Концепция развития северных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:59, доклад

Описание работы

Северные территории Российской Федерации занимают 11,4 млн. кв. км (64% общей площади страны), в них проживает 10,5 млн. человек (7,4% населения страны), в числе которых 250 тыс. (2,4 % населения Севера) представляют 40 коренных малочисленных народов Севера. Они вносят значительный вклад в экономическое развитие и доходы бюджетной системы страны. 60% всех валютных поступлений России - с северных территорий. Север не только природная кладовая, но и мощный производственный потенциал - здесь производится более 40 % ВВП. 93% российского природного газа, 75% нефти, 100% алмазов, 90% меди и никеля, половина леса, 2/3 золота добывается на Севере.

Работа содержит 1 файл

Северные территории Российской Федерации занимают 11.docx

— 39.58 Кб (Скачать)

Выявлены и научно обоснованы особенности развития северных территорий в современных условиях: международное  взаимодействие, обусловленное общими проблемами труда на Севере; реализация единой Стратегии устойчивого развития, создание сетевых организаций и объединений по географическому признаку и общецивилизационным правилам и нормам жизнедеятельности на Севере.

3. Доказана возможность  адаптации отдельных элементов  передового зарубежного опыта  северных стран в области социального  и экономического развития северных  территорий. В частности, внедрение в практику заключения между ресурсодобывающими компаниями, ведущими свою деятельность на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, и их общинами экономических Соглашений; создание новых форм организации управления развитием традиционного хозяйствования коренных народов Севера; развитие новых видов экономической деятельности; внедрение в практику бизнеса информирование населения о своей деятельности и социальном инвестировании.

4. На основе проведенного анализа состояния северных регионов выявлена степень их дифференциации по уровню социально-экономического развития, проявляющаяся в различии валового регионального продукта, величины прожиточного минимума и его соотношения со среднедушевыми денежными доходами населения, среднемесячнойначисленной заработной платой, средним размером пенсий; индекса развития человеческого потенциала; коэффициента Джини, децильных коэффициентов, коэффициентов фондов; охвату и развитию информационных технологий.

Доказано, что наиболее успешно  развиваются те северные регионы, в  которых сформирована институциональная  среда, наиболее широко охватывающая интересы различных слоев населения.

5. Аргументировано, что  социальная ответственность бизнеса  оказывает заметное влияние на  социальное и экономическое развитие  региона присутствия не только  дополнительными платежами в бюджеты всех уровней, но и созданием социально стабилизирующего эффекта за счет обеспечения занятости местного населения. Соблюдение принципов корпоративной социальной ответственности обеспечивает работникам достойный уровень оплаты труда, сокращает масштабы бедности, повышает качество жизни населения, развивает социальную инфраструктуру, способствует решению самых актуальных проблем в сфере образования, жилья, охраны здоровья, экологической безопасности.

6. Выявлена и обоснована  роль Северного морского пути  в социальном и экономическом  развитии северных территорий  в современных условиях. Обоснован  тезис о повышении роли Северного морского пути в развитии арктических территорий в связи с началом работ на шельфе по добыче углеводородного сырья. Модернизация инфраструктуры Севморпути может дать импульс инновационному развитию северных регионов.

Доказано, что интеграция модернизированных морских портов российского Севера в транснациональные транспортно-логистические центры может оказать существенное влияние на социально-экономическое развитие северных территорий, а именно на: повышение занятости населения, подготовку квалифицированных кадров, развитие новых видов предпринимательства, расширение источников доходов населения, диверсификацию экономики, повышение качества жизни населения.

Аргументировано, что в  качестве одного из механизмов стратегического развития и модернизации Северного морского пути может быть государственно-частное партнерство.

7.Развито научное представление  о механизмах трансформации социально-трудовых  процессов на северных территориях  за счет международных проектов, в рамках которых создаются  международные творческие коллективы  ученых и исследователей, работающих  над общими проблемами устойчивого  развития Севера. Такое сотрудничество  способствует интенсификации процессов  международного обмена научной  информацией, проведению международных  конференций, обмену передовым  опытом и развитию инновационных процессов на северных территориях.

8. Разработаны и научно обоснованы организационно-экономические механизмы управления развитием традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера в условиях рыночной экономики на примере Ямало-Ненецкого автономного округа, включающие в себя разработку окружных законов, организацию общин коренных народов Ямала в государственное учреждение «Объединение по экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера», обеспечение софинансирования Администрацией и бизнес компаниями округа их мероприятий, оказание юридической помощи, а также проведение маркетинговых исследований для продвижения продукции и товаров «Объединения» на внутренние и зарубежные рынки.

9. Разработаны и сформулированы концептуальные подходы к социально-экономическому развитию северных территорий в современных условиях, включающие в себя консолидацию усилий органов всех уровней власти с целью координации практических действий по устойчивому развитию северных территорий, поиск решений, договоренностей, совместных инициатив в экономике и социальной сфере с учетом важнейшей роли Севера в мировой экономике и экосистеме планеты. Принципиально важным является проведение согласованной политики хозяйствования между всеми северными странами в связи с учетом уязвимости окружающей природной среды.

В основе этих подходов лежат институциональные преобразования, заключающиеся в гармонизации законодательств северных стран, выработке общецивилизационных правил и норм поведения в различных областях хозяйствования. Обосновано, что важнейшую роль для Российского Севера играет упреждающая подготовкауправленческих кадров регионального менеджмента, способных эффективно управлять в трансформирующихся условиях на рынке труда и непрерывно повышать свою компетентность. Разработана и предложена схема управления развитием арктического региона, базирующаяся на взаимовыгодных договорных отношениях.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Представленные результаты и выводы исследования были использованы Комитетом Совета Федерации по делам  Севера и малочисленных народов  при разработке Основ государственной  политики Российской Федерации в  Арктике на период до 2020 года и дальнейшую ■ перспективу. Материалы диссертационного исследования нашли применение при  создании администрацией .Ямало-Ненецкого автономного округа Государственного учреждения «Объединение по экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера».

Авторские научно-практические разработки включены в образовательную  программу «Управление социальным развитием а

Российского Севера», в содержание авторских спецкурсов, в методические пособия кафедры труда и социальной политики ФГУОП «Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАГС). Л

Теоретико-методологические аспекты и технологии развития северных территорий, выводы и предложения, представленные в диссертации, могут быть использованы в практической деятельности всех уровней  органов государственной власти.

Апробация работы и внедрение  результатов исследования.

Основные теоретические  положения и выводы диссертации  были представлены в выступлениях автора в Конгрессе США (1997 г., Вашингтон), на заседаниях рабочих групп и конференциях Арктического Совета (19971998гг. в Стокгольме (Швеция), Лиссабоне (Португалия); 1999 г. в Лондоне (Великобритания); 2000-2001гг. в Вашингтоне (США), 2002 г. в Саариселька (Финляндия); на заседании Генеральной Ассамблеи Северного Форума (2003 г. в Санкт-Петербурге); в рабочей группе Северного исследовательского Форума (2004 г., Торнио-Хапаранда (Швеция-Финляндия), на Петербургском Международном экономическом Форуме (2005 г.); на международном Форуме «Диалог цивилизаций» (2007 г. в Тампере (Финляндия); на различных мероприятиях Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов; на Международном семинаре по корпоративной социальной ответственности (2008 г., г.Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ), на V Северном Международном социально-экологическом Конгрессе (апрель 2009 г., Москва), на международной к конференции «Северные партнерства» (май 2009 г., г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра), на российско-канадских мероприятиях в рамках Саммита Межправительственной Комиссии по экономическому сотрудничеству (июнь 2009 г.).

Работа обсуждалась на кафедре труда и социальной политики ФГУОП «Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАГС).

Публикации. Основные положения  и результаты диссертационного исследования опубликованы автором в научных  работах, в том числе 3 монографии, общий объем - 50,3 п.л.

Заключение  диссертации по теме "Экономика -- Российская Федерация -- Север РФ -- Государственное регулирование", Сморчкова, Вера Ивановна

Выводы

Активная и согласованная  деятельность государства, общественных институтов и предпринимательских структур в области социального и экономического развития северных территорий является необходимым условием для устранения негативных последствий предшествующего периода и обеспечения их устойчивого развития в настоящем и будущем. Основополагающее значение, как нам представляется, для этого имеет:

-включение в приоритеты  государственной политики вопросов  социального и экономического  развития северных территорий  Российской Федерации с целью  создания благоприятных условий  для жизни;

-создания действенной  системы северных гарантий и  компенсаций как главного механизма  социального и экономического  развития- северных регионов, развитие этой системы с учетом новых рыночных условий- и интересов, защиты социальных прав проживающих и работающих на Севере граждан;

-обеспечение эффективности  функционирования-всех элементов  в сфере труда и занятости на Севере: оптимизация миграционных процессов, сокращения уровня безработицы и увеличения занятости населения, особенно коренных малочисленных народов Севера, улучшений условий труда и отдыха работников и т.д.;

-совершенствование государственного  регулирования в областях, непосредственно  влияющих на развитие трудовой  сферы в северных территориях: привлечение и закрепление молодежи для работы во вновь осваиваемых районах Севера и Арктики, обеспечение жилищных, образовательных, пенсионных и других прав граждан, проживающих на Севере;

-развитие системы социального партнерства государства, бизнеса и общества на основе определения общих целей, задач и взаимных интересов^ а также учета интересов соседних северных стран. ч

Заключение

В современных условиях необходимо осознание роли социального и  экономического развития северных территорий, которая позиционирует Россию в  глобальной экономике, энергетической безопасности мира, в области сохранения биоразнообразия планеты и коренных народов с rix традиционными знаниями, в инновационном развитии страны и модернизации экономики.

Российский Север в  современных условиях развития становится частью геосистемы «Север». Это закономерное следствие перехода от советского периода к открытой модели развития страны. Поэтому России необходимо сосредоточить свое внимание на развитии северных территорий и быть активным участником международных проектов, способствующих экономическому и социальному развитию Севера и Арктики, сохраняя при этом законные национальные интересы страны.

Сложившиеся уровень и  качество жизни в регионах Севера и их муниципальных образованиях пока что не компенсируют в достаточной мере большинству населения воздействия суровых природно-климатических условий жизни и труда, отдаленности проживания от районных центров, качественного и своевременного медицинскогообслуживания, не обеспечивают доступности комфортного жилья и других важных услуг учреждений социальной сферы. Это связано с отсутствием государственной северной политики, несовершенством налогового законодательства, низким уровнем транспортной доступности, недостаточной бюджетной обеспеченностью, муниципальных образований, ослаблением роли государства на Севере.

В связи с этим необходимо пересмотреть традиционные подходы, и  концепции развития северных территорий,

Прежде всего, при разработке региональных стратегий социально-экономического развития необходимо применять стратегическое планирование, которое представляет собой управление всеми общественными процессами. При этом учесть наступающую новую смену технологического уклада, возрастание роли человеческого капитала и исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели развития. В связи с этим представляется необходимым:

- разработать и утвердить  государственную политику в отношении  северных территорий;

- развивать транспортную инфраструктуру Севера в соответствии с развитием промышленных кластеров, и, в приоритетном порядке, восстановить функционирование Севморпути на новой технологической основе;

- в целях сглаживания  неравномерного социального и  экономического развития северных  территорий необходимо скоординировать принятие на федеральном, региональном и местном уровнях меры по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона. Преодоление порога бедности или дотационности для большинства северных регионов невозможно без дифференцированного подхода к налогообложению и к межбюджетным отношениям, основанного на специальном социально-экономическом районировании страны. В связи с этим необходимо принять закон о районировании Севера с учетом природно-климатических, социально-экономических и медико-биологических факторов;

Информация о работе Концепция развития северных территорий