действие нормативных  правовых актов, являющихся источниками  трудового права, по кругу лиц, означает, что нормативно-правовые акты Республики Казахстан распространяется на граждан  и юридических лиц Республики Казахстан, а также находящихся  на ее территории иностранцев и лиц  без гражданства, за исключением  случаев, предусмотренных законодательными актами и международными договорами, ратифицированными Республикой  Казахстан. На дипломатических представителей и некоторых других сотрудников  государственных органов иностранных  государств и международных организаций  нормативные правовые акты Республики Казахстан распространяются в пределах, предусмотренных международными договорами и общепризнанными принципами и  нормами международного права (дипломатический  иммунитет).

 

З. Локальный нормативный  акт. Виды, соотношения НПА и локального нормативного акта. Акты работодателя.

 

Акты работодателя - корпоративные (внутрифирменные) документы, имеющие  юридическую силу (приказы, распоряжения, положения, инструкции), содержащие правила, распространяющиеся на всех или определенные категории работников данной организации  либо относящиеся к конкретным лицам (работникам), разработанные с учетом особенностей деятельности компании и  оформленные в соответствии с  требованиями действующего законодательства РК.

По масштабу действия: приказы, распоряжения, положения, инструкции, правила трудового распорядка являются локальными актами и потому имеют  юридическую силу только в рамках организации и являются действительными  при условии, что они приняты  в соответствии с ТК РК и иными  нормативными правовыми актами, трудовым договором, соглашениями, коллективным договором. Это общее требование принципа законности, когда акт нижестоящего уровня должен издаваться на основе, в  соответствии и во исполнение акта вышестоящего уровня.

Издание локальных актов  связано, прежде всего, с реализацией  управленческих функций работодателя внутри коллектива организации. В одном  случае это могут быть локальные  нормативные акты, содержащие нормы  трудового права. Правовые основы для  принятия локальных нормативных  актов работодателя, определены процедуры  локального нормотворчества, предусматривается  минимальный уровень гарантий обеспечения  законности данных актов. С другой стороны, это могут быть индивидуальные правовые акты (приказы, распоряжения), рассчитанные на одноразовое ограниченное применение; или распространяются на определенное лицо (приказ о назначении на должность) либо определенный круг лиц; или устанавливают, изменяют, прекращают или приостанавливают права и обязанности определенного лица или иного ограниченного круга лиц. В этом случае локальные акты работодателя не относятся к нормативным правовым актам, содержащим нормы права. У них иная процедура принятия, оформления, исполнения и контроля за исполнением.

Внутренний (корпоративный ) документ, выпускаемый на предприятии, может считаться обязательным для  исполнения сотрудниками лишь в том  случае, если он имеет юридическую  силу, для этого необходимо следующее: положения, содержащиеся в документе, должны строго соответствовать требованиям законодательства; документ должен быть издан и подписан должностным лицом организации, обладающим необходимыми для этого полномочиями; реквизиты документа должны соответствовать принятым нормам (дата и номер; порядок подписания, утверждение и согласование документов, печать)

 

Значение нормативных  правовых актов о социальном партнерстве  и локальных нормативных актов  в регулировании трудовых отношений.

 Особую значимость  в 90-е годы приобрели нормативные  правовые акты о социальном  партнерстве - соглашения, заключаемые  на уровне территории, отрасли, профессии. Наличие внутривидовых особенностей субъектов трудовых и иных общественных отношений, а также специфичность проявления последних в различных условиях труда вызывают необходимость принятия непосредственно на предприятии, в учреждении, организации локальных нормативных актов о труде, действие которых распространяется только на работников конкретного предприятия, учреждения или организации. К их числу относятся правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, соглашение об охране труда, положение о премировании и др.

Следует отметить, что по мере развития общественных отношений, составляющих предмет трудового  права, повышается и роль трудового  законодательства (трудового права), а в его системе - локальных  нормативных актов о труде.

Информация о работе Источники трудового права