Местное управление в России в 17 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 05:16, реферат

Описание работы

Цель исследования - на основе анализа материалов о деятельности органов местного управления исследовать проблемы создания, организации, правового положения и деятельность органов местного самоуправления в период конца XV - начала XVII века.
В рамках общей цели исследования ставятся следующие задачи:
Рассмотреть становление сословно- представительской монархии в России;
проследить переход к сословно- представительской монархии;
проанализировать высшие и центральные учреждения;
выяснить характеристику местного управления.

Содержание

Введение
1. Становление сословно- представительной монархии в России
1.1 Переход к сословно- представительной монархии
1.2 Высшие и центральные учреждения
2. Характеристика местного управления
2.1 Институт воевод
2.2 Приказные учреждения
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Местное управление в  России в 17 веке

Содержание

реформа местный самоуправление воевода

Введение

1. Становление сословно- представительной  монархии в России

1.1 Переход к сословно- представительной  монархии

1.2 Высшие и центральные учреждения

2. Характеристика местного управления

2.1 Институт воевод

2.2 Приказные учреждения

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы обусловлена  тем, что проблема эволюции системы  местного самоуправления, от состояния  и эффективного функционирования которой, как одного из важнейших звеньев государственного аппарата, в немалой степени зависит и дееспособность всего государства, является одной из основных на протяжении всей истории Российского государства.

Значительный интерес в этом отношении представляют реформы первой половины XVI в., проведенные в правлении Ивана Грозного и ознаменовавшие собой важный шаг по пути превращения России в сословно-представительную монархию. Новые явления государственно-правовой жизни, необходимость решения стоявших перед центральной властью задач и, вместе с тем, обнаруживавшиеся несостоятельность наместничьей системы управления и ее несоответствие требованиям времени поставили на повестку дня вопрос о важности поиска иной модели местного управления, основанной на принципах, наиболее соответствовавших новой форме правления Русского государства.

Одним из главных направлений правительственной  политики по укреплению государственного аппарата стало проведение губной и  земской реформ, впервые конституировавших  российские институты самоуправления. Однако, несмотря на то, что губные и земские учреждения представляют собой одно из любопытнейших явлений политико-правовой действительности Российского государства, опыт их законодательного регулирования и практической деятельности широко не известен. В связи с этим, представляется очень важным комплексное исследование направлений деятельности, правового положения и значения возникших органов самоуправления, а также рассмотрение вопросов преемственности новых и прежних местных учреждений, позволяющие получить целостное представление о закономерностях возникновения и развития в Русском государстве института самоуправления.

Объект исследования - институт местного самоуправления в Российском государстве, история его формирования и развития. Предметом исследования являются реформы местного самоуправления в России в 17 веке.

Цель исследования - на основе анализа  материалов о деятельности органов  местного управления исследовать проблемы создания, организации, правового положения  и деятельность органов местного самоуправления в период конца XV - начала XVII века.

В рамках общей цели исследования ставятся следующие задачи:

Рассмотреть становление сословно- представительской монархии в России;

проследить переход к сословно- представительской монархии;

проанализировать высшие и центральные  учреждения;

выяснить характеристику местного управления.

В эти года проведены белее кардинальные преобразования в этой сфере - губная и земская реформы.

Работа имеет следующую структуру: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.

1. Становление сословно- представительной монархии в  России.

1.1 Переход к сословно- представительной монархии

В России сословно-представительная монархия возникла в XVI веке в период правления Ивана IV Грозного, на фоне других прогрессивных реформ этого политического деятеля в области права и государственного правления. Началом существования данной формы правления в России можно считать созыв Земского Собора 1549 года, хотя первый случай созыва совета с участием различных сословий впервые упоминается под 1211 годом в связи с вопросом о престолонаследии в Владимиро-Суздальском княжестве (Князь великий Всеволод созвал всех бояр своих с городов и волостей и епископа Иоанна, и игумены, и попы, и купцы, и дворяне, и все люди). [2]

Государство решает свои задачи через  соответствующие учреждения (административные, военные, судебные и пр.), которые  имеют властные полномочия и руководствуются  законами, требующими определенного  делопроизводства. Государственный  аппарат, поэтому представляет собой систему тесно связанных друг с другом учреждений, осуществляющих законодательную, распорядительно-исполнительную и судебную деятельность.

Государственный аппарат России формировался постепенно, в ходе объединения земель вокруг Московского княжества и образования единого централизованного государства, развивался и усложнялся по мере упрочения государства, изменения экономики и социальной структуры общества, внутренней и внешней обстановки. История государственных учреждений - это часть отечественной истории. Она помогает понять особенности, закономерности развития Российского государства и общества.

После смерти Ивана IV (Грозного) происходит решительный поворот от земского к приказно-воеводскому управлению. Боярство, недовольное отменой системы  кормлений, стремилось вновь вернуться к ней, правда, под другим видом и названием. С другой стороны, земская реформа, направленная, в том числе и на создание боеспособного войска, привела к обратному результату: во время борьбы с польско-шведскими захватчиками в ряде местностей земское самоуправление не всегда оказывалось способным быстро мобилизовать местные людские и военные ресурсы для отпора врагу. Наконец, в целом, ополчение по-прежнему строилось на базе самоуправляющихся городских миров, которые в «безгосударное время» брали на себя полноту верховной власти.

После «смуты» начала XVII в. и воцарения  новой династии - Романовых - в течение  всего века предпринимались попытки  укрепить государственную систему. В правлении Михаила Федоровича (1613-1645 гг.) и Алексея

Михайловича (1645-1676 гг.) окончательно установилось самодержавие, власть

«государя всея Руси».

Усилился и обрел бюрократический  характер государственный аппарат, усложнилось местное управление.

В 1613г. в России встала необходимость  сочетания непосредственного управления из Москвы с самоуправлением на местах. Это было обусловлено тем, что разорение и упадок хозяйства, сложность социально-классовых противоречий и общая слабость политической системы вынуждали правительство Михаила Романова опираться в своей деятельности на сложившуюся практику местного самоуправления и авторитет земских Соборов. Поэтому, именно с 1613 г. сословно-представительная монархия в России вступила в пору своего расцвета. Сохраняя в целом местное самоуправление, верховная власть вновь вводит в государственный строй непосредственное управление из Москвы, создав совокупность так называемых сочетанных властей. [5]

По мере освобождения от захватчиков  русских земель необходимо было быстро и централизованно восстанавливать  и обустраивать их хозяйство и оборону. Все это в совокупности способствовало переходу к новой системе - приказно - воеводскому управлению. Новая система управления, как, впрочем, и предыдущие реформы, не была чем-то абсолютно новым, уходя своими корнями во времена наместников и волостелей, так как еще при Иване IV (Грозном) в некоторые пограничные города были назначены воеводы с особыми полномочиями в сфере военного управления, а также дьяки для денежно-хозяйственной деятельности. Воеводско - приказное управление было системой управления на государя и на государевом жалованье (а не ради корма, как во времена наместников и волостелей).

После смерти Ивана IV о воеводском управлении «вспомнили» и стали  широко его использовать, назначая воевод из числа бояр, детей боярских и дворян с целью, так сказать, «покормиться».

При Михаиле Романове потребность  в твердой власти на местах явно говорила в пользу воеводского управления.

1.2 Высшие и центральные  учреждения

В XVII в., по-прежнему, Боярская дума была важнейшим органом государства, органом боярской аристократии и разделяла с царем верховную власть. В её состав входили бояре московского князя, бывшие удельные князья, представители поместного дворянства (их называли «думные дворяне»), верхи служилой бюрократии - «думные дьяки», которые вели делопроизводство. Боярская дума решала важнейшие государственные дела. Она была законодательным органом. За век состав Думы удвоился, особенно возросло число окольничих, думных дворян и дьяков. Боярская дума по-прежнему оставалась верховным органом в вопросах законодательства, управлении и суда.

Самостоятельной роли боярская дума не играла, она всегда действовала  вместе с царём, составляя совместно  с государем единую верховную  власть. Это единство особенно рельефно проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. По всем делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояре приговорили» или «По государеву указу бояре приговорили».

Председательство в думе принадлежало царю, но он не всегда присутствовал; бояре  решали дела и без него, окончательно или же их решения утверждались государем. Члены распределялись в думе по порядку чинов, а каждый чин -- по местнической лестнице породы. Соборное уложение предписывает думе «всякие дела делати вместе». Этим косвенно утверждается начало единогласия при решениях. В конце XVII в. возникает особое отделение думы для судных дел: «расправная палата», состоявшая из делегатов думы (по несколько членов от каждого чина ). Во время выезда бояр с царем из Москвы в поход, на месте оставляется несколько членов ее «для ведения Москвы». В эту комиссию думы шли все доклады из приказов, но окончательно решались ею только дела меньшей важности; прочие отсылались к царю и находившимся при нем боярам.

Члены Думы возглавляли приказы, были воеводами, дипломатами. Дума утверждала решения приказов, была высшей судебной инстанцией.

К концу XVII в. Дума превращается в своеобразный совещательный орган приказных  судей. Увеличивается её неродовитая  часть, а именно число думных дьяков. В начале века было 2-3 думных дьяков, во второй половине (в 1677г.) их число увеличилось до 11 человек.

В первой половине XVII в. возросла роль земских соборов. Слово «земский»  означало, «государственный». Земский  собор - это совещание представителей «всех земель», или всей русской земли. В этом смысле земские соборы имели прочные «земные» корни. Они «вырастали» из Новгородского вече, из княжеских «съездов» по поводу важнейших событий русской истории и старых традиций обсуждать спорные вопросы «всем миром».

Земские соборы заседали почти непрерывно: 1613-1615, 1616-1619, 1620-1622, 1632-1634, 1636-1637 гг. Соборы изыскивали средства на ведение войн с Польшей, Турцией и других, принимали решения по внешнеэкономическим вопросам (в 1642 г. - по вопросу об Азове, взятом казаками, в 1649 г. - принятия Уложения - свода законов и др.). Продолжительность земских соборов была различной: от нескольких часов (1645 г.), дней (1642 г.), до нескольких месяцев (1648-1649 гг.) и лет (1613-1615, 1616-1619, 1620-1622 гг.). Решения земских соборов - сборные акты - подписывались царем, патриархом, высшими чинами и чинами пониже. С 60-х годов земские соборы перестали созываться: правительство окрепло и уже не нуждалось в «моральной поддержке «всей земли». [3]

Первая половина XVII в. - время расцвета приказной системы и постоянного внедрения её во все отрасли управления. В первые годы правления династии Романовых начали функционировать около 20 прежних центральных учреждений. Новому правительству пришлось решать серьезные социально-экономические и политические проблемы. Прежде всего, предстояло пополнить опустошенную государственную казну, наладить поступление государственных налогов. Поэтому в первые годы правления новой династии усиливается фискальная деятельность приказов. Создается ряд новых постоянных и временных центральных учреждений, ведавших сбором налогов (Новая четверть в 1619 г., приказ Большой казны -- в 1621-1622 гг.).

Новым элементом в приказной  системе управления стало формирование учреждений патриаршего управления. После возвращения патриарха Филарета из плена на базе патриаршего двора были созданы три приказа (Дворцовый, Казенный, Разрядный), управлявшие всем патриаршим хозяйством. [4]

В первой половине XVII в. широко распространены были временные приказы, создаваемые  заведомо как временные по специальному указу, определяющему функции, главу приказа, весь его штат и бюджет.

Во второй половине XVII в. в связи  с коренными изменениями в  социально-экономической жизни России, ее внутриполитическом развитии и международном  положении меняется государственный аппарат.

В это время окончательно укрепляется  и оформляется крепостничество, складывается всероссийский рынок, возникает мануфактурное производство, углубляется социальное расслоение деревни. Противоречивость этих процессов  обусловила обострение социальных отношений в городе и деревне.

Сословно-представительная монархия к этому времени себя изжила, но система приказов сохранилась. Основное ядро их осталось прежним. Но были созданы  новые территориальные приказы  для управления освобожденными русскими землями. С новыми условиями страны связано создание Монастырского приказа ведавшего монастырскими землями и судебными делами населения духовных вотчин, и Рейтарского, созданного для организации и управления войсками нового строя. Особое место занимал функционировавший в 1654-1675 гг. приказ Тайных дел. Основная часть дел этого приказа была связана с управлением дворцовым хозяйством.

Серьезная перестройка с целью  упрощения и дальнейшей централизации  была предпринята в 80-е годы. Наиболее важной была попытка объединить все вопросы финансового характера в укрупненном приказе Большой казны. К этому времени относятся мероприятия по концентрации всех вотчинных и поместных дел в Поместном приказе, а дел о службе -- в Разрядном с изъятием их из ведения территориальных приказов.

Во главе приказа стоял начальник - судья, в основном из членов Боярской думы, некоторые из них управляли  сразу несколькими приказами. Помощниками  начальника-судьи были дьяки. Дьяки  набирались в основном из рядового дворянства или из духовного звания. Они вершили дела, выносили приговоры. Им подчинялись канцелярские служащие из дворян и детей приказных людей -- подьячие.

Структура приказов определялась их компетенцией и широтой деятельности, с чем были связаны и размеры  приказных штатов.

Большие приказы (Поместный, Разрядный, Казанского дворца) делились на столы. Разделение происходило в основном по территориальному принципу. Бывали случаи, когда тому или иному приказу передавались функции другого учреждения, что приводило к выделению в его составе особого стола. Столы делились на повытья, создававшиеся в основном по территориальному принципу. Повытья не были устойчивыми структурными единицами и не носили определенного названия. Иногда они носили порядковый номер или наименование по фамилии стоявшего во главе их подьячего. В более мелких приказах деления на столы не было, а существовали только повытья.

Информация о работе Местное управление в России в 17 веке