Локальные нормативные акты

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ регулирования трудовых отношений с помощью локальных правовых норм.
К задачам проведенного исследования можно отнести следующие:
Дать представление о понятии и роли локального регулирования трудовых отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Локальное регулирование трудовых отношений 5
1.1 Понятие и роль локального регулирования трудовых отношений 5
1.2 Виды локальных нормативно-правовых актов 9
Глава 2. Принятия локальных нормативно-правовых актов 13
2.1 Порядок принятия локальных нормативно-правовых актов 13
2.2 Процедуры принятия локальных нормативно-правовых актов 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

Как уже говорилось ранее акты должны отвечать следующим требованиям:

1. не ухудшать положение работников по сравнению по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями[5]

2. отражать специфику производства, характер и профиль деятельности предприятия, учреждения, организации и учитывать их экономические возможности;

3. не противоречить общим нормам трудового и трудового процедурно-процессуального права. Они действуют лишь в пределах предприятия, филиала, представительства, как правило, их действие ограничено во времени; определяют круг лиц, на которых распространяются в зависимости от предписаний, содержащихся в общей норме, а в ряде случаев – от усмотрения принимающих (издающих) субъектов.

В зависимости от конкретной роли которую локальные акты играют в установлении правопорядка, их можно разделить на регулятивные и правоохранительные. Первые закрепляют непосредственно права и обязанности работодателей и работников, вторые – ответственность за нарушение локальных норм или норм, содержащихся в централизованных правовых актах[6].

Подавляющее большинство локальных актов относится к числу регулятивных: положения о премировании, графики предоставления ежегодных отпусков, технологические инструкции и стандарты и др.

Глава 2. Принятия локальных нормативно-правовых актов

2.1 Порядок принятия локальных нормативно-правовых актов

Локальное регулирование трудовых отношений становится все популярнее, правовое положение субъектов трудового права определяют многообразные локальные правила. Можно выделить три подхода к разработке и принятию актов рассматриваемого типа:

а) в организации имеется значительное количество актов, посвященных различным аспектам трудовых отношений. Принятые в разные годы, нередко противоречащие друг другу или действующему законодательству, такие акты, как правило, не используются на практике;

б) принимается один обязательный учредительный документ – устав юридического лица (ст. 52 ГК РФ), который в целом не рассчитан на регулирование трудовых отношений;

в) наиболее предпочтительным является третий вариант, предусматривающий принятие различных стандартов предприятий, т.е. сводных документов, содержащих определенный набор локальных актов, посвященных тем или иным вопросам правового регулирования труда.

Законодатель установил принципиальные подходы к разработке и принятию локальных актов, которые в основном сформулированы в ст. 8, 9, 372 Трудового кодекса (ТК) РФ и сводятся к следующим нормативным положениям.

1. Работодатель может (а в отдельных случаях, в частности в соответствии со ст. 68 ТК РФ, должен) принимать локальные акты, содержащие нормы трудового права, только в пределах своей компетенции, которая в соответствии с ч. 1 ст. 8 ТК РФ определена законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

2. Законодатель предусматривает четыре варианта принятия локальных актов:

а) единолично работодателем;

б) совместно с представительным органом работников;

в) по согласованию с представительным органом;

г) с учетом мнения представительного органа.

Разработка и принятие этих актов состоит из следующих стадий:

подготовительной;

согласовательной;

подготовки предложений об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных локальных нормативных актов или их частей в связи с изданием новых централизованных документов;

обсуждения подготовленного проекта;

подписания (утверждения) локального нормативного акта;

доведения его содержания до сведения работников; направления (в необходимых случаях) для государственной регистрации;

опубликования.

При проведении этой работы используются различные процедуры.

На подготовительной стадии определяются срок разработки и подготовки проекта, его структура, круг лиц, ответственных за разработку. Работа может вестись отдельными должностными лицами (начальником отдела кадров, главным инженером), службами (отделами), например службой охраны труда, либо коллегиальными органами (наблюдательным советом, правлением, советом директоров).

Таким образом, разрабатываются, в частности, локальные нормативные акты, определяющие порядок деятельности органов управления различных обществ и производственных кооперативов.

Согласовательная стадия предполагает согласование проекта акта с заинтересованными структурными подразделениями, отдельными должностными лицами либо представителями работников[7]. Так, например, утверждение гибкого скользящего графика, разделение рабочего дня на части, составление графиков сменности происходит с учетом мнения выборного профсоюзного органа; утверждение положения о комитете (комиссии) по охране труда должно осуществляться с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду и с участием специалистов в области охраны труда[8]; должностные инструкции разрабатываются с привлечением специалистов соответствующих отделов и служб и т.д.

Стадия подготовки предложений о приведении в соответствие ранее изданных локальных нормативно-правовых актов включает в себя правовые элементы, связанные с внесением изменений или дополнений в действующие локальные нормативные правовые акты либо с их отменой. Такая работа проводится работодателями и представителями работников в настоящее время в связи с принятием Трудового кодекса РФ.

На стадии обсуждения в проект локального нормативно-правового акта вносятся изменения, дополнения, высказанные специалистами, руководителями структурных подразделений, представителями работников и др.

Утверждение (подписание) локального нормативно-правового акта - это стадия, на которой подготовленный проект приобретает юридическую силу, становится официальным для данной организации правовым актом. Единоличное подписание (утверждение) производится. Если акт принимается коллегиальным органом управления, то моментом его принятия являются результаты голосования. Решение принимается простым большинством голосов.

Доведение принятого акта до сведения работников - необходимая стадия его реализации.

Ознакомление работников с положениями локального нормативного акта может осуществляться в различных формах (в устной, письменной, комбинированной), разными способами и иметь или не иметь письменное закрепление[9].

В некоторых случаях необходимо направление локального нормативно-правового акта в соответствующие государственные органы для регистрации (например, соглашений).

По общему правилу, разработанный и принятый локальный нормативный акт вводится в действие путем издания приказа руководителем организации, филиала или представительства, который регистрируется в канцелярии или отделе кадров.

Согласно ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации, Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями[10]. К таковым относятся: приказы (распоряжения) нормативного характера, должностные инструкции, положения (о проведении аттестации, о различных комиссиях, комитетах) и др. Порядок их принятия различен.

В одних случаях он детально регламентируется федеральными нормативными правовыми актами.

В других случаях порядок издания регламентируется в общем плане. Так, при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. То есть закон не определяет вид локального нормативного акта и процедуру его принятия и издания. Аналогичная ситуация наблюдается при проведении расчетов с увольняемым работником. При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику, производится в день его увольнения. Если работник в этот день не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления им требований о расчете. На практике такие процедурные вопросы регулируются приказами (распоряжениями) об увольнении.

В некоторых случаях необходимость принятия локального нормативно-правового акта, его наименование, процедура издания определяются самим работодателем. Так, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 50 работников, создается служба охраны труда; решение о ее создании принимается работодателем самостоятельно с учетом специфики деятельности данной организации.

На основании Межотраслевых типовых инструкций по охране труда для работников розничной торговли работодателем самостоятельно разрабатываются инструкции по охране труда для кассиров, подсобных рабочих, приемщиков товаров и других работников с учетом условий их работы в конкретной организации.

Среди локальных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения, существенная роль принадлежит нормативным актам, принимаемым коллегиальными органами управления (общим собранием или конференцией), советом директоров (наблюдательным советом), правлением, дирекцией и другими.

Порядок принятия локальных нормативных актов коллективными органами управления включает в себя анализ основных сторон производственной деятельности предприятия. На основе оперативно-производственной тенденции развития и меняющейся экономической ситуации выявляются проблемы в области правового регулирования труда, требующие разрешения (режим работы, выплата заработной платы, охрана труда и т.д.), и намечаются задачи подготовки локального нормативного акта. Для этого назначаются ответственные лица или создаются рабочие группы (комиссии); определяются формы и порядок участия членов рабочей группы (комиссии) в совместной работе. Для принятия оперативных решений конкретным лицам дается поручение разработать проект решения и представить его на рассмотрение в установленный срок.

Проект должен учитывать положения, закрепленные в федеральных нормативных правовых актах, а также ранее принятые по данному вопросу решения, нормативно-технические и иные документы. Желательно избегать включения в проект тех положений, которые уже содержатся в действующих документах.

Проект согласуется с теми отделами, службами, должностными лицами предприятия, чьи функции затрагивает разрешаемый им вопрос. Согласие, замечания или несогласие последних фиксируется на специальном бланке. Окончательное визирование проекта с учетом соответствия его законодательству проводит юридическая служба.

Проект обсуждается рабочей группой (комиссией); с этой целью работодатель определяет состав участников обсуждения (лиц, подготавливающих проект решения, специалистов, предполагаемых ответственных исполнителей, представителей заинтересованных служб).

На заседании коллективного органа управления решение по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимается, как правило, большинством голосов присутствующих. Каждый член совета директоров (наблюдательного совета), правления обладает одним голосом, передавать его запрещается. При равенстве голосов решающим считается голос председателя или - в его отсутствие - председательствующего на заседании.

Ход обсуждения фиксируется в протоколе, который составляется в срок не позднее 10 дней с момента окончания заседания и содержит сведения о месте и времени заседания, о лицах, присутствующих на нем, повестке дня, докладчиках, вопросах для голосования и итогах голосования по ним, о принятых решениях. Подписывается протокол председателем и секретарем соответствующего органа.

Локальные нормативно-правовые акты могут приниматься отдельными лицами из состава администрации. Перечень таких лиц, их компетенция определяются федеральными нормативными правовыми актами, уставами предприятий, коллективным договором, должностными инструкциями, приказами работодателя. Объем их конкретных полномочий в области принятия локальных нормативных актов зависит от должностного положения, структуры руководимой ими части предприятия, состава подчиненных работников, направления деятельности и т.д. Руководители филиалов, представительств, других обособленных структурных подразделений предприятия выступают в качестве представителей работодателя при заключении в этих подразделениях коллективных договоров. Уставы и Положения о дисциплине определяют перечень должностных лиц, имеющих право издавать локальные нормативные акты в сфере обеспечения дисциплины труда.

 

2.2 Процедуры принятия локальных нормативно-правовых актов

Трудовой кодекс в ряде случаев предусматривает участие профсоюзных органов в разработке и принятии локальных нормативных актов. Оно реализуется в основном двумя способами: с учетом их мнения и по согласованию с ними.

К числу таких органов, прежде всего, относятся профкомы организаций и структурных подразделений.

Объем процедурной право субъектности профкома определяется законодательством и в какой-то мере нормативными актами вышестоящих профсоюзных объединений. Кроме того, он зависит от вида организации, в которой действует профком. Так, профком промышленного предприятия обладает большим объемом право субъектности, чем профком государственного учреждения. Определенное значение имеет и степень самостоятельности организации, а также форма собственности. Правовой статус профкома государственного учреждения отличается от положения профкома акционерного общества, производственного кооператива, народного предприятия и т.д.

Информация о работе Локальные нормативные акты