Понятие коллективного соглашения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

Соглашение –это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. Как и коллективный договор, соглашение является формой социально-партнерского регулирования трудовых отношений.

Работа содержит 1 файл

тред кур.docx

— 32.67 Кб (Скачать)

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей  отрасли, в течение 30 календарных  дней со дня официального опубликования  предложения о присоединении  к соглашению не представили в  федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Порядок опубликования заключенных  на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения  о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования  иных соглашений определяется их сторонами.

Основные из них состоят  в следующем.

1. Возможность продления  срока действия соглашения ограничена. Это можно сделать только один раз на срок не более 3 лет (см. ч. 2 ст. 48).

2. Более последовательно,  чем ранее, выстроены положения  об основаниях

распространения соглашений на работодателей (. ч. 3 той же статьи).

3. Специальная норма предусмотрена  для действия соглашений в  отношении работодателей

- федеральных государственных  учреждений, государственных учреждений  субъектов РФ,

муниципальных учреждений и  других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. То есть в связи с их особым статусом и специальными (бюджетными) источниками финансирования предусмотрена особенность действия соглашений применительно к ним (ч. 4 той же статьи).

4. Предусмотрено действие  соглашений в отношении работников (чего раньше не было: подразумевалось, что, если соглашение действует в отношении работодателя, оно действует и в отношении его работников).

5. В порядок присоединения  к федеральному отраслевому соглашению работодателя, не участвовавшего в его заключении, включено положение о том, что действиям соответствующего федерального органа исполнительной власти предшествует предложение (т.е. инициатива) сторон этого соглашения.

К письменному отказу работодателя присоединиться к федеральному отраслевому соглашению должен быть приложен протокол его консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

6. Отказ работодателя  окончательно не закрывает путь  к возможности распространения  нанего и его работников действия  федерального отраслевого соглашения. В случае отказа работодателя присоединиться к федеральному отраслевому соглашению соответствующий федеральный орган исполнительной власти имеет право организовать консультации представителей этого работодателя и выборного органа первичной профсоюзнойорганизации с представителями сторон соглашения. По приглашению этого федерального исполнительного органа все названные представители обязаны участвовать в консультациях.

7. Определен орган, полномочный  устанавливать порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения в присоединении к нему.

Статья 48 ТК определяет:

-срок действия соглашения;

-сферу его действия;

-порядок присоединения к соглашению.

В соответствии с Кодексом срок действия соглашения определяется сторонами, но неможет превышать  трех лет. Допускается продление  этого срока один раз, но не более чем на 3 года.

Дата вступления в силу соглашения определяется датой его подписания сторонами (точнее - представителями сторон) либо указывается в самом соглашении. Кодекс устанавливает условия действия соглашения в отношении работников и работодателей.

Соглашение распространяется:

-на работников и работодателей, которые уполномочили своих соответствующих

-представителей на: а) ведение коллективных переговоров, б) разработку и в) заключение

-соглашения от их имени;

-органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых имина себя обязательств;

-работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

Распространение соглашения на работодателей обусловлено их членством в объединении работодателей, заключившем соглашение. Если соглашение заключено в период членства работодателя в объединении, то выход из него не освобождает такого работодателя от выполнения соглашения. Вступление работодателя в объединение в период действия соглашения налагает на него обязанность выполнять это соглашение. В связи с проведением административнойреформы, внесением изменений в принципы организации органов власти изменено наименование федерального органа исполнительной власти.

Статья 48 ТК предусматривает, что порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования соглашений о присоединении к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.Порядок опубликования иных соглашений должен быть установлен их сторонами.

В связи с тем что  Кодекс определяет порядок присоединения только к федеральным отраслевым соглашениям, законами субъектов РФ необходимо определить порядок присоединения к региональным отраслевым соглашениям, а нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления - порядок присоединения к территориальным отраслевым соглашениям. Потребность в этом вытекает из того, что отраслевые соглашения заключаются не только на федеральном уровне, но и на региональном и территориальном уровнях.На работников, как правило, распространяется несколько соглашений - генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное. Они предусматривают различный уровень прав и гарантий работников. В таких случаях соглашения наиболее благоприятны для работников.

При рассмотрении индивидуальных трудовых споров в связи с различиями в положениях соглашений, распространяющихся на работников (в том числе и коллективного договора как акта - соглашения), судебная практика следует норме, содержащейся в комментируемой статье. Если на работника в установленном порядке распространяется действие нескольких соглашений, судьи выносят решение о применении наиболее благоприятных для него условий.

4.1 Изменение и  дополнение соглошения

Ст 49 ТК РФ. Изменение и дополнение соглашения

Изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном  настоящим Кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном  соглашением.

Возможность изменения и дополнения соглашения не только в порядке, установленном Кодексом для его заключения, но и в порядке, установленном соглашением. В процессе действия соглашений нередко возникает необходимость во внесении в них изменений и дополнений. На изменения и дополнения соглашений распространяется порядок их заключения, установленный Кодексом, если порядок для этого не установлен в самом соглашении, т.е. его сторонами.

Порядок заключения соглашений установлен ст. 47 Кодекса. Однако она не предусматривает процедуры этого действия. Конкретная процедура определяется сторонами.

 

5.Регистрация  коллективного  соглашения

  Регистрация коллективного  соглашения ТК РФ (ст.50) Коллективный  договор, соглашение в течение  семи дней со дня подписания  направляются работодателем, представителем  работодателя (работодателей) на  уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

  При осуществлении  регистрации коллективного соглашения  соответствующий орган по труду  выявляет условия, ухудшающие  положение работников по сравнению  с ТК РФ, иными нормативными  правовыми актами, и сообщает  об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор,  соглашение, а также в соответствующую  государственную инспекцию труда.

  Условия коллективного  договора, соглашения, ухудшающие положение  работников, недействительны и не  подлежат применению. Их недействительность  и неправомерность применения  вытекает из самого факта противоречия  таких норм коллективного договора, соглашения нормам трудового  законодательства. Они незаконны  изначально, а не в связи с  констатацией факта их противодействия  трудовому законодательству регистрирующим  органом.

 

 

 

 

 

 

6. Контроль за  выполнением коллективного соглашения

    Регистрация коллективного  соглашения ТК РФ (ст.50) Коллективный  договор, соглашение в течение  семи дней со дня подписания  направляются работодателем, представителем  работодателя (работодателей) на  уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

  При осуществлении  регистрации коллективного соглашения  соответствующий орган по труду  выявляет условия, ухудшающие  положение работников по сравнению  с ТК РФ, иными нормативными  правовыми актами, и сообщает  об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор,  соглашение, а также в соответствующую  государственную инспекцию труда.

  Условия коллективного  договора, соглашения, ухудшающие положение  работников, недействительны и не  подлежат применению. Их недействительность  и неправомерность применения  вытекает из самого факта противоречия  таких норм коллективного договора, соглашения нормам трудового  законодательства. Они незаконны  изначально, а не в связи с  констатацией факта их противодействия  трудовому законодательству регистрирующим  органом.

В связи с тем что  органы по труду выявляют условия регистрируемых коллективных договоров, ухудшение положения работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права ,именно с этой целью таким органам должна представляться сторонами необходимая информация.

Успешной реализации коллективных договоров, соглашений способствует контроль заисполнением содержащихся в них  обязательств и норм.

.

Контроль за выполнением  коллективных договоров, соглашений осуществляется по двум направлениям:

-на основе принципов социального партнерства;

-уполномоченными государственными органами.

Принципы социального  партнерства проявляются при осуществлении контроля заисполнением коллективных договоров, соглашений сторонами социального партнерства, их представителями. В соответствии с Федеральным законом "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений (п. 3 ст. 13).

Контроль за выполнением  коллективных договоров, соглашений со стороны уполномоченных на то государственных органов поручен соответствующим органам по труду.

На практике проводятся совместные проверки выполнения коллективных договоров, соглашений, в которых участвуют представители сторон, заключивших коллективный договор, соглашение, а также профсоюзов, государственной инспекции труда, прокуратуры.

Выявление противоречий действующему законодательству фиксируется в совместном документе, на основе которого коллективный договор, соглашение приводится в соответствие в установленном порядке: либо путем непосредственного признания в силу закона противоречащих ему положений недействующими (ст. 50), либо путем внесения в коллективный договор,соглашение необходимых изменений.

Для осуществления контроля стороны (их представители) и проверяющие  органыдолжны иметь всю необходимую информацию.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудовой кодекс и Закон  «О коллективных договорах и соглашениях» установили ответственность представителей сторон за уклонение от участия в переговорах или неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, соглашения или невыполнение коллективного договора, соглашения, за непредоставление необходимой информации для ведения коллективных переговоров, осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашения. Лица, виновные в этом, несут материальную ответственность за причинение материального ущерба, дисциплинарную ответственность или подвергаются по решению суда штрафу до 50 МРОТ. Сегодня особенно актуально является обеспечения правового урегулирования социально-трудовых отношений и согласование социально- экономических интересов работников и работодателей посредствам заключения коллективных соглашений. Немалое значение в решении данных проблем будет играть активность  самих работников и их представителей. В коллективных соглашениях таким сторонами как занятость, оплата труда работникам и условия труда должно уделяться ключевое внимание ,т.к. именно они определяют трудовые отношений и качество жизни работников.

Информация о работе Понятие коллективного соглашения