Понятие и формы занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 17:39, контрольная работа

Описание работы

Проблема занятости населения является одной из важнейших социально-экономических проблем. Занятость неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ. В силу этого категория занятости представляет собой всеобщую экономическую категорию, характерную для всех общественно-экономических формаций. Характеристики занятости, использования трудового потенциала общества представляют не только экономический интерес, они являются и основными показателями, отражающими политику государства в сфере труда, отношение к человеку и как к главной производительной силе общества, и как к личности.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Содержание

Введение _________________________________________________________2
1. Понятие и формы занятости_____________________________________4
1.1. Понятие занятости _________________________________________4
1.2. Формы занятости __________________________________________8
2. Понятие безработного и подходящей работы________________________10
2.1. Понятие безработного ______________________________________10
2.2. Понятие и виды подходящей работы __________________________12
3. Правовая организация трудоустройства ____________________________14
3.1. Профессиональная подготовка и переподготовка ________________14
3.2. Организация общественных работ ___________________________17
Заключение _____________________________________________________19
Решение задачи________________________________________________21
Список источников ______________________________________________23

Работа содержит 1 файл

Контр.право ТП.docx

— 45.34 Кб (Скачать)

не явились без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости  для предложения им подходящей работы, а также не явились в срок, установленный  органами службы занятости для регистрации  их в качестве безработных;

осуждены по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представили документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также предоставили другие недостоверные данные для  признания их безработными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Понятие  и виды подходящей работы

Подходящей считается такая  работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует  профессиональной пригодности работника  с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места  работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. При этом максимальная удаленность  подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим  органом местного самоуправления с  учетом развития сети общественного  транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства РФ о труде, считается подходящей для граждан:

впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности);

уволенных более одного раза в течение года, предшествующего безработице, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, указанные в законодательстве;

ранее занимавшихся трудовой деятельностью и стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;

направленных органами занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, отказавшихся повысить (или восстановить) квалификацию по имеющейся специальности, получить смежную профессию или пройти переподготовку после первоначального (12-месячного) периода безработицы;

состоящих на учете в органах  занятости более полутора лет, более  трех лет не работавших;

обратившихся в органы занятости  после окончания сезонных работ.

Не считается подходящей работа:

если она связана с переменой  места жительства без согласия гражданина;

если условия труда по предлагаемой работе не соответствуют правилам и  нормам по охране труда;

если предлагаемый заработок ниже среднего заработка обратившегося  по последнему месту работы. При  этом максимальный предел среднего заработка  ограничен величиной прожиточного минимума трудоспособного населения  в субъекте Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовая  организация трудоустройства

3.1. Профессиональная  подготовка и переподготовка

 

Подготовка, переподготовка кадров и повышение  квалификации — важное звено в  поддержании баланса спроса и  предложения рабочей силы.

Подготовка новых рабочих –  это первоначальное профессиональное обучение лиц, ранее не имевших рабочей  специальности.

Подготовка квалифицированных  рабочих осуществляется в профессионально- технических училищах, а также  в учебных комбинатах и непосредственно  на производстве.

Подготовка новых рабочих осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения. Они включают не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной  квалификации, необходимых в условиях механизированного и автоматизированного  производства. Сроки такого обучения составляют 3 месяца в зависимости  от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного  экзамена и присвоении рабочему определенного тарифного разряда.

При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется  в высококвалифицированному рабочему, мастеру или другому специалисту либо включается в состав бригады, где его производственным обучением руководит бригадир или другой член бригады. Теоретический курс индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно. При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные бригады и выполняют работу согласно учебной программе под руководством бригадиров-инструкторов. Численный состав учебных групп устанавливается в зависимости от сложности овладеваемой профессии и производственных условий.5

Курсовая форма подготовки используется для обучения рабочих особо сложным  профессиям, требующим значительного  объема теоретических знаний различного вида работ, которыми невозможно овладеть не рабочем месте.

Теоретическое обучение при этом производится в учебно-курсовых комбинатах, на постоянно  действующих курсах, создаваемых  отраслевыми министерствами, а также  в вечерних отделениях ПТУ (по договорам  за счет средств предприятия). Сроки подготовки новых рабочих определяются нормативными документами и не подлежат сокращению, за исключением лиц, имеющих техническое образование. Теоретические занятия и производственное обучение проводится в пределах продолжительности рабочего дня.

Переподготовка – получение  новой специальности из числа  лиц, имевших рабочую профессию  для удовлетворения потребности  предприятия и рынка труда  в данной специальности.

Рассмотрим особенности организации  процесса переподготовки на предприятии. Наиболее широко она практикуется на предприятиях, ориентированных в  своей кадровой политике на собственную рабочую силу. Необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождение работников и их плановое продвижение, внутризаводская текучесть работников.

Следует иметь в виду, что переподготовка касается не только высвобождаемых рабочих, но и рабочей силы при формировании ряда профессий широкого профиля. В  этом случае переподготовка должна тесно  увязываться с профессионально-квалификационным продвижением рабочих, а основная ее форма – это обучение смежным и вторым профессиям.

Особенность переподготовки кадров –  контингент рабочих, которых она  охватывает. Это в основном рабочие  средних и старших возрастов, проработавшие определенное время  по определенной профессии, что накладывает  свою специфику на обучение.

Управление процессом переподготовки работников предполагает:

- определение масштабов переподготовки и факторов влияющих на нее;

- выбор форм переподготовки с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на ее проведение;

- проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников.

Структура вакантных рабочих мест и их требования к квалификации рабочей  силы, а также структура высвобождаемых рабочих по уровню квалификации и  определяет характер переподготовки. Переподготовка кадров проводится за счет средств относимых на себестоимость  продукции. При расчете средств, необходимых на переподготовку кадров, должны учитываться не только затраты  на сам процесс обучения, но материальное обеспечение работников в процессе их переподготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Организация  общественных работ

Организация и проведение общественных работ - явление, широко распространенное в странах с рыночной экономикой. Общественные работы это массовое привлечение  государством в лице его местных  органов к временной трудовой деятельности безработных граждан. Общественные работы организуются в  целях:

- материальной поддержки безработных  граждан;

- предотвращения их люмпенизации - превращения в людей, не способных  к труду и не желающих работать; потерявших нравственные ориентиры  и надежды когда-либо занять  достойное место в обществе, людей,  склонных к противоправным действиям  и поступкам, дестабилизирующим  общественное спокойствие. Кроме  того, государство, его органы  на местах получают возможность  решать другие, также важные для  них проблемы обеспечивать рабочей  силой те сферы общественно  полезной деятельности, в которых  испытывается ее недостаток из-за  ограниченности бюджетных средств,  выделяемых на развитие инфраструктуры  страны, ее социальной сферы и  т.п. Выполнение общественных  работ посредством концентрации  зависимой от государства рабочей  силы, испытывающей крайнюю нужду  в заработке, иной социальной  поддержке, обходится, как правило,  дешевле, требует привлечения  меньших средств, чем ее свободный  поиск на рынке труда. Если  бы не было большого количества  безработных граждан, сам факт  которого несет угрозу государству,  оно не стало бы финансировать  многие работы, хотя они и носят  общественно полезный характер.

Международные правовые акты: Конвенция МОТ№ 122 о политике в области занятости (1964г.), Рекомендация МОТ № 176 о содействии занятости и защите от безработицы (1988г.) и др. рекомендуют проведение оплачиваемых общественных работ в качестве средства временной занятости безработных и иных социально уязвимых слоев населения.

В этих целях рекомендуется разрабатывать  специальные государственные программы, в которых особое внимание должно уделяться созданию возможностей занятости для групп населения, находящихся в неблагоприятных условиях. Эти условия должны предполагать привлечение граждан к общественным работам исключительно на добровольной основе, соответствовать национальному законодательству, в частности, тем его положениям, которые регулируют порядок получения работы, продолжительность рабочего времени, величину заработной платы, продолжительность оплачиваемого отпуска, гигиену и безопасность труда, а также размеры компенсации в случае трудового увечья и профессионального заболевания.

МОТ предлагает при организации  общественных работ учитывать возраст, состояние здоровья, прежнее занятие  и пригодность граждан к данной работе, регламентировать их рабочее  время. Для организации планирования проведения общественных работ рекомендуется создавать координационные органы, в первую очередь общегосударственные; оптимизировать выбор времени для их проведения, предусмотреть источники средств и порядок финансирования общественных работ, особые виды работ для различных групп населения (подростки, женщины, работники умственного труда и т.д.), условия привлечения к работам и труда в их процессе.

В настоящее время законодательство многих стран регламентирует порядок  разработки программ проведения общественных работ для различных категорий  населения в регионах с повышенным удельным весом безработных, периоды, в течение которых они в  основном проводятся, например, в период спада деловой активности.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Безработица – одна из самых больших  и трудноразрешимых проблем. В основном, задачу защиты занятости граждан приписывают к обязанностям государства. Но, к сожалению, государство не может в полной мере выполнить эти обязанности. Это связано с общей нестабильностью в обществе, социально-экономическим кризисом в стране. Как показывают социологические исследования, в числе безработных в России оказываются в первую очередь неквалифицированные или малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, "слабые" демографические группы - молодежь, пожилые, женщины с детьми, которые составляют 70% безработных.

Одной из наиболее многообещающих социальных технологий помощи безработным является их профессиональная подготовка и переподготовка, повышение квалификации. Все программы  подготовки и переподготовки должны иметь прикладной, локальный характер. Только на конкретной территории можно  определить, кадры какой специальности  нужны здесь и могут найти  применение в регионе.

Для отдельных категорий населения (освобожденных из мест заключения, бомжей и т.д.) можно использовать проведение общественных работ. Как  правило, такие работы общедоступны и не требуют длительной профессиональной подготовки. Их финансируют предприятия, для которых выполняются эти  работы, а также используются средства местного бюджета и государственного фонда занятости.

Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости  является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

В свою очередь, оживление экономической  ситуации и инвестиционной активности в стране – это условия для  динамичного движения капитала, разработки мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе.

Совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения  населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий, дотаций  и льгот, снижает потребность  в труде отдельных социально-демографических  групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

Таким образом, в сфере обеспечения  занятости населения складываются отношения, прямо связанные с  трудовыми. Они преследуют цель обеспечения незанятых граждан работой, а нанимателей – необходимой рабочей силой, т.е. направлены на возникновение трудовых правоотношений. Этим и обусловлено их вхождение в сферу отношений, регулируемых трудовым правом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задачи

        Согласно ст.2  Трудового Кодекса  Российской  Федерации: исходя из общепризнанных  принципов и норм международного  права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, признаются:

          - свобода труда, включая право  на труд, который каждый свободно  выбирает или на который свободно  соглашается, право распоряжаться  своими способностями к труду,  выбирать профессию и род деятельности;

Информация о работе Понятие и формы занятости