Контрольняа работа по "Правоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства определяет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения.

Содержание

1. Вопросы 3
1.1. Теория государства и права 3
1.2. Конституционное право 5
1.3. Административное право 8
1.4. Уголовное право 9
1.5. Экологическое право 11
1.6. Гражданское право 12
1.7. Трудовое право 13
1.8. Семейное право 14
2. Задачи 18
Задача 1 18
Задача 2 20
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

2409_Правоведение.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

1.4. Уголовное право

     В какой статье Уголовного кодекса РФ дано понятие преступления? Приведите определение преступления и перечислите его признаки.

     Статья 14.

      1. Преступлением  признается виновно совершенное  общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

      2. Не является  преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

      В ч. 1 ст. 14 УК дается понятие преступления, включающее четыре признака: общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость. Понятие преступления принято считать формально-материальным, поскольку один из указанных признаков является материальным, а три других - формальными.

      Общественная  опасность - это материальный признак  преступления, выражающий его социальную сущность, поскольку объясняет, почему то или иное деяние отнесено к категории уголовно-наказуемых. Общественная опасность выступает в качестве объективного свойства преступления, означающего его способность причинять существенный вред или создавать угрозу причинения такого вреда общественным отношениям, находящимся под охраной настоящего Кодекса. Общественная опасность деяний служит основанием их криминализации законом.

      Рассматриваемый признак имеет качественную характеристику (характер общественной опасности) и количественную (степень общественной опасности). Качественная характеристика означает типовую характеристику социальной вредности определенных видов преступлений. Характер общественной опасности зависит от установленного судом объекта посягательства. Количественный показатель общественной опасности определяется обстоятельствами содеянного - степенью реализации преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда и тяжестью наступивших последствий, формой вины и т.п. Характер и степень общественной опасности находят свое отражение в санкции.

      В соответствии с принципом вины преступлением  может быть лишь виновно совершенное общественно опасное деяние.

      Противоправность  деяния вытекает из требования принципа законности. Основаниями признания деяния уголовно-противоправным являются: а) общественная опасность данного деяния; б) целесообразность уголовно-правового преследования за совершение того или иного деяния. Противоправность выступает в качестве юридического свойства деяния.

      Наказуемость  представляет собой возможность  назначения наказания за совершение деяния.

1.5. Экологическое право

     Какие органы государственной власти вправе осуществлять контроль и надзор за соблюдением экологического законодательства?

      За  последние несколько лет полномочия по проведению государственного экологического контроля неоднократно переходили от одного федерального органа исполнительной власти к другому. Так на начальном этапе административной реформы в 2004 году, указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", государственные функции по контролю и надзору за соблюдением положений законодательства Российской Федерации были переданы от федеральных министерств федеральным службам.

      Основные  функции по осуществлению государственного экологического контроля на федеральном уровне были возложены в 2004 г. на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), на основании Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400. Росприроднадзор осуществлял экологический контроль за охраной животного мира, земель, лесов, водных объектов.

      Полномочия  по проведению государственного экологического контроля за охраной атмосферного воздуха и государственного экологического контроля в сфере обращения с отходами в 2004 г. были переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В 2008 года данные полномочия перешли к Росприроднадзору (Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 53 "Об осуществлении государственного контроля за охраной окружающей среды (государственного экологического контроля)", государственным органом, уполномоченным осуществлять государственный экологический контроль федерального уровня, в настоящее время является Росприроднадзор.

      Действующее законодательство не разделяет понятия государственного контроля за охраной отдельных природных компонентов и государственного контроля за их использованием. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 53 государственный экологический контроль состоит из контроля за охраной атмосферного воздуха, использованием и охраной водных объектов, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных), за охраной, воспроизводством и использованием объектов животного мира и среды их обитания, за организацией и функционированием особо охраняемых природных территорий; за охраной озера Байкал. К разновидностям государственного экологического контроля на основании положений вышеуказанного Постановления Правительства РФ относятся также государственный экологический контроль, проводимый во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, государственный земельный и лесной контроль и надзор.

1.6. Гражданское право

     Какие отношения регулируются гражданским правом РФ? Что является основанием их возникновения?

      Общественные  отношения, которые регулируются гражданским  правом, составляют его предмет. В него входят две группы отношений.

      Во-первых, это - имущественные отношения, которые  представляют собой отношения, возникающие  между людьми по поводу имущества - материальных и иных благ, имеющих экономическую форму товара. В качестве товара названные блага могут отчуждаться от их обладателей, переходя от одних лиц к другим и образуя тем самым товарообмен - имущественный оборот.

      Во-вторых, это - личные неимущественные отношения, возникающие по поводу неимущественных (нематериальных) благ, тесно связанных с личностью их обладателей. Такие блага неотчуждаемы и не могут переходить от одних лиц к другим. Поэтому отношения по их использованию в значительной мере сводятся к охране этих благ от неправомерных посягательств на них со стороны других лиц (охрана неимущественных прав авторов и изобретателей, защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций; право граждан на имя, личную и телесную неприкосновенность, тайну личной жизни и т.п.).

      Обе эти группы отношений объединяет то обстоятельство, что они основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, т.е. возникают между юридически равными и независимыми друг от друга субъектами, имеющими собственное имущество. Иначе говоря, это - частные отношения, возникающие между субъектами частного права.

1.7. Трудовое право

     Назовите общие основания расторжения трудового договора. В какой статье Трудового кодекса они перечислены?

      Общие основания прекращения трудового  договора перечислены в ст. 77 ТК РФ. Их 11.

     Основаниями прекращения трудового договора являются:

     1) соглашение сторон (ст. 78 ТК);

     2) истечение срока трудового договора (ст. 79 ТК), за исключением случаев,  когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

     3) расторжение трудового договора  по инициативе работника (ст. 80 ТК);

     4) расторжение трудового договора  по инициативе работодателя (ст. 71 и 81 ТК);

     5) перевод работника по его просьбе  или с его согласия на работу  к другому работодателю или  переход на выборную работу (должность);

     6) отказ работника от продолжения  работы в связи со сменой  собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией (ст. 75 ТК);

     7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (ч. 4 ст. 74 ТК);

     8) отказ работника от перевода  на другую работу, необходимого  ему в соответствии с медицинским  заключением, выданным в порядке,  установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (ч. 3 и 4 ст. 73 ТК);

     9) отказ работника от перевода  на работу в другую местность  вместе с работодателем (часть  первая статьи 72.1 настоящего Кодекса);

     10) обстоятельства, не зависящие от  воли сторон (ст. 83 ТК);

     11) нарушение установленных ТК или  иным федеральным законом правил  заключения трудового договора, если это нарушение исключает  возможность продолжения работы (ст. 84 ТК).

1.8. Семейное право

     Перечислите основные права и обязанности супругов согласно Семейному кодексу РФ.

     Брак  порождает разнообразные по содержанию взаимоотношения между супругами, значительную часть которых нельзя конкретно регламентировать законом (любовь, уважение, забота о семье, постоянная помощь друг другу, взаимная поддержка и др.). Состав прав и обязанностей супругов, закрепляемых Семейным кодексом РФ, относительно невелик. Причем большинство из них касается имущественных отношений. Принудительное воздействие законодательства на личные права и обязанности сведено к минимуму. В этой области право регулирует лишь самые необходимые вопросы: условия вступления в брак, прекращение брака и т.п., не затрагивая многих взаимоотношений супругов, особенно их интимную жизнь. Декларируя равенство супругов в решении семейных вопросов, обязанность супругов заботиться друг о друге, закон не намечает даже общих границ осуществления супругами таких прав, поскольку нет способов их принудительного осуществления7. Напротив, нарушение имущественных прав супруга, неисполнение имущественных обязанностей влечет за собой неблагоприятные последствия, предусмотренные Семейным и Гражданским кодексами.

     Личные  права тесно связаны с личностью  супругов, неотделимы, не могут отчуждаться. Сделки, направленные на ограничение прав супругов, признаются недействительными. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Недопустим даже частичный отказ гражданина от правоспособности и дееспособности, такие сделки ничтожны (ст. 22 ГК РФ). 
      К личным закон относит право выбора супругами фамилии при заключении и расторжении брака, совместного решения всех проблем жизни семьи, включая вопросы воспитания и образования детей, свободного выбора занятий, профессии и места жительства, дачи согласия на усыновление и др. (ст.ст. 31, 32 СК РФ).

     Супруги имеют право на выбор фамилии. Они могут по своему желанию выбрать фамилию одного из них (мужа или жены) или сохранить свои добрачные фамилии (ст. 32 СК РФ). Этот вопрос решают только лица, вступающие в брак без какого-либо принуждения. Традиционно на практике жена берет фамилию мужа, но по разным причинам бывает и наоборот. В большинстве случаев муж и жена носят общую фамилию, эту же фамилию получают дети, рожденные в браке.

     Право супругов совместно разрешать вопросы  семьи обширно по содержанию и охватывает практически все сферы семейной жизни:

  • ведение домашнего хозяйства;
  • воспитание и обучение детей, заботу об их физическом здоровье и умственном развитии;
  • приобретение имущества, порядок пользования и распоряжения им и др.

     Вопросы надлежит регулировать на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействия укреплению семьи, в условиях полного равенства прав и обязанностей супругов (п. 2 ст. 31 СК РФ), не предусматривая преимущества ни одного из них.

     Каждый  из супругов свободен в выборе рода занятий и профессии (п. 1 ст. 31 СК РФ), т.е. имеет возможность самостоятельно выбрать для себя занятие или профессию, руководствуясь только своим желанием и своими склонностями. Возражения и разного рода запрещения другого супруга не имеют правового значения. Супруг может дать только совет или рекомендацию, но не вправе запрещать другому супругу действовать по своему усмотрению. 
      Свободный выбор места жительства означает, что при перемене места жительства одним из супругов у другого не возникает правовой обязанности следовать за ним. Поэтому любые обязательства, данные одним супругом другому, например поехать вместе с ним при переводе на работу в другую местность, являются ничтожными.

Информация о работе Контрольняа работа по "Правоведению"