Коллективный спор РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:06, реферат

Описание работы

В этой курсовой работе я постараюсь раскрыть правовые вопросы понятия
коллективных трудовых споров и их виды, а также разобрать сущность
разрешения проблемы коллективных трудовых споров, которые являются
неотъемлемой частью прав каждого человека, который вступает в трудовые
отношения. Чтобы вступая в трудовые отношения можно было с уверенностью
сказать: «Я знаю свои права и могу их отстоять и защитить».

Работа содержит 1 файл

коллективный спор.docx

— 34.19 Кб (Скачать)

    Если  интересы работников, работающих у  нанимателя, представляют несколько  профсоюзов, стороной спора может  быть:

    Ø -каждый из профсоюзов от имени объединенных в них работников;

    профсоюз, объединяющий большинство работников, которому это право добровольно  предоставлено остальными профсоюзами;

    Ø -совместный орган, созданный этими профсоюзами на добровольных началах.

    В случае, если у нанимателя работает более 50 процентов работников - не членов профсоюза, от имени этих работников стороной спора может быть орган, избранный на общем собрании либо конференции большинством голосов от общей численности этих работников.

    Профсоюзы (объединения профсоюзов) являются, традиционными представителями  работников в трудовых отношениях, в том числе и в трудовых спорах. Деятельность профессиональных союзов регулируется Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах».

      «…Профессиональные союзы вправе по просьбе своих членов и других граждан обращаться в суд с исковым заявлением в защиту их трудовых и социально-экономических прав. С этой целью профессиональные союзы могут иметь службы правовой помощи и другие необходимые органы, компетенция которых определяется уставами профессиональных союзов и актами законодательства Республики Беларусь…» (Статья16. Закон «О профессиональных союзах») 

    3.2 Предмет, стороны и виды коллективных  трудовых споров

    Предметом коллективных трудовых споров являются права и интересы работников, касающиеся социально-экономических условий  их труда и быта.

    Под социально-экономическими условиями  труда и быта, в связи с установлением  или изменением которых могут  возникнуть коллективные трудовые споры, понимаются положения:

    Ø -организации труда и повышения эффективности производства;

    Ø -нормирования, форм, систем оплаты труда, иных видов доходов работников;

    Ø -размеров тарифных ставок и служебных окладов, доплат и надбавок к ним;

    Ø -индексации заработной платы (доходов);

    Ø -создания здоровых и безопасных условий труда, улучшения охраны здоровья, гарантий медицинского страхования членов трудового коллектива и их семей, охраны . окружающей среды;

    Ø -заключения и расторжения трудовых договоров;

    Ø -обеспечения занятости, подготовки, повышения квалификации, переподготовки, трудоустройства высвобожденных работников;

    Ø -регулирования внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;

    Ø -строительства, содержания и распределения жилья, объектов социально-культурного назначения;

    Ø -организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;

    Ø -создания условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников и др.

    По  признаку субъекта следует отличать коллективный трудовой спор от индивидуального  трудового спора. Несколько одинаковых по содержанию (предмету) индивидуальных трудовых споров, даже если они вытекают из коллективного договора, соглашения, в сумме не со­ставляют коллективного и должны рассматриваться в порядке, установленном статьями 205-224 КЗоТ РБ. Например, претензия группы работников по поводу задержки заработной платы должна рассматриваться в порядке разрешения индивидуального трудового спора.

    Однако, если сроки выплаты заработной платы определены локальным нормативным актом, т.е. коллективным договором, спор о соблюдении обязательств нанимателем может принять коллективный характер, при условии, что стороной спора выступит сторона, подписавшая указанный акт.

    Коллективные  трудовые споры об установлении, изменении  или прекращении социально-экономических  условий труда и быта работников принято называть спорами интересов.

    Коллективные  трудовые споры о невыполнении либо толковании коллективных договоров, соглашений именуются спорами о применении коллективных договоров, соглашений.

    Наряду  с указанными видами споров существует деление коллективных трудовых споров на споры материального и споры  процедурного характера.

    Коллективные  трудовые споры материального характера  предполагают разногласия по содержанию трудовых прав и интересов работников.

    К процедурным спорам относятся коллективные трудовые споры, связанные с нарушением правовых норм, регламентирующих участие  профсоюзов в решении вопросов установления коллективных условий труда и  порядка разрешения коллективных трудовых споров. 

    4. Разрешение коллективных трудовых  споров 

    4.1 Порядок разрешения

    Порядок разрешения коллективных трудовых споров указан в Трудовом Кодексе Республики Беларусь, принятым Палатой представителей 8 июня 1999 года.

    В случае возникновения разногласий  между нанимателем и работниками  возбуждению спора должна предшествовать процедура их обсуждения на общем  собрании членов профсоюза или работников не членов профсоюза.

    В соответствии со ст. 379 Трудового Кодекса, общее собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины его участников, а конференция  — при участии не менее двух третей избранных делегатов. На собрании (конференции) ведется протокол. Требования нанимателю утверждаются большинством голосов работников, присутствующих на собрании (конференции), излагаются в письменной форме, подписываются  председателем и секретарем собрания (конференции) и направляются нанимателю.

    Наниматель  обязан рассмотреть требования и  в письменной форме не позднее  чем в десятидневный срок со дня  их получения уведомить о своём  решении представительный орган  работников и в трёхдневный срок Республиканский трудовой арбитраж о возникшем споре.

    Отказ нанимателя удовлетворить требования работников служит основанием для проведения примирительных процедур.

    День, в который наниматель сообщает решение  об отклонении всех или части требований работников, или день истечения установленного срока для уведомления профсоюза  о своем решении считается  началом коллективного трудового  спора.

    Нарушение нанимателем установленного 10-дневного срока для уведомления представительного  органа работников о своём решении  следует рассматривать как получение  отрицательного ответа.

    В соответствии с Положением об обязательной регистрации коллективных трудовых споров (конфликтов), утверждённым постановлением Министерства труда Республики Беларусь и Республиканского трудового арбитража  от 30 мая 1996г. №34/2, наниматель обязан в  течении трёх дней с момента возникновения спора заполнить и направить в Республиканский трудовой арбитраж карточку установленного образца.

    Поэтапное рассмотрение коллективных трудовых споров в примирительных органах, примирительные процедуры и сроки их рассмотрения в совокупности составляют порядок  разрешения коллективных трудовых споров.

    Установленный порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) можно разделить  на несколько стадий:

    Ø - рассмотрение спора примирительной комиссией;

    Ø - посредничество;

    Ø - рассмотрение спора трудовым арбитражем;

    Ø - использование работниками права на забастовку.

    Примирительные  процедуры, направленные на разрешение коллективного трудового спора, должны проводиться в сроки, установленные  законодательством. В случае необходимости  эти сроки могут быть продлены по соглашению сторон коллективного  трудового спора. 

    4.2 Примирительная комиссия

    Основной  и обязательной стадией разрешения коллективного трудового спора  является рассмотрение его примирительной комиссией. (Статья380. Трудовой кодекс Республики Беларусь)

    На  этой стадии примирения стороны спора  стремятся, сами выработать согласованное  решение путем взаимных уступок  и компромиссов. Обязательность рассмотрения спора примирительной комиссией  предопределяется тем, что после  рассмотрения спора примирительной комиссией стороны спора вправе перейти к использованию других форм разрешения спора.

    Примирительная  комиссия создаётся сторонами спора  на паритетной основе в трёхдневный  срок после возникновения спора. Члены примирительной комиссии могут  быть определены предварительно в коллективном договоре, соглашении.

    Члены примирительной комиссии – представители  сторон спора в течение трёх дней большинством голосов избирают в  состав примирительной комиссии нейтрального члена комиссии, не входящего в  данный представительный орган работников и не работающего у данного  нанимателя. Способ избрания нейтрального члена определяется примирительной комиссией. Размер и порядок выплаты  вознаграждения нейтральному члену  определяется соглашением между  нейтральным членом и сторонами  спора.

    При недостижении решения о выборе нейтрального члена примирительной комиссии он назначается в пятидневный срок Председателем Республиканского трудового арбитража в порядке, установленном постановлением Министерства труда Республики Беларусь и Республиканского трудового арбитража от13 октября 1999 года №132/1.

    Наниматель  обязан создавать необходимые условия  для работы примирительной комиссии. На рассмотрение примирительной комиссии выносятся требования работников, которые  не были удовлетворены нанимателем.

    Коллективный  трудовой спор должен быть рассмотрен в срок до пяти дней с момента  избрания нейтрального члена комиссии. В случае, когда комиссия не смогла в установленный срок принять  предложения по разрешению спора, стороны  вправе по договоренности между собой  продлить срок работы комиссии. В противном  случае считается, что стороны не согласны с предложениями комиссии, и они вправе перейти к другим процедурам.

    Примирительная  комиссия имеет право проводить  необходимые консультации с нанимателем, профсоюзом, с органами государственного управления, другими заин­тересованными организациями, экспертами.

    Законодательно  не урегулирован порядок деятельности примирительной комиссии. Это позволяет  сделать вывод, что регламент  работы комиссии определяется на ее первом заседании, при условии, если указанные  вопросы не были оговорены в коллективном договоре, соглашении. В протоколах заседаний примирительной комиссии следует отражать присутствие членов комиссии, избрание председательствующего, обсуждаемые вопросы, мнения сторон, результаты голосования, содержание решений  по каждому требованию коллектива.

    Предложения примирительной комиссии по разрешению спора носят рекомендательный характер. Они принимаются большинством голосов  ее членов, подписываются председателем  и в трехдневный срок направляются сторонами для принятия решения  по спору.

    Если  стороны в течение пяти дней письменно  не выразили согласия с предложениями  комиссии, считается, что они не согласны с этими предложениями. При согласии сторон спор прекращается. 

    4.3 Посредничество

    При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны спора по взаимной договоренности могут прибегнуть к  проведению примирительной процедуры  с участием посредника.

    Посредничество - это процедура примирения сторон коллективного трудового спора  с участием независимого эксперта-посредника.

    Поскольку посредничество как самостоятельная  стадия разрешения коллективного трудового  спора не является обязательной для  сторон, Закон не ограничивает их сроками  по достижении соглашения об этом.

    Соглашение  о посредничестве стороны вправе заключить до возникновения разногласий  между ними, предусмотрев эти вопросы  в коллективном договоре, соглашении.

Информация о работе Коллективный спор РБ