Органы службы занятости, их права и обязанности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:59, контрольная работа

Описание работы

Основная задача, проводимая высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач. В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения, функции и сферы деятельности которой рассмотрены далее.1

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика законодательства о занятости населения………..4
2. Предпосылки создания службы занятости населения…………………….7
3. Государственная служба занятости населения…………………………….10
4. Права государственной службы занятости населения…………………….12
5. Обязанности государственной службы занятости населения……………14
6. Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости……………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

чистовик ).docx

— 42.68 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по здравоохранению и  социальному развитию РФ

Северный  государственный медицинский университет

Факультет менеджмента 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине Трудовое право

на тему: «Органы службы занятости, их права и обязанности» 
 

 
 
 
 
 

Архангельск

2011

            СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………….3  

1. Общая  характеристика законодательства  о занятости населения………..4 

2. Предпосылки  создания службы занятости населения…………………….7 

3. Государственная  служба занятости населения…………………………….10 

4. Права  государственной службы занятости  населения…………………….12 

5. Обязанности  государственной службы занятости  населения……………14 

6. Порядок  регистрации безработных граждан  в органах государственной службы  занятости……………………………………………………………….16 

Заключение……………………………………………………………………….20 

Список  литературы…………………………………………………………….22 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     На  сегодняшний день значительное количество наших граждан являются безработными. Государство видит основной своей  задачей целенаправленное воздействие  на рынок труда в интересах  общества в целом и каждого  индивида, желающего применить свои способности к труду. В ходе исследования получены следующие результаты, во всех субъектах Российской Федерации  действуют программы содействия занятости населения, включающие меры активной политики занятости (мероприятия  по содействию трудоустройству населения, в число которых входят: организация  ярмарок вакансий и учебных рабочих  мест, общественных работ; информирование населения и работодателей о  положении на рынке труда; социальная адаптация безработных граждан  на рынке труда; временное трудоустройство  безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие самозанятости; профессиональная ориентация граждан и профессиональное обучение безработных).

     Основная  задача, проводимая высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения  и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для  ее выполнения разработана Государственная  программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные  и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного  территориального подчинения в решении  конкретных задач. В рамках этой программы  в 1991 году и была создана Государственная  служба занятости населения, функции  и сферы деятельности которой рассмотрены далее.1 
 
 
 

     1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ

     Рассмотрим  правовую основу регламентации отношений, возникающих в сфере занятости и трудоустройства:

Каждый  имеет право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической  деятельности.

  Не допускается экономическая  деятельность, направленная на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию. 

Труд  свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный  труд запрещен.

Каждый  имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Признается  право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом  способов их разрешения, включая право  на забастовку.

Каждый  имеет право на отдых. Работающему  по трудовому договору гарантируются  установленные федеральным законом  продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.2

     Следует иметь в виду, что и конституционные  права корреспондируют в обязанности  конкретных лиц. Например, праву гражданина на свободное распоряжение своими способностями  при трудоустройстве корреспондирует  обязанность государственных органов  оказать содействие в трудоустройстве, а при отсутствии возможности  трудоустроить гражданина на подходящей для него работе у государственных органов службы занятости возникает обязанность по выплате ему соответствующего пособия. В свою очередь отказ гражданина от реализации права на трудоустройство, например, путем отказа от двух вариантов подходящей работы, предложенных органами службы занятости, не влечет возникновения корреспондирующей обязанности, в частности на регистрацию в качестве безработного. Следовательно, принцип свободного распоряжения своими способностями к труду не означает, что отказ от реализации права на трудоустройство может стать основанием для возникновения корреспондирующих данному праву обязанностей, в частности, по выплате заработной платы работодателем или по регистрации в качестве безработного в органах службы занятости.

     К отношениям в сфере занятости  и трудоустройства применимы  нормы международно-правовой регламентации. К примеру, в ст. 7 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах, в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на труд, предполагающее обеспечение  членов общества работой. Следовательно, реализация права на труд связана  с трудоустройством. В Декларации об основополагающих принципах и  правах в сфере труда даны принципы, которые применимы и при регламентации  отношений, возникающих в сфере  труда и занятий. Наряду с конституционными нормами предписания международно-правовой регламентации составляют основу правового  регулирования отношений в сфере  труда и занятости.

     Отношения в сфере занятости населения  в Российской Федерации регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с посл. изм.) и иными  законами и подзаконными нормативными правовыми актами, определяющими  государственную политику в области  занятости в отношении отдельных  групп населения, особо нуждающихся  в защите от безработицы.

     Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями (далее  Закон) является специальным нормативным  правовым актом, регламентирующим отношения  в области занятости и трудоустройства.

     На  федеральном уровне приняты и  подзаконные акты, направленные на регулирование отношений в области  занятости и трудоустройства. В  частности, постановлением Правительства  РФ N 458 от 22 апреля 1997 года утвержден  Порядок регистрации безработных  граждан, постановлением Правительства РФ N 875 от 14 июля 1997 года утверждено Положение об организации общественных работ.

     Обеспечению занятости населения и преодолению  негативных последствий циклической  безработицы служит государственная  политика в этой области, которая  определена Законом РФ "О занятости  населения в РФ"

     Основные  направления этой политики следующие:

     1) предоставление равных возможностей  всем гражданам России в реализации  права на труд и свободный  выбор вида занятости;

     2) поддержка трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой  в рамках законности, содействие  развитию их способностей к  производительному и творческому  труду; 

     3) соблюдение принципа добровольности  труда, в соответствии с которым  обеспечивается свободное волеизъявление  граждан в выборе профессий;

     4)социальная  защита в области занятости; 

     5) сочетание самостоятельности местных  органов власти с согласованностью  действий при проведении централизованных  мероприятий в решении проблем  занятости населения;

     6) координация деятельности в области  занятости с другими направлениями  экономической и социальной политики;

     7) поощрение работодателей в создании  новых рабочих мест;

     8) международное сотрудничество в  решении проблемы занятости и  некоторые другие направления. 

     Уже разработан ряд программ по конкретизации  этих направлений государственной  политики. На общегосударственном уровне органы управления занятостью населения  представлены Федеральной службой  занятости населения России. Действуют  также республиканские в составе  РФ службы занятости и центры занятости  населения в краях, областях, автономной области, автономных округах.3

     2. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 

     В экономической и хозяйственной  практике нашей страны вопросы управления трудовыми ресурсами в различных  формах решались всегда.

     Возникновение современной службы занятости произошло  на базе четкой системы распределения  трудовых ресурсов. Основными ее видами являлись:

     · распределение выпускников средних  специальных и высших учебных  заведений;

     · организованный набор рабочих;

     · сельскохозяйственное переселение  семей;

     · общественные призывы;

     · самостоятельный прием предприятием работника;

     · деятельность органов трудоустройства  населения.

     Некоторые из этих форм распределения и перераспределения  рабочей силы себя изжили, другие - трансформировались и передали свои функции службе занятости  населения.

     Система органов трудоустройства населения  начала формироваться во второй половине 60х годов. Экономическая потребность  в создании этой службы возникла по целому ряду причин. Во-первых, такие  традиционные формы комплектования важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор, переселение  и общественные призывы, были ориентированы  на территориальные перемещения  трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города жителями осталась без внимания. Во-вторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а  также нерациональные перемещения  рабочей силы, связанные с текучестью кадров. Население города не имело  информации о предложении рабочих  мест в городе. Всеми этими проблемами и должна была заняться служба трудоустройства.

     Сначала подразделения службы назывались "Бюро по трудоустройству населения" и  имелись всего в нескольких городах  страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной  печати и давали направления на предприятия  для трудоустройства обратившимся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном, информационный характер. Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались  трудоустройством - предприятие не обязано было это делать. Сами предприятия  предоставляли в службу неполные сведения о свободных местах - в  основном это были места для работников низшей квалификации, с тяжелыми и  вредными условиями труда. Поэтому  возникла потребность преобразовать  службу организованного трудоустройства  из информационной в орган распределения  трудовых ресурсов. При этом, значительно  расширились и права, и обязанности  службы трудоустройства, а ее подразделения  получили название "Государственное  бюро по трудоустройству и информации населения" (ГБТИН). Однако служба не смогла так организовать свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее услугах, чтобы  обращение в службу было не фиктивным  и не принудительным.

     Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства было создание на базе существующих ГБТИН центров /бюро/ по трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Оно было осуществлено в 1988 году. Центры создавались как хозрасчетные региональные организации, работающие под руководством местных Советом  народных депутатов по договорам  и в сотрудничестве с предприятиями  и учреждениями. Они занимались учетом движения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях и источников рабочей силы, информированием  населения о вакансиях, проведением  работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованием необходимыми кадрами предприятий, профориентационной работой и консультацией всех групп населения по подбору и  перемене профессии, организации переобучения и повышения квалификации работников. При создании системы центров  по трудоустройству, переобучению и  профориентации населения значительно  расширились функции и задачи существующей ранее службы трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также  и то, что на смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана общегосударственная система  трудоустройства, охватывающая уровни, начиная от союзного, республиканского краевого, областного и заканчивая городским. Именно эта общегосударственная  система трудоустройства явилась реальным предшественником современной государственной службы занятости населения.

Информация о работе Органы службы занятости, их права и обязанности