Обеспечение прав работников на охрану труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:22, реферат

Описание работы

Проблемы безопасности трудовой деятельности, в том числе охраны труда, на первый взгляд обыденного сознания здоровых и невредимых людей находятся где-то очень и очень далеко на границах или даже за границами наших жизненно важных интересов. Однако реальная ситуация прямо противоположна расхожему мнению.
И дня не проходит, чтобы газеты, радио и телевидение не принесли сообщения об очередном несчастном случае, аварии, катастрофе, стихийном бедствии или криминальном происшествии, повлекшими за собой гибель людей и материальный ущерб.

Содержание

Введение
1.Понятие, содержание и значение охраны труда
2.Государственные нормативные требования охраны труда
3.Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
4. Обеспечение прав работников на охрану труда
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по трудовому праву.docx

— 40.03 Кб (Скачать)

Российский  государственный  социальный университет

Филиал  в г. Чебоксары

Специальность «Юриспруденция» 
 
 
 

     реферат 

     по  дисциплине: Трудовое  право

     на  тему: Обеспечение прав работников на охрану труда 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Работу  выполнил

     студент 4 курса

     очного  отделения

     юридического  факультета

     группы  ДЮ-41-08

     Захарова  О.Г. 

     Руководитель:

     Щербаков  А.В. 
 
 
 
 
 
 

     Чебоксары 2011 

     Оглавление 

Введение 

1.Понятие,  содержание и значение охраны  труда

2.Государственные  нормативные требования охраны  труда

3.Обязанности  работодателя по обеспечению  безопасных условий труда

4. Обеспечение прав работников на охрану труда 

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Проблемы  безопасности трудовой деятельности, в том числе охраны труда, на первый взгляд обыденного сознания здоровых и невредимых людей находятся  где-то очень и очень далеко на границах или даже за границами наших жизненно важных интересов. Однако реальная ситуация прямо противоположна расхожему мнению.

И дня  не проходит, чтобы газеты, радио  и телевидение не принесли сообщения  об очередном несчастном случае, аварии, катастрофе, стихийном бедствии или  криминальном происшествии, повлекшими за собой гибель людей и материальный ущерб.

На Земном шаре каждую секунду в рамках производственной деятельности травмируются 4 человека, и каждые 15 секунд один из них получает смертельную травму.

Смертность  от несчастных случаев, по данным Всемирной  организации здравоохранения, в  наше время занимает третье место  после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Но если от заболеваний  умирают в основном люди старших  возрастов, то от несчастных случаев  гибнут, как правило, трудоспособные люди, которым еще жить и жить.

Каждый  год по данным Международной организации труда (МОТ) в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний умирает два миллиона двести тысяч человек. Во всем мире ежегодно регистрируются около 270 миллионов несчастных случаев и 160 миллионов профессиональных заболеваний. По оценке МОТ, по этой причине теряется четыре процента валового внутреннего продукта (ВВП) мировой экономики.

На 2008 года в мире насчитывалось около 500 млн. инвалидов (т.е. почти столько же, сколько жителей в США и на территории бывшего СССР), причем почти каждый пятый стал им в результате несчастного случая.

В эту  печальную картину существенную лепту вносит и наша страна, где  примерно 10 человек каждый день гибнут на работе, еще больше - травмируются. Свою «черную лепту» в общую картину ежегодно вносит и Пермский край, в организациях которого ежегодно получают производственные травмы в среднем около 3,5 тыс. человек, из которых чуть менее 100 погибают.

Вот почему любой человек должен иметь четкое представление об опасностях трудовой деятельности, принципах, способах и  средствах их предотвращения, т.е. об охране труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие, содержание и значение охраны труда

Труд  и здоровье людей в Российской Федерации охраняются государством. Это провозглашено в ст.7 Конституции  РФ. В современных экономических  условиях проблема безопасности условий  труда работников приобрела первостепенное значение. За последние десять лет  в России принято множество нормативных  правовых актов в области охраны труды.

Основополагающим  среди них является Трудовой Кодекс РФ (далее ТК), который после отмены в 2005г. Федерального закона "Об основах  охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ воспринял многие его положения.

Определяя сферу применения законодательства России об охране труда, ТК предусматривает  его распространение на всех работодателей  и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, военнослужащих, направляемых на работы в различные  организации, учащихся образовательных  учреждений, проходящих производственную практику, и других граждан в период их работы.

Законодательство  об охране труда действует также  в отношении иностранных граждан, работающих в организациях, находящихся  под юрисдикцией Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным  договором России.

Закрепление в Трудовом кодексе РФ в качестве одного из основных принципов государственной  политики в сфере охраны труда, принятия и реализации федеральных законов  и иных нормативных правовых актов  РФ, законов и иных нормативных  правовых актов субъектов РФ об охране труда, следует рассматривать, как  утверждение метода правового регулирования  охраны труда с применением основных присущих этому методу средств: юридическими способами обеспечения интересов  субъектов права, придания требованиям охраны труда юридической силы, их государственной поддержки и т.п.

В широком  смысле под охраной труда понимается система сохранения безопасности жизни  и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст.209 Трудового Кодекса РФ).

Охрана  труда как институт трудового права - это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. (В юридической литературе термин «охрана труда» иногда употребляется в широком смысле как совокупность всех норм, установленных в интересах трудящихся.)

В этих нормах конкретизируется закрепленное в ст.37 Конституции РФ и в ст. 2 ТК право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Правовой  институт «охрана труда» включает в  себя нормы, устанавливающие права  и обязанности работодателя и  работников по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их:

- правила  и инструкции по технике безопасности  и производственной санитарии;

- специальные  нормы о компенсациях и льготах  для лиц, работающих в тяжелых,  вредных или опасных условиях;

- нормы  об охране труда женщин, несовершеннолетних  и лиц с пониженной трудоспособностью;

- нормы,  регулирующие планирование и  организацию работы по охране  труда;

- правила  расследования и учета несчастных  случаев на производстве;

- нормы,  регулирующие деятельность органов  государственного надзора и общественного  контроля, а также устанавливающие  ответственность за нарушения  законодательства об охране труда.

Эти нормы, объединённые одной целью, могут  приниматься как на локальном  уровне, так и в централизованном порядке.

Формирование  правовой основы охраны труда определяется государственной политикой в  названной сфере. В Трудовом Кодексе  закреплены такие принципиально  важные положения, определяющие содержание и направление развития законодательства об охране труда и практики его  применений, как:

-обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

-принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

-государственное управление охраной труда;

-государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

-содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

-расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

-координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

-распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

-участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

-подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

-организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

-обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

-международное сотрудничество в области охраны труда;

-проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

-установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно - бытовыми помещениями и устройствами, лечебно - профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация  основных направлений государственной  политики в области охраны труда  обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов  по вопросам охраны труда.

На уровне субъектов РФ и административно-территориальных  образований в составе субъектов  РФ согласованные действия по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда осуществляются органами исполнительной власти субъекта РФ, объединениями работодателей, иными  уполномоченными работодателями, представительными  органами и соответствующими профсоюзами  и их объединениями.

Значительная  роль в формировании государственной  политики в сфере охраны труда  и ее проведении принадлежит государственным  органам, на которые возложена функция  по управлению охраной труда.

В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его  поручению федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому  регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Государственное управление охраной труда на территориях  субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.

Информация о работе Обеспечение прав работников на охрану труда