Понятие и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

В предлагаемой работе исследуется институт разрешения коллективных трудовых споров в соответствии с действующими законодательными актами, регулирующими данную сферу трудового права: Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».
В процессе исследования решаются следующие задачи:
что является предметом коллективного трудового спора,
между какими субъектами возникают разногласия,
законодательно установленный порядок рассмотрения коллективного трудового спора,
порядок формирования примирительных органов и разрешения ими разногласий,
правовое регулирование забастовок,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРАХ 4
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ, ИХ ПРЕДМЕТ, СТОРОНЫ И ВИДЫ 6
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ 10
3.1. Рассмотрение спора примирительной комиссией 11
3.2. Рассмотрение спора с участием посредника 12
3.3. Рассмотрение спора трудовым арбитражем 13
ГЛАВА 4. ЗАБАСТОВКА. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РАБОТНИКОВ УЧАСТИЯ В ЗАКОННЫХ И НЕЗАКОННЫХ ЗАБАСТОВКАХ 15
ГЛАВА 5. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ПО КОЛЛЕКТИВНЫМ ТРУДОВЫМ СПОРАМ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

ОСНОВНОЙ.docx

— 58.62 Кб (Скачать)

 

Министерство образования Иркутской области

Филиал областного государственного автономного образовательного учреждения

Среднего профессионального образования

«Иркутский колледж экономики  сервиса и туризма»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: Трудовое право

На тему: «Понятие и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

3 курса гр. Ю 3.3.10-ф

Хлыстова Наталья

Научный руководитель:

Преподаватель спец. дисциплин

Пиджаков Федор Леонидович

 

 

 

 

 

 

 

 

Ангарск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРАХ 4

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ, ИХ ПРЕДМЕТ, СТОРОНЫ И ВИДЫ 6

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ 10

3.1. Рассмотрение спора примирительной комиссией 11

3.2. Рассмотрение спора с участием посредника 12

3.3. Рассмотрение спора трудовым арбитражем 13

ГЛАВА 4. ЗАБАСТОВКА.  ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РАБОТНИКОВ УЧАСТИЯ В ЗАКОННЫХ И НЕЗАКОННЫХ ЗАБАСТОВКАХ 15

ГЛАВА 5. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ПО КОЛЛЕКТИВНЫМ ТРУДОВЫМ СПОРАМ 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 23

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Негативные  процессы, сопровождающие переход российской экономики на рыночные отношения, существенно обостряют социально-трудовую обстановку. Поэтому, хотим мы этого или нет, но коллективные трудовые конфликты и забастовки как крайняя форма их проявления становятся частью нашей экономической и социальной жизни.

В ст. 37 Конституции  РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Конституции РФ являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.

В предлагаемой работе исследуется институт разрешения коллективных трудовых споров в соответствии с действующими законодательными актами, регулирующими данную сферу трудового права: Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

В процессе исследования решаются следующие задачи:

  • что является предметом коллективного трудового спора,

между какими субъектами возникают разногласия,

  • законодательно установленный порядок рассмотрения коллективного трудового спора, 
  • порядок формирования примирительных органов и разрешения ими разногласий,
  • правовое регулирование забастовок,
  • порядок признания законности или незаконности  забастовки,
  • правовые последствия для работников участия в законных и незаконных забастовках,
  • порядок исполнения решений по коллективным трудовым спорам.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРАХ

 

Коллективные  трудовые споры тесно связаны  с историей рабочего движения за улучшение условий труда и быта трудящихся. Однако законодательство нигде в мире вплоть до 50-х годов XX в. не регулировало порядок разрешения коллективных трудовых споров. В настоящее время и в Англии, и в США сохранилось главным образом коллективно-договорное их регулирование. Примирительный порядок разрешения коллективных трудовых споров во многих развитых странах находит все большее развитие.

Международно-правовые акты по трудовому праву, предусматривающие определенный порядок разрешения споров при коллективных переговорах, появились лишь после второй мировой войны:

  • в 1949 г. Международная Организация Труда (МОТ) приняла Конвенцию № 98 о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, которая предусматривает свободу и право ведения коллективных переговоров.
  • в 1951 г. МОТ приняла специальный акт по разрешению коллективных трудовых споров — Рекомендацию № 92 о добровольном примирении и арбитраже.
  • Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» и ее одноименная Рекомендация № 163 1981 г. предусмотрели порядок разрешения разногласий (споров) при ведении коллективных переговоров.

Эти международно-правовые акты по коллективным трудовым спорам являются основой для разработки и принятия национального законодательства.

Конституция России в ст. 6, 7, 15, 17, 18, 19, 32, 37, 45, 46, 48 128 содержит основы  порядка рассмотрения трудовых споров, которые конкретизированы в других законах.

В п. 4 статье 37 Конституция РФ  закрепила право  на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных  федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Порядок разрешения коллективных споров регулируется Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и гл. 61 (ст. 398—418) Трудового кодекса РФ.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров может быть оговорен в коллективных договорах и социально-партнерских соглашениях, но с соблюдением норм Закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

Данный  закон устанавливает правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора. Нормы этого Закона распространяются на всех работников, работодателей, на объединения работников и объединения работодателей и их полномочные органы.

Основные  положения этого Закона теперь закрепил Трудовой кодекс в ст. 398—418 гл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ, ИХ ПРЕДМЕТ, СТОРОНЫ И ВИДЫ

 

Трудовыми спорами называются поступившие  на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда1.

Данное  понятие показывает отличие трудовых споров от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами, и указывает, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотношения, но и из иных непосредственно связанных с ним правоотношений, в том числе из правоотношений коллективного организационно-управленческого характера.

Трудовой  спор — это спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллективными и другими договорами о труде или об установлении нового трудового субъективного или коллективного права (неисковые споры).

Статья 398 ТК, закрепляя это понятие, дополнила  его словами «а также в связи  с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организации». Таким образом, отказ работодателя учесть мнение профкома является поводом к коллективному трудовому спору.

Моментом  начала коллективного трудового  спора является день сообщения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение им своего решения в установленный Законом срок, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Сами  разногласия по установлению или  выполнению коллективных договоров, соглашений о социально-трудовых отношениях — еще не трудовой спор, поскольку эти разногласия могут быть урегулированы самими спорящими сторонами, и тогда трудового спора не возникнет. А вот неурегулированные самими сторонами разногласия уже представляют коллективный трудовой спор работников с работодателем, разрешаемый примирительной процедурой.

Предметом коллективного трудового  спора являются законные интересы и права объединенных в трудовые коллективы работников.

Сторонами коллективных трудовых споров являются:

Представители работников — это органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им.

Представители работодателей — руководители организаций или другие уполномоченные в соответствии с уставом лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы. Само название «коллективные трудовые споры указывает, что их спорящим субъектом является трудовой коллектив работников или несколько трудовых коллективов работников.

Представителями работодателей в таких коллективных трудовых спорах на уровне выше предприятия, организации являются полномочные органы соответствующих объединений работодателей и иные уполномоченные работодателями органы.

Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников2.

Профсоюзы, их представители выступают в коллективных спорах со стороны работников. Закон о профсоюзах в ст. 3 предусмотрел понятие терминов: первичная профсоюзная организация, общероссийский профсоюз, общероссийское объединение профсоюзов, межрегиональный профсоюз, межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, территориальная организация профсоюзов, профсоюзный орган и профсоюзный представитель.

Виды коллективных трудовых споров различаются по характеру спора и по правоотношениям, из которых вытекает спор.

По характеру спора различают:

— споры  работников с работодателями или  их представителями по поводу установления или изменения условий труда, заключения или изменения коллективных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников;

— споры  работников с работодателями (или  их представителями) по поводу выполнения коллективных договоров, соглашений, трудового законодательства.

По правоотношениям, из которых возникают коллективные трудовые споры, различают:

— спор из правоотношения трудового коллектива работников предприятия, учреждения, организации с работодателем (администрацией);

— спор из правоотношения профкома предприятия, учреждения, организации с работодателем (администрацией);

— споры  широкой сферы из правоотношений социальных партнеров выше уровня предприятия, учреждения, организации. Поскольку  согласно ст. 2 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» таких  уровней соглашений выше предприятия, организации может быть четыре, то и коллективных трудовых споров выше уровня предприятия (организации) может быть четыре вида, т.е. возникающих из правоотношений соответствующих социально-партнерских уровней: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли и территории.

Как видно  из указанных видов, все коллективные споры — это споры сферы социально-партнерских отношений на различных их уровнях. И спорящими сторонами в коллективном трудовом споре являются коллективы, объединения работников и работодатели, их объединения в лице соответствующих представителей в зависимости от уровня социально-партнерских правоотношений: на предприятии, в организации, на федеральном, отраслевом, региональном, территориальном уровне3.

 

 

 

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

 

Порядок разрешения коллективного трудового  спора состоит из следующих последовательных трех или двух этапов примирительных процедур:

3.1. рассмотрение спора примирительной комиссией;

3.2. рассмотрение спора с участием посредника;

3.3. рассмотрение спора трудовым арбитражем.

Обязательным  первым этапом является примирительная комиссия, после которой при недостижении согласия стороны переходят к рассмотрению спора с участием посредника, а затем в трудовом арбитраже, и тогда спор может пройти три этапа рассмотрения. Или же после примирительной комиссии стороны могут перенести спор на рассмотрение трудового арбитража. Если стороны не достигли согласия, какую примирительную процедуру использовать после примирительной комиссии (посредника или трудовой арбитраж), тогда стороны должны приступить к созданию трудового арбитража, т. е. Закон ограничивает процедуру двумя этапами.

Ни одна из сторон спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Каждая примирительная процедура проводится в установленные законом сроки. Но в случае необходимости эти сроки могут быть по соглашению сторон спора продлены. Данные сроки являются процессуальными.

Исковых, давностных сроков по коллективным трудовым спорам не установлено. В поддержку своих требований в период разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соответствии с законодательством.

Информация о работе Понятие и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров