Конфликты в социально-трудовой сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление особенностей конфликтов в социально-трудовой сфере в современной России.
В соответствии с поставленной целью выделим следующие задачи исследования:
- рассмотреть теоретические и исторические аспекты конфликтов в социально-трудовой сфере;
- раскрыть правовые аспекты способов разрешения конфликтов в социально-трудовой сфере;
- выявить особенности конфликтов в социально-трудовой сфере в современной России.

Содержание

1. Конфликты в социально-трудовой сфере в современной России
1.1 Социально-трудовые отношения как источник конфликтов
1.2 Исторический экскурс
1.3 Основная классификация конфликтов в социально-трудовой сфере
2. Способы разрешения конфликтов в социально-трудовой сфере: правовые аспекты
2.1 Нормативные акты, регулирующие способы разрешения коллективных конфликтов
2.2 Подведомственность конфликтов
2.3 Правовая база организации и проведения примирительных процедур
2.4 Служба и система служб по урегулированию коллективных трудовых спор

Работа содержит 1 файл

Курсовая Конфликты в СТС.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Непосредственному разрешению индивидуального или коллективного трудового спора должно предшествовать рассмотрение его предмета соответственно в комиссии по трудовым спора (КТС) организации; в примирительной комиссии (обязательная процедура), с участием посредника или в трудовом арбитраже с участием лиц, выступающих в качестве трудовых арбитров, третейских судей.

Работа лиц, призванных содействовать разрешению индивидуального  или коллективного трудового  спора, должна строится на определенных принципах с применением определенных способов, способствующих достижению цели их деятельности при рассмотрении конкретного конфликта. 

2.3 Принципы разрешения  конфликтов и правовая  база организации  и проведения примирительных  процедур 

Целью комиссии по трудовым спорам (КТС) организации, примирительной комиссии, процедуры рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника или в трудовом арбитраже с участием лиц, выступающих в качестве трудовых арбитров, является содействие сторонам конфликта в его разрешении. Указанные институты, в которых предпринимается попытка примирить конфликтующие стороны путем рассмотрения предмета и причин индивидуального или коллективного трудового спора, носят общее название — примирительные процедуры [16, c. 480].

В действующем  законодательстве Российской Федерации нет норм, в которых были бы закреплены принципы, на которых должны базироваться организация примирительной процедуры и деятельность лиц, призванных способствовать разрешению социальных конфликтов. Эти принципы относятся к числу, выработанных международной и отечественной практикой примирения, посредничества и арбитрирования.

Основными принципами формирования института примирения сторон и организации рассмотрения трудового спора с участием полномочных  представителей сторон спора являются: добровольность, паритетность, свобода выбора и принятия решения субъектами трудового спора по поводу кандидатов на роль посредника и арбитров, формирования и организации примирительных процедур; доверие, признание в качестве законного, независимого, компетентного лица (например, посредника) или группы лиц, выбранных и утвержденных в установленном порядке в качестве членов определенного института примирения (комиссии по трудовым спорам (КТС), примирительной комиссии, трудового арбитража).

Рассмотрение  индивидуального или коллективного трудового спора в целях его разрешения должно строиться на принципах: соблюдения норм законодательства, полномочности представителей сторон коллективного конфликта, равноправия сторон конфликта перед законом; свободы выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание проблемы конфликта; добровольности принятия обязательств каждой из сторон конфликта; возможности осуществления контроля и ответственности за выполнение обязательств, направленных на ликвидацию причин конфликта [17, c. 208].

Отдельно следует перечислить принципы, которые должны соблюдаться лицами, выполняющими функции посредника или трудового арбитра. В ходе рассмотрения коллективного конфликта посредник и трудовые арбитры обязаны соблюдать принципы: беспристрастности, нейтральности, независимости, законности, соблюдения чести и достоинства, а также сохранения конфиденциальности сведений о предмете конфликта, его причинах и пр.

Действующим российским законодательством закреплено несколько  способов разрешения коллективного  трудового спора. К их числу Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» относит следующие процедуры: рассмотрение конфликта примирительной комиссией (ст.6); рассмотрение конфликта с участием посредника — посредничество (ст.7); рассмотрение конфликта в трудовом арбитраже (ст. 8); с участием лиц, которые приобретают статус третейских судей в результате институализации этой процедуры [5].

Правовой базой  организации и проведения примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров являются: Конституция Российской Федерации; Статья 401 ТК РФ и Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» [5]; Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 г.№468 [9]; Гражданский Кодекс Российской Федерации (Ч.1) [2]; другие законодательные акты, подзаконные и нормативные акты, регулирующие социально-трудовые отношения; коллективные договоры, соглашения по социально-трудовым отношениям, в которых могут содержаться положения о порядке, регламенте проведения примирительных процедур и пр.

В перечне указан Гражданский Кодекс РФ (Ч. 1) [2], поскольку  между одной стороной или сторонами  коллективного трудового спора  и лицами, добровольно принявшим  решение выполнять функции посредника или трудового арбитра, может быть заключен безвозмездный или возмездный договор (ст.420, ст.423 ч.1 ГК РФ) в связи с выполнением ими своих обязанностей. Данные обязанности могут быть предметом любого договора такого вида.

В обеспечение организации и проведения процедур по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника или в трудовом арбитраже принимает непосредственное участие государственный орган — служба по урегулированию коллективных трудовых споров (далее — Служба) [5, ст. 11], а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации, на которые возложены аналогичные функции. 

2.4 Служба и система  служб по урегулированию  коллективных трудовых  споров 

В России государство  приняло решение о создании органа содействия разрешению социальных конфликтов в 1991 году. Оно было формализовано в Указ Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)» [8]. До 1993 года в разрешении социальных конфликтов участие принимала только Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в функции которой входила и эта обязанность. [7] В 1993 году при Министерстве труда Российской Федерации была создана служба разрешения коллективных трудовых конфликтов (Служба). Это было сделано для реализации указанного Указа Президента РФ и во исполнение постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 г. № 730 и от 4 ноября 1993 г. № 1133. Были созданы и начали работать уже в 1993 году 11 региональных отделений Службы со своими штаб-квартирами в городах: Владивосток, Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Кемерово, Краснодар, Нижний Новгород, Москва, Самара, Санкт-Петербург, Сыктывкар.

Непосредственно в Минтруде России (г. Москва) находилась главная штаб-квартира Службы. Аппарат Службы возглавлял руководитель, а в его подчинении находились 12 чел. (из 15-ти по штатному расписанию) и 11 руководителей региональных отделений. В региональных отделениях было занято, 32 чел. (из 33-х по штатному расписанию).

В 1996 году в связи  с вводом в действие Закона РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» [5] произошло изменение статуса  Службы и появилось понятие «система Службы». В развитие закона было принято постановление Правительства Российской Федерации (от 15.04.1996. № 468) «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров», в котором было закреплено понятие «система службы по урегулированию коллективных трудовых споров» [9].

Анализ п. 1 ст. 11 Закона РФ (175-ФЗ) показывает, что законодатель не счел необходимым раскрыть, органом  какой власти (законодательной, исполнительной или судебной) должна быть эта Служба. Принадлежность Службы к числу органов  исполнительной власти вытекает только из содержания Постановления Правительства Российской Федерации «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров» (от 15.04.1996 г. № 468). Указанным постановлением установлено, что службу по урегулированию коллективных трудовых споров образуют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и межрегиональные территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров Министерства труда Российской Федерации. В то же время постановлением разрешено вхождение в систему службы по урегулированию коллективных трудовых споров по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответствующих подразделений этих органов, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров [9, ч.З п.1].

Следовательно, система Службы представляет соответствующие  подразделения Министерства труда  Российской Федерации — Департамент  и межрегиональные территориальные  органы по урегулированию коллективных трудовых споров, а также определенные подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Одной из основных функций государственно-административных органов, призванных содействовать  разрешению коллективных трудовых споров является институализация примирительных процедур.

В ходе конфликтов в социально-трудовой сфере под институционализацией понимается процесс создания полномочных органов сторон данного вида общественных отношений с целью разрешения коллективных трудовых споров [18, с. 89-122].

Суть институционализации  примирительных процедур заключается: 1) в формировании органов полномочных представителей субъектов конфликта; 2) в закреплении статуса института примирения надлежащим актом полномочных представителей (органов) сторон конфликта. В процессе институционализации примирительных процедур роль государственно-административных органов, выполняющих функции службы по урегулированию коллективных трудовых споров, двояка. В функции этих органов входит, во-первых, оказание содействия сторонам конфликта в подборе кандидатуры посредника и лиц, способных и готовых выступить в качестве трудовых арбитров для рассмотрения конкретных разногласий между сторонами трудовых отношений; во-вторых, — непосредственное участие в процессе формирования и создания трудового арбитража. Речь идет не только о трудовом арбитраже, который должен быть проведен в обычных условиях, но и о случаях, когда со стороны работодателя допускаются определенные недобросовестные действия.

Раскроем содержание задач: 1) по формированию органов полномочных  представителей субъектов конфликта; 2) по закреплению статуса института примирения надлежащим актом полномочных представителей (органов) сторон конфликта.

Под формированием  органов полномочных представителей сторон конфликта, которые выражают интересы и могут их отстаивать в  ходе взаимодействия в целях разрешения конфликта, понимается процесс: согласования состава полномочных представителей (органов) каждой из сторон; закрепления статуса полномочных представителей, их органов соответствующим актом. До настоящего времени Законом РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995, 175-ФЗ) этот процесс не урегулирован для случаев его прохождения на уровнях трудовых отношений, где задействованы властные структуры, объединения (ассоциации) профсоюзов и объединения (союзы) работодателей, т.е. на уровне отрасли хозяйствования, республики, федерации, пр. [18, c. 52-53, c. 82-83]. Как правило, формирование органов полномочных представителей сторон конфликта протекает без участия органов системы службы по урегулированию коллективных трудовых споров, но в процессе закреплением статуса института примирения сторон конфликта они принимают непосредственное участие.

Под закреплением статуса института примирения понимается процесс: 1) согласования типа примирительной процедуры (посредничества, трудового арбитража); 2) согласования регламента и полномочий института примирения (примирительной комиссии, посредничества, трудового арбитража); 3) согласования кандидатур посредника, трудовых арбитров; 4) подписания соответствующих протоколов по действиям, указанным в п. 1,2,3.

Согласно действующему законодательству формирование и создание трудового арбитража должны осуществляться при обязательном участии полномочного представителя службы по урегулированию коллективных трудовых споров [5, ст.8, ст. 10]. Кроме того, в соответствии с Положением о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, Служба выполняет следующие функции при организации и проведении процедур посредничества и трудового арбитража:

— рекомендует  сторонам коллективного трудового спора лиц, подготовленных для выполнения обязанностей посредника, трудового арбитра в случаях, когда один или оба субъекта спорных отношений обратились по данному вопросу в Службу;

—самостоятельно назначает посредника для рассмотрения коллективного трудового спора и извещает об этом стороны спорных отношений в случае, если они не смогли в трехдневный срок с момента обращения в Службу достигнуть соглашения относительно кандидатуры посредника;

— консультирует  представителей субъектов спора  по процессуальным вопросам организации и проведения примирительных процедур, оказывает методическую помощь;

— направляет своих  представителей в качестве посредников  на место проведения примирительной процедуры, если стороны спора приняли  соглашение об утверждении в качества посредника, трудового арбитра представителя Службы;

— формирует  банк данных на лиц, которые имеют  опыт в разрешении коллективных трудовых споров и способны выступать в  качестве посредника, трудового арбитра;

— взаимодействует  с представителями работников и работодателей, их объединениями (ассоциациями), органами исполнительных властей и органами местного самоуправления в целях разрешению коллективных трудовых споров.

Законодательство  не раскрывает содержание порядка (правил) рассмотрения коллективных трудовых споров с участием посредника и в трудовом арбитраже, но закрепляет нормы, из которых вытекает необходимость их согласования сторонами конфликта и установления соответствующим протоколом. Этому моменту как и сущности процедур посредничества и трудового арбитража необходимо уделять внимание в рамках другой темы. 

Информация о работе Конфликты в социально-трудовой сфере