Международная регламентация оплаты труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 23:33, реферат

Описание работы

По данным вопросам МОТ издаются различные документы в виде Конвенций и Рекомендаций МОТ, среди которых такие как Конвенция МОТ № 95 и Рекомендация МОТ № 85 об охране заработной платы, Конвенция № 131 об охране минимальной заработной платы, Конвенция № 173 и Рекомендация № 180 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя. Рассмотрев данные документы, можно проанализировать международно-правовую регламентацию вопроса оплаты труда.

Работа содержит 1 файл

Международная регламентация оплаты труда.doc

— 64.00 Кб (Скачать)


Министерство образования Республики беларусь

юридический факультет Белорусского государственного университета

 

 

 

Кафедра гражданского процесса и трудового права

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Международная регламентация оплаты труда

 

 

Выполнил: студент

5 курса 10 группы

Стругов А.А.

 

Научный руководитель:

Кандидат юридических наук, доцент

Постовалова  Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях МОТ уделяет самое пристальное вни­мание вопросам оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха, охраны труда в рамках Программы достойного труда, роль которой постоянно возрастает в связи с процессами глобализации. По данным вопросам МОТ издаются различные документы в виде Конвенций и Рекомендаций МОТ, среди которых такие как Конвенция МОТ № 95 и Рекомендация МОТ № 85 об охране заработной платы, Конвенция № 131 об охране минимальной заработной платы, Конвенция № 173 и Рекомендация № 180 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя. Рассмотрев данные документы, можно проанализировать международно-правовую регламентацию вопроса оплаты труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Конвенции МОТ № 95 и Рекомендации МОТ № 85 от 1949 г. об охране заработной платы указывается, что термин «заработная плата» означает, независимо от названия и метода исчисления, вся­кое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемые в деньгах и устанавливаемые соглашением или национальным законодатель­ством, которые в силу письменного или устного договора о най­ме работодатель уплачивает работнику за труд, который выполнен либо должен быть выполнен, или за услуги, которые оказаны либо должны быть оказаны. Особое внимание в данном акте уделяется формам заработной платы (денежной и натуральной) — денежная заработная плата выплачивается исключительно в валюте, имею­щей законное обращение в данной стране, а уплата в форме долго­вых обязательств, расписок, купонов или в какой-либо иной форме, якобы соответствующей законной валюте, запрещается; компетен­тный орган власти может разрешить или предписать выплату за­работной платы банковскими чеками или почтовыми переводами, если такая форма выплаты является обычной или необходимой ввиду особых обстоятельств, или если коллективный договор или решение арбитражного органа это предусматривают, или при от­сутствии таких постановлений, если заинтересованный трудящий­ся согласен на это. Законодательство страны, коллективные дого­воры и арбитражные решения могут разрешить частичную выплату заработной платы натурой в тех отраслях промышленности или профессиях, где такая выплата является обычной или желатель­ной; выплата заработной платы в виде спиртных напитков с высо­ким содержанием алкоголя, а также в виде вредных для организма наркотиков не разрешается ни при каких обстоятельствах. В тех случаях, когда разрешается частичная выплата заработной платы в виде пособия натурой, принимаются соответствующие меры для обеспечения того, чтобы подобного рода пособия способствовали личному потреблению работника и его семьи или приносили ему пользу; стоимость такой выдачи была справедливой и разумной. Заработная плата выплачивается непосредственно заинтересован­ному работнику, за исключением тех случаев, когда иной способ ее выплаты предусматривается законодательством данной страны, коллективными договорами или арбитражными решениями или когда имеется личное согласие на то самого работника. Кроме того, в Конвенции формулируется принцип свободного распоряжения заработной платой - работодателям запрещается в какой бы то ни было мере стеснять работников в свободном распоряжении своей заработной платой. Когда на предприятиях существуют магазины для продажи работникам предметов первой необходимости или предоставляются другие виды обслуживания, связанного с пред­приятием, трудящиеся данного предприятия не будут принуждаться к пользованию такими магазинами или другими видами обслуживания. Когда доступ к другим магазинам или видам обслуживания невозможен, компетентным органом власти принимаются соот­ветствующие меры к тому, чтобы работникам была предоставлена возможность покупать товары или пользоваться обслуживанием по справедливым и доступным для них ценам или чтобы магазины, открытые предприятием, или предоставляемое им обслуживание осуществляли свои функции не с целью получения предприятием прибыли, а в интересах занятых на нем работников. В ст. 8—11 Конвенции закрепляется механизм охраны заработной платы: 1) выче­ты из заработной платы разрешаются только при соблюдении усло­вий и в размерах, определяемых законодательством данной страны или устанавливаемых коллективными договорами или арбитраж­ными решениями; 2) работники уведомляются наиболее подхо­дящим, по усмотрению компетентных органов власти, образом о том, при каких условиях и в каких размерах могут производиться такие вычеты; 3) запрещаются всякие отчисления из заработной платы, производимые у работников е пользу работодателя, или его представителя, или какого-либо посредника (например, под­рядчика или вербовщика) с целью путем прямого или косвенного вознаграждения обеспечить себе получение или сохранение рабо­ты; 4) заработная плата может явиться объектом ареста или цессии лишь в форме и пределах, предписываемых национальным зако­нодательством; 5) заработная плата охраняется от ареста и цессии в той мере, в какой это считается необходимым для обеспечения содержания работника и его семьи; 6) случае банкротства предпри­ятия или его ликвидации в судебном порядке работники, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегирован­ных кредиторов либо в отношении заработной платы, которая им причитается за услуги, оказанные в предшествовавший банкрот­ству или ликвидации период, который определяется националь­ным законодательством, либо в отношении заработной платы, сумма которой не превосходит суммы, предписанной националь­ным законодательством.

Конвенция определяет также и порядок выплаты заработной платы — она выплачивается регулярно за ис­ключением тех случаев, когда существуют иные соответствующие способы, обеспечивающие ее выплату в определенные регулярные сроки. Сроки выплаты заработной платы устанавливаются законо­дательством данной страны. Выплата заработной платы, когда она производится в деньгах, должна происходить только в рабочие дни и в самом месте работы или поблизости от него, если национальное законодательство, коллективный договор или решение арбитраж­ного органа не предусматривают иного или если другие известные работникам способы не признаются более целесообразными. За­прещается производить выплату заработной платы в тавернах или других подобных заведениях, а также, если необходимо предотвра­тить злоупотребления, в магазинах розничной торговли и в местах увеселения, за исключением тех случаев, когда заработная плата выплачивается работающим в таких учреждениях лицам.

Немаловажное значение среди международных актов о заработ­ной плате имеет Конвенция №131 об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран от 1970 г. Так, в ст. 2 Конвенции указывается, что минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению; неприменение этого положения влечет за собой соответствующие уголовные или другие санкции в отношении ответственного лица или лиц. Кроме того, необходимо также учитывать при определении уровня мини­мальной заработной платы определенные факторы, которые, на­сколько это возможно и приемлемо в соответствии с национальной практикой и условиями, включают: 1) потребности работников и их семей, принимая во внимание обший уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп; 2) экономические сооб­ражения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости. Конвенция определяет процедуру ус­тановления заработной платы - каждый член Организации, ра­тифицирующий настоящую Конвенцию, создает и/или сохраняет процедуру, учитывающую национальные условия и потребности, позволяющую устанавливать и время от времени пересматривать минимальную заработную плату групп работающих по найму лиц. В связи с учреждением, применением и изменениями такой про­цедуры предусматриваются исчерпывающие консультации с заинтересованными представительными организациями работников и работодателей или, где таковых не существует, с заинтересованными представителями работодателей и работников.

В Конвенции также указывается и на обязательное участие в данной процедуре организаций работников и работодателей — в случаях, когда это соответствует характеру процедуры установле­ния минимальной заработной платы, предусматривается также непосредственное участие в ее применении: 1) представителей заинтересованных организаций работодателей и работникам или, где таковых не существует, заинтересованных представителей работодателей и работников на равной основе; 2) лиц. обладающих признанной компетенцией для представления общих интересов страны и назначенных после исчерпывающей консультации с заин­тересованными представительными организациями работодателей и работников, где таковые существуют и где такие консультации соответствуют национальному законодательству или практике.

В 1992 г. Генеральная конференция Международной органи­зации труда приняла на своем заседании Конвенцию №173 и Ре­комендацию №180 о защите требований трудящихся в случае не­платежеспособности предпринимателя, в которой определяется 2 формы такой зашиты; 1) посредством привилегий; 2) при помо­щи гарантийных учреждений.

Так, в ст. 5 Конвенции отмечается, что в случае неплатеже­способности предпринимателя требования трудящихся, вытекаю­щие из трудовых отношений, защищаются на основе привилегии, т. е. таким образом, чтобы они удовлетворялись из активов неплате­жеспособного предпринимателя до того, как будут удовлетворены требования непривилегированных кредиторов. Кроме того, особое внимание уделяется и видам требовании работников, на которых распространяется привилегия: 1) требования по заработной плате за установленный период времени, который должен составлять не менее 3-х месяцев, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений; 2) требования по выплатам за оплачиваемые отпуска, право на которые возникло в связи с рабо­той, выполненной в течение года наступления неплатежеспособ­ности или прекращения трудовых отношений, а также в течение предшествующего года; 3) требования по суммам, причитающим­ся в отношении других видов оплачиваемою отсутствия на работе за установленный период времени, который должен составлять не менее 3-х месяцев, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений; 4) требования по выходным пособиям, причитающимся трудящимся в связи с прекращением трудовых отношений. Однако также предусматриваются и ограни­чения, которые будут состоять в следующем: национальное законодательство или регламенты могут ограничивать объем привилеги­рованных требований трудящихся установленной суммой, которая должна быть не ниже социально приемлемого уровня; если при­вилегированные требования трудящихся ограничиваются таким способом, тогда размер этой суммы должен периодически коррек­тироваться, с тем чтобы ее стоимость сохранялась.

Защите требова­ний работников при помощи гарантийных учреждений посвящен раздел 3 Конвенции — удовлетворение вытекающих из трудовых отношений требований трудящихся, предъявляемых предприни­мателю, обеспечивается при помощи гарантийных учреждений, если оплата не может быть произведена предпринимателем ввиду его неплатежеспособности. К таким требованиям в данном случае следует относить: 1) требования по заработной плате за установлен­ный период времени, который должен составлять не менее восьми недель, предшествующих неплатежеспособности или прекраще­нию трудовых отношений; 2) требования по выплатам за оплачи­ваемые отпуска, право на которые возникло в связи с работой, вы­полненной в течение установленного периода, который составляет не менее шести месяцев, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений; 3) требования по суммам, причитающимся в отношении других видов оплачиваемого отсутст­вия на работе за установленный период времени, который должен составлять не менее восьми недель, предшествующих неплатежес­пособности или прекращению трудовых отношений; 4) требова­ния по выходным пособиям, причитающимся трудящимся в связи с прекращением трудовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

              Таким образом, можно отметить, что международным сообществом достаточно детально урегулированы общие вопросы оплаты труда. Все основополагающие документы по этому вопросу приняты профильной международной организацией МОТ. В документах данной организации первостепенное значение приобрели вопросы четкого закрепления самого понятия «заработная плата», а также основных вопросов по гарантиям работников в получении заработной платы, установления ее размеров, а также вопросов по выплате заработной платы.

              Однако, несмотря на закрепление многих требований, эти международные документы не содержат практического механизма ответственности за нарушения актов МОТ. Поэтому положения данных документов скорее рассматриваются как определенные стандарты, которые государства смогут использовать при составлении своего трудового законодательства. Следовательно, все же международное законодательство по регулированию оплаты труда по своей эффективности все же уходит на второй план после национального законодательства самих стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

1. Конвенция МОТ от 01.07.1949 № 95 «Об охране заработной платы»

2. Конвенция МОТ от 22.06.1970 № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран»

3. Конвенция МОТ от 23.06.1992 № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя»

4. Рекомендация МОТ от 01.07.1949 № 85 «Об охране заработной платы»

5. Рекомендация МОТ 23.06.1992 № 180 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя»

6. Лютов Н.Л., Морозов П.Е. Международное трудовое право. - М.: Проспект, 2011. - 216 с.

7. Черняева Д.В. Международные стандарты труда (международное публичное трудовое право). Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2010 – 232 с.

2

 



Информация о работе Международная регламентация оплаты труда