Понятие, значение и виды трудового стажа. Специальный трудовой стаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 22:44, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрены теоретические основы понятия: социальная защита; субъекты и объекты управления в социальной сфере, особенности их взаимодействия.

Одной из задач исследования явилось изучение различных типов и моделей социальной защиты в мировой практике, анализ возможности применения положительного опыта других стран по решению социальных задач в процессе формирования национальной модели социальной защиты Республики Беларусь.

Содержание

Введение

1. Социальная защита населения: сущность, основные формы, принципы и инструменты

2. Правоотношение по социальному обеспечению граждан.

2.1. Понятие правоотношений по социальному обеспечению граждан.

2.2. Субъекты, объекты и содержание правоотношений в сфере социального обеспечения граждан.

3. Социальное страхование – одно из важнейших направлений социальной защиты населения.

4. Понятие, значение и виды трудового стажа. Специальный трудовой стаж.

Заключение

Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Оригинал конт.раб..doc

— 237.50 Кб (Скачать)

     Сфера применения этих стандартов включает основные виды выплат населению: заработную плату, пенсии, стипендии, а также бесплатные и общедоступные услуги учреждений социально-культурной сферы, финансируемые за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов. В систему стандартов входят государственные минимальные стандарты в области оплаты труда, социального обеспечения, образования, культуры, социального обслуживания населения, жилья и жилищно-коммунального обслуживания.

     Основными задачами установления стандартов являются:

     - выравнивание степени удовлетворения потребностей населения в

     важнейших материальных благах и социально-культурных услугах;

     - повышение обоснованности формирования республиканских и местных бюджетов:

     - совершенствование бюджетно-финансовых механизмов реализации социальных гарантий граждан;

     - совершенствование функционирования учреждений социальной сферы.

     Третий  принцип системы социальной защиты - принцип интегрированности. Данный принцип определяет фундаментальное требование к системе социальной защищенности, которое состоит в том, чтобы эта система действовала на всех уровнях с четким определением прав, ответственности и функций каждого института гражданского общества. При этом чрезвычайно важно правильно распределить компетенцию между уровнями и институтами.

     Как показывает опыт зарубежных стран, защитой  нетрудоспособных и социально уязвимых слоев населения занимаются преимущественно местные органы власти, что существенно повышает адресность социальной помощи. В компетенцию местных органов, как правило, входит также организация социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, многодетных и неполных семей, содержание отдельных учреждений социальной защиты зачет местного бюджета.

     Важную  роль в развитии системы социальной зашиты за рубежом играют неправительственные  некоммерческие организации. Они объединяют представителей различных общественных движений, социальных или профессиональных групп, ветеранов войны и труда, лиц, подвергшихся политическим репрессиям, инвалидов, женщин, молодежь, потребителей, предпринимателей. Сюда, например, относятся различные женские ассоциации, организации защиты детей, ассоциации инвалидов и ветеранов, молодежные организации по правам человека, медицинские и врачебные ассоциации, Общество Красного Креста и другие гуманитарные общества.

     Хотя  неправительственные некоммерческие организации и достаточно разнообразны, все они, однако, имеют общие цели, направленные на снижение уровня бедности, улучшение условий жизни тех или иных категорий людей, защиту их социальных прав, обеспечение их потребностей в области труда, образования, здравоохранения и т.д. 

     Инструментами политики социальной защиты являются:

Инструменты экономического механизма Инструменты социального  механизма Инструменты правового  механизма
разработка  социально-экономических программ;

выплата пособий, оказание социальной помощи и  предоставление льгот социально уязвимым слоям населения;

индексация  заработной платы;

предоставление  населению льготных кредитов, бесплатных медицинских услуг и др.

активизация деятельности общественных организаций;

развитие  отношений социального партнерства

обеспечение правовой защищенности граждан и др.;

правовая  поддержка союзов потребителей, профсоюзов и других общественных организаций

 

     Социальная  защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных  социальных гарантий (рис. 1.1). Социальное обеспечение обычно включает социальное страхование и социальную помощь. 

     Рис.1.1 Основные направления системы социальной защиты 

     Социальное  страхование основано на уплате страховых  взносов в форме отчислений от заработной платы. В большинстве  стран источниками фондов социального страхования являются взносы наемных работников, нанимателей, также государства из фондов социальной помощи, финансируемых за счет общих налогов.

     Социальное  страхование должно носить обязательный характер, что обусловлено неизбежностью наступления основных видов социальных рисков на том или ином этапе жизнедеятельности граждан.

     Экономическим источником страховых взносов выступают  средства, необходимые для воспроизводства  рабочей силы. Возникает задача определить общественно нормальную долю страховых взносов, степень участия работополучателя, работодателя и государства в формировании соответствующих страховых фондов.

     Основные  статьи расходов социального страхования:

     а) выплата трудовых пенсий (по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), а также социальных пенсий и пенсий для военнослужащих. Для этого используются целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства;

     б) выплаты по временной нетрудоспособности (основная часть расходов), по беременности и родам, а также на оздоровление, где используются средства Фонда социального страхования;

     в) пособия по безработице.

     Социальное  страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств фондов социального  страхования служат: а) страховые взносы застрахованных; б) страховые взносы предпринимателей; в) субсидии государства.

     Социальная  помощь — оказание адресной поддержки  гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья.

     Социальная  помощь предоставляется в виде льгот  и выплат (см. рис.1.1). Осуществляется в виде денег, услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое сориентировано на всех граждан, социальная помощь имеет адресный и категориальный характер. Используются средства бюджета, централизованных бюджетных и внебюджетных фондов, а также кредитные ресурсы национальной банковской системы.

     Социальное  обслуживание предназначено для  удовлетворения социально-культурных, духовных, интеллектуальных потребностей человека, поддержания его нормальной жизнедеятельности. Система социального обслуживания населения предоставляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание предоставляется как государственными учреждениями, так и коммерческими организациями Соотношения государственных и негосударственных учреждений социальной инфраструктуры различны и определяются особенностями социальной политики государств.

     Социальные  трансферты - это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной  деятельности. Они выплачиваются при потере трудоспособности, рождении детей, потере кормильцев или работы и в других случаях. Социальные трансферты предоставляются не только в денежной форме, но и в виде бесплатных услуг здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов, а также в виде льготного налогообложения.

     Целью социальных трансфертов являются гуманизация  отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание  внутреннего спроса.

     Система социальной защиты реализуется через  систему прав и гарантий. Частные лица могут иметь право на определенные пособия благодаря своей принадлежности к конкретной демографической категории, например, дети или пенсионеры. Они могут также иметь право получать в условиях безработицы пособие из Фонда занятости с учетом нынешнего или прошлого вклада. В большинстве промышленно развитых государств система социальной защиты включает также государственную помощь для обеспечения «социально-гарантируемого минимума».

     По  уровню гарантий, предоставляемых населению, все системы социальной защиты, существующие в развитых странах мира, можно разбить на две группы: немецкую и английскую. Немецкая, «бисмарковская» (по имени ее родоначальника, канцлера Бисмарка), останавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные выплаты обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Английская, «бевериджская» (по имени также ее родоначальника - Бевериджа), исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или другим причинам сокращения своих трудовых возможностей.  
 

 

      2. Правоотношения по социальному обеспечению граждан. 

2.1. Понятие правоотношений по социальному обеспечению граждан.

Правоотношения  представляют собой общественные волевые  отношения, урегулированные нормами  права. Именно с помощью правоотношений в обществе устанавливается связь между его участниками, которые наделяются соответствующими правами и обязанностями. С.С. Алексеев подчеркивает, что правоотношения - это возникающая на основе норм права индивидуализированная общественная связь между лицами, характеризующаяся наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая (гарантируемая) принудительной силой государства1 . Правоотношения и нормы права представляют собой неразрывное целое. Как не может быть правоотношения без нормы права, так и норма права не может осуществляться каким-либо другим путем, помимо правоотношений. «Правоотношения порождаются нормой права»2.

Правоотношения - это «норма права в действии, в осуществлении, ... результат действия норм права»3. В таком же неразрывном единстве и взаимодействии состоят нормы законодательства о социальном обеспечении в Республике Беларусь с правоотношениями по социальному обеспечению граждан и их семей.

Правоотношения  по социальному обеспечению граждан  Республики Беларусь есть общественные волевые отношения алиментарного характера, в которых участники выступают как носители прав и юридических обязанностей. Специфика этих правоотношений проявляется в особой форме связей их участников, выражающейся в субъективных правах граждан и юридических обязанностях органов, осуществляющих социальное обеспечение. Правоотношения по социальному обеспечению индивидуализируют «...общие предписания права, вносят необходимую определенность в круг субъектов, «прикрепляют» к ним конкретные субъективные права и обязанности». Во всяком правоотношении по социальному обеспечению субъективному праву гражданина на соответствующий вид обеспечения корреспондирует юридическая обязанность органов, осуществляющих социальное обеспечение. Эта обязанность есть требуемые законом вид и объем должного поведения, соответствующего субъективному праву гражданина на определенный вид обеспечения. Анализируемые правоотношения являются видом общественных отношений, в основе которых лежат экономические распределительные отношения, они действуют в Республике Беларусь соответственно закону распределения независимо от количества и качества труда. Урегулированные нормами права социального обеспечения, эти отношения в реальной жизни существуют в форме правовых отношений. В их круг включаются пенсионные правоотношения, правоотношения по поводу услуг и других видов социального обеспечения.

Тем не менее, всем разновидностям общественных отношений по социальному обеспечению свойственны общие признаки, характеризующие их как особую, самостоятельную разновидность общественных отношений. Составные их части имеют глубокие внутренние связи, соединяющие их в единое, целостное правовое отношение.

Главным признаком, который объединяет всю  совокупность анализируемых общественных отношений, является их целевая общность. Прежде всего данные правовые отношения являются юридической формой выражения и закрепления экономических распределительных отношений, в которых часть Фонда социальной защиты населения расходуется на удовлетворение материальных потребностей престарелых и нетрудоспособных членов общества и их семей. Характерной их чертой

Информация о работе Понятие, значение и виды трудового стажа. Специальный трудовой стаж