Понятие, значение и виды трудового стажа. Специальный трудовой стаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 22:44, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрены теоретические основы понятия: социальная защита; субъекты и объекты управления в социальной сфере, особенности их взаимодействия.

Одной из задач исследования явилось изучение различных типов и моделей социальной защиты в мировой практике, анализ возможности применения положительного опыта других стран по решению социальных задач в процессе формирования национальной модели социальной защиты Республики Беларусь.

Содержание

Введение

1. Социальная защита населения: сущность, основные формы, принципы и инструменты

2. Правоотношение по социальному обеспечению граждан.

2.1. Понятие правоотношений по социальному обеспечению граждан.

2.2. Субъекты, объекты и содержание правоотношений в сфере социального обеспечения граждан.

3. Социальное страхование – одно из важнейших направлений социальной защиты населения.

4. Понятие, значение и виды трудового стажа. Специальный трудовой стаж.

Заключение

Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Оригинал конт.раб..doc

— 237.50 Кб (Скачать)

является  и то, что они возникают на основе норм права, принимаемых нашим государством, и носят длящийся или разовый  характер, возникают по поводу предоставления престарелым и нетрудоспособным гражданам средств к жизни в виде пенсий, пособий, оказания услуг, предоставления льгот и натуральных материальных благ.

Субъектами  правоотношений по социальному обеспечению выступают, с одной стороны, граждане Республики Беларусь и их семьи, наделенные общей и отраслевой (права социального обеспечения) правосубъектностью, а с другой — органы, осуществляющие социальное обеспечение.

Перечисленные общие черты правовых отношений  по социальному обеспечению граждан  Республики Беларусь отражают единство их сущности, что, однако, не исключает различий в их содержании. Внутренняя структура этих правоотношений сложна и многогранна. Особенности указанных правоотношений вытекают из различия в способах образования Фонда социальной защиты населения, из которого выплачиваются соответствующие виды социального обеспечения, из различия органов, осуществляющих обеспечение, а также из различий круга обеспечиваемых лиц, особенностей видов обеспечения и специфики правовых оснований предоставления социального обеспечения.

Граждане  Республики Беларусь различаются по роду своей общественно-трудовой деятельности:

• рабочие;

• служащие;

• члены  колхозов;

• фермеры;

• предприниматели;

• военнослужащие;

• сотрудники органов внутренних дел и т.д.

Это предопределило и различие в правовых отношениях по отдельным видам их социального  обеспечения. Однако это различие —  в рамках общего, каким является единая государственная система  социального обеспечения, действующая  в Республике Беларусь.

Каждое  из правоотношений наряду с общими признаками и свойствами обладает рядом особенностей, характерных только для этого правоотношения и отличающих его от другого. Одни из них могут носить имущественный характер (по пенсионному обеспечению, по обеспечению пособиями, по протезированию), а другие - неимущественный (по санаторно-курортному лечению и отдыху, по социальному обслуживанию в домах-интернатах для престарелых и инвалидов).

Все перечисленные  отношения носят безвозмездный  характер, в них отсутствуют взаимные начала, поскольку их цель - удовлетворение материальных и других потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан и их семей в порядке социальной алиментации, предоставление им бесплатной помощи в содержании и воспитании детей. Управомоченными субъектами этих правоотношений выступают лишь граждане и их семьи. Это отличительные черты названных правоотношений. Граждане Республики Беларусь наделены общей отраслевой (права социального обеспечения) правосубъектностью получить за счет средств государственного бюджета и Фонда социальной защиты населения, предусмотренного для социального обеспечения, соответствующие виды обеспечения — пенсии, пособия, услуги, льготы, натуральные блага. Вступление гражданина в члены сельскохозяйственного предприятия, заключение трудового договора и т.д. создают ему определенное правовое положение, характеризующееся правом и связью с государством, колхозом, предприятием и т. д. Это предоставляет ему возможность, уже как члену колхоза, рабочему, служащему, индивидуальному предпринимателю, военнослужащему, приобретать определенные по содержанию права и нести обязанности. Это обстоятельство наложило отпечаток на правовые отношения по социальному обеспечению отдельных категорий граждан.

Поэтому особенности правоотношений по социальному  обеспечению граждан состоят в том, что пенсиями по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца граждане и их семьи обеспечиваются за счет средств Фонда социальной защиты населения. Дополнительное социальное обеспечение (пенсии, пособия, льготы, услуги) может предоставляться нанимателем за счет собственных средств предприятий различных форм собственности.

Таким образом, правовые отношения по социальному  обеспечению в целом, являясь  единым, внутренне согласованным  и взаимосвязанным самостоятельным  видом общественных отношений, конкретизируются через отдельные правовые отношения, имеющие свои особенности. Каждое отдельное правоотношение по социальному обеспечению граждан наряду с общими свойствами, признаками обладает рядом индивидуальных особенностей, присущих только ему. Причем эти особенности и свойства могут быть раскрыты полностью при анализе общих отношений, возникающих в связи с социальным обеспечением граждан Республики Беларусь. Поэтому и возникает необходимость более подробного анализа правовых отношений, связанных с социальным обеспечением граждан республики. 

2.2. Субъекты, объекты и содержание правоотношений в сфере социального обеспечения граждан.

Субъекты  правоотношений.

Конкретное  правоотношение по социальному обеспечению, возникшее на основе юридических фактов при реализации гражданами прав на соответствующие виды социального обеспечения, не только закрепляет круг субъектов, но и указывает границы их определенного поведения.

Как и  всякие правовые отношения, правоотношения по социальному обеспечению граждан и их семей возможны лишь при наличии не менее двух субъектов, обладающих правами и несущими обязанности. Субъектами правоотношений по социальному обеспечению, с одной стороны, выступают граждане и их семьи, наделенные общей и отраслевой (права социального обеспечения) правосубъектностью, а с другой - государственные органы социального обеспечения, профсоюзные комитеты, военные комиссариаты и др.

Общая отраслевая правосубъектность уполномоченных участников правоотношений по видам социального обеспечения одинакова и не ограничена временем вступления гражданина в конкретное правоотношение. Обладающий такой правосубъектностью гражданин становится субъектом правоотношений по социальному обеспечению при условиях, указанных в нормах права, и после вступления в конкретное правоотношение. Вследствие этого содержание прав и обязанностей гражданина, возникших на основе об-щей и отраслевой правосубъектности, расширяется за счет новых прав и обязанностей, вытекающих из нового состояния его как пенсионера. Это свойство правосубъектности.

После вступления работника в пенсионное правоотношение содержание его правосубъектности расширяется за счет новых прав и обязанностей как пенсионера. Гражданин, обладающий общей и отраслевой (права социального обеспечения) правосубъектностью, выступает управомоченной стороной. Обязанной стороной в этом правоотношении выступают органы социального обеспечения. Правосубъектность названных органов имеет свои особенности.

Обязательным  субъектом во многих правоотношениях  по социальному обеспечению граждан является районный отдел социального обеспечения, выплачивающий им в установленных случаях пенсии и пособия. Однако по законодательству о социальном обеспечении назначение пенсий членам семьи граждан отнесено к компетенции комиссий по назначению государственных пенсий, которые образуются исполнительными комитетами районных Советов депутатов (местными администрациями). В обязанности этих комиссий входят проверка достоверности наступления юридического факта и юридически значимых обстоятельств (полного юридического состава) у граждан и вынесение решения о назначении соответствующего вида и размера пенсии.

После этого пенсионное дело возвращается в районный (городской) отдел социального  обеспечения, который как орган  исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов осуществляет пенсионное обеспечение граждан.

Таким образом, несмотря на различия в объеме прав и обязанностей всех перечисленных органов как юридически обязанных субъектов правоотношений по социальному обеспечению граждан, все они осуществляют общую функцию - предоставляют различные виды социального обеспечения тем гражданам, у которых субъективное право возникло. В правовом отношении граждане как управомоченные субъекты реализуют свое право на конкретные виды социального обеспечения, а перечисленные общественные и государственные органы осуществляют возложенные на них юридические обязанности. Обе стороны правоотношений по социальному обеспечению в отношении один к другому выступают как равные стороны, а между ними возникает двусторонняя связь.

Объект  правоотношений.

Вопрос  об объекте правоотношений по социальному  обеспечению граждан в юридической  литературе относится к числу  малоизученных. По мнению одних авторов, объектом правовых отношений могут быть лишь действия обязанных лиц, по мнению других - не только действия таких лиц, но и вещи, иными словами, объекты правоотношений могут иметь имущественный и неимущественный характер. По мнению третьих, объектами правовых отно-шений могут быть, помимо действий и вещей, и личные блага человека - здоровье, свобода, честь и достоинство, а также продукты духовного творчества. Некоторые авторы полагают, что объектом воздействия в правовом отношении является и воля его субъектов, поскольку само пра-воотношение представляет собой связь воли сторон, в которых воздействие государства направлено на волю действующих и воздействующих субъектов.

К объектам правоотношений относятся не только действия обязанных лиц, но и вещи, а также и другие, нематериальные, блага, включая продукты ду-ховного творчества.

Анализируя  объекты правоотношений по социальному  обеспечению граждан, следует иметь в виду, что в конкретном правоотношении гражданин реализует возникшее у него субъективное право на данный вид социального обеспечения. Поскольку субъективное право есть по существу мера воз-можного поведения лица, характеризующая его правовое состояние, то можно говорить об объекте субъективного права в смысле предмета его воздействия. Однако предмет воздействия не всегда может выступать объектом субъективного права. Объект правоотношений - это то, на что на-правлены субъективное право и правовая обязанность. Конкретное правоотношение по социальному обеспечению гражданина, как общественное, волевое отношение регламентирует фактическое поведение определенных субъектов: с одной стороны, гражданина - обладателя субъективного права на соответствующий вид обеспечения, а с другой — должностных лиц органа, осуществляющего социальное обеспечение и участвующего в этом правоотношении. В нем субъективное право гражданина, а также его сознание и деятельность направлены на получение в свое владение, пользование и распоряжение денежной суммы или иных благ и услуг из общественных фондов потребления. На это направлена и правовая обязанность должностных лиц органа, осуществляющего социальное обеспечение и участвующего в данном правоотношении. Следовательно, осуществление субъективного права гражданина на соответствующие виды социального обеспечения в правоотношениях и исполнение обязанностей органами социального обеспечения связаны с передачей собственности государства, предприятий различных форм собственности в личную собственность гражданам, определенной суммы как выплаты алиментарного характера или с предоставлением других благ, услуг за счет колхозов и предприятий всех форм собственности. Эта денежная сумма или данные блага и услуги, поскольку по их поводу возникло соответствующее правоотношение, и являются его объектом.

Рассматривая  данный вопрос, В.С. Андреев пишет, что  объектами этих правоотношений служат пенсии, пособия и другие виды обеспечения - в зависимости от специфики юридических фактов у гражданина может возникнуть субъективное право на различные виды социального обес-печения: на пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, на доплаты к пенсиям, на пособия, протезирование, на содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, на санаторно-курортное лечение. Реализуя субъективное право на конкретные виды социального обеспечения в правоотношении, граждане при обеспечении пенсиями, пособиями получают в качестве объектов в одних случаях периодические, ежемесячные или разовые денежные выплаты алиментарного характера, в других - бесплатное или льготное санаторно-курортное лечение, в третьих - они будут содержаться и обслуживаться за счет средств государства, колхозов в домах-интернатах для престарелых, обеспечиваться мотоколясками, воспитывать и содержать детей за счет общества. Это значит, что в различных правоотношениях по социальному обеспечению граждан различны и их объекты.

Правда, трудно определить объект правоотношений по поводу установления в суде факта иждивения, нахождения в браке, несчастного случая, связанного с производством и приведшего к инвалидности, а также при рассмотрении жалоб и заявлений на действия органов, осуществляющих социальное обеспечение. Однако в этих случаях конечной целью гражданина является получение пенсии или другого вида социального обеспечения.

Пенсии, пособия, натуральные блага становятся объектами правоотношений не сами по себе, а потому, что между гражданами как субъектами правоотношений и органами, осуществляющими обеспечение, в связи с ними и по поводу их складываются определенные общественные отношения, урегулированные правовыми нормами.

Содержание  правоотношений по социальному обеспечению.

Правоотношения  в сфере социального обеспечения имеют и свое содержание. Содержание анализируемых правоотношений составляют взаимные права и обязанности их субъектов. Кроме этого, в их содержание входит и право управомоченного субъекта обратиться за защитой своего субъективного права на конкретный вид пенсии или другой вид социального обеспечения с жалобой в вышестоящий орган социального обеспечения или суд, если обязанный субъект этих правоотношений недобросовестно выполняет возложенную на него обязанность по предоставлению гражданам Республики Беларусь пенсий и других видов социального обеспечения.

Информация о работе Понятие, значение и виды трудового стажа. Специальный трудовой стаж