Право на труд

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является правоотношения в области труда, предметом – право на труд.
Цель работы раскрыть основную сущность права на труд.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 4

ГЛАВА 1. ПРАВО НА ТРУД КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………… 6

1.1 Права человека………………………………………………….. 6

1.2. Право на труд несовершеннолетних…………………………. 9

ГЛАВА 2. ТРУДОВОЕ ПРАВО В КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….. 12

2.1. Гарантии прав и свобод граждан…………………………….. 14

2.1.1. Организационно-правовые средства охраны труда.. 15

2.1.2. Вознаграждение за труд………………………………… 20

ГЛАВА 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТРУДЕ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………….. 23

ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА………………………………… 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 31

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….. 32

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 54.85 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

     Курсовая  работа: 31 страница, 12 источников, 1 приложение. 

     ПАРВА ЧЕЛОВЕКА, ПРАВО НА ТРУД, КОНСТИТУЦИЯ, ОХРАНА ТРУДА, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТРУДЕ, ВСЕОБЩАЯДЕКЛОРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. 

     Объектом  исследования является правоотношения в области труда, предметом – право на труд.

     Цель  работы раскрыть основную сущность права на труд.

     При выполнении работы использованы общие методы познания: системное исследование, сравнительный метод, методы анализа и синтеза большого объёма литературы.

     Элементами  научной новизны полученных результатов  являются полученные выводы

      Областью  возможного практического применения являются самостоятельная работа студентов  по подготовке рефератов, докладов, а  также по подготовке к практическим занятиям и семинарам.

     Автор подтверждает, что приведенный в  работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а  все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

                                                                                       __________________

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………   4 

ГЛАВА 1. ПРАВО НА ТРУД КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………………   6

     1.1 Права человека…………………………………………………..   6

     1.2. Право на труд несовершеннолетних………………………….  9 

ГЛАВА 2. ТРУДОВОЕ ПРАВО В КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………………..  12

     2.1. Гарантии прав и свобод граждан……………………………..  14

          2.1.1. Организационно-правовые средства охраны труда..  15

          2.1.2. Вознаграждение за труд…………………………………  20 

ГЛАВА 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТРУДЕ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ………………………………………………………………..  23 

ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА…………………………………  26 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...  29 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 31

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..  32

ВВЕДЕНИЕ 

     Многие  тысячелетия люди боролись за свои права. Этот путь был долог и тернист. Человечество прошло через войны, революции, восстания отстаивая свои права. И на сегодняшний день мы имеем целый перечень основных прав человека, которые являются основополагающими в законодательстве любой страны. Республика Беларусь не является исключением. Права человека в нашей стране составляют особую ценность, они закреплены в Конституции и охраняются законом.

     Одним из таких прав является право на труд. И я считаю это право очень  важным для человека, так как вся  его жизнь основана на труде: будь то труд на предприятии или домашний труд, даже помощь близким и то является в какой-то мере трудом. Человек имея право на труд, имеет и право на защиту его интересов в этой области. Эту ношу берёт на себя государство.

     И сегодня эта тема остаётся актуальной и открытой для исследования. Моя работа – это ещё один шаг в понимании данного вопроса. И её целью является раскрытие основной сущности права на труд, т.е. в чём оно заключается, как осуществляется, как охраняется и кем. Поставленная цель обусловила необходимость решения нескольких задач: во-первых, дать общую характеристику; во-вторых, понять механизмы реализации и защиты данного права; в-третьих, рассмотреть и проанализировать нормативно-правовые акты в которых закреплёно право на труд; в-четвёртых, раскрыть основные аспекты охраны труда, в-пятых, подвести итог и сформулировать основные выводы.

     Объектом  курсовой работы являются правоотношения в области труда, а предметом  – непосредственно право на труд.

      Значительная  теоретическая база и аналитическая  часть исследования, использование  мной широкого круга источников монографического, периодического, а также специального характера, подробный анализ различных существующих в литературе точек зрения, точность воспроизведения тех или иных взглядов и их осмысление придают работе полноту, а сделанным выводам – обоснованность, достоверность и взвешенность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПРАВО НА ТРУД КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 

    1. Права человека
 

     Права человека — важнейший институт конституционного права. Особое развитие в сфере как  внутригосударственного, так и международного права он получил во второй половине ХХ в., что явилось одним из наиболее значимых итогов правового развития человечества. Являясь показателем  соответствия политической и правовой системы государства современным  международным стандартам, он призван  обеспечить достойную и безопасную жизнь личности, возможность ее свободной  жизнедеятельности в сложных  условиях современного общества.

     Нормы, гарантирующие права человека, признанные международным правом в качестве исходных, в национальном законодательстве относятся, прежде всего, к конституционному уровню, поэтому предметом нашего анализа в первую очередь является Конституция 1994 г. (с изменениями  и дополнениями).

     Принятию  Конституции Республики Беларусь 1994 г. предшествовали обновление общественного  строя, начало перехода экономики на рыночную систему, допущение разнообразных  форм собственности, развитие плюрализма, непосредственная реализация власти народом, расширение безопасности и сотрудничества с мировым сообществом; в науке  — переход от марксистской концепции  к общечеловеческой концепции прав человека.

     Конституция 1994 г. — принципиально новый документ, в котором закрепляется гуманная ориентация развития нашего общества. Приоритет отдается личности и общечеловеческим ценностям. Эта черта качественно  отличает новую концепцию прав человека, отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов над интересами личности.

     Обоснованием  такого подхода являлось положение, что государство призвано выражать общественные и личные интересы. Считалось, что у личности, как и общества в целом, не может быть политических интересов, противоречащих государственным, олицетворяемым в политике КПСС, поскольку "воля партии — это воля народа". Если же такие интересы формировались, то, в зависимости от формы их выражения, они либо игнорировались, либо вызывали соответствующую реакцию  власти вплоть до принятия репрессивных мер со стороны государства.

     Право на жизнь — одно из основных неотчуждаемых  прав человека, принадлежащих каждому  от рождения. Оно закреплено важнейшими международными документами о правах человека. Это право является стержневым в том смысле, что многие другие конституционные права, как, например, право на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, на личную неприкосновенность, право на труд, имеют своей конечной целью обеспечение реализации права  на жизнь [12].

     Впервые в бывшем Советском Союзе и  БССР право на труд было закреплено в Конституции СССР 1936 г. и Конституции  БССР 1937г.

     Содержание  этого права раскрывалось как  гарантии на получение работы с оплатой  труда в соответствии с его  количеством и качеством. В Конституции БССР 1978 г. было добавлено право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей (ст. 38) [6].

     В Конституции Республики Беларусь право  на труд нашло совершенно новую интерпретацию. Статья 41 гарантирует гражданам  республики право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения  человека, т. е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровье и безопасные условия труда.

     Государство создает условия для полной занятости  населения. В случае незанятости  лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым  специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице  в соответствии с Законом.

     Лица, работающие по найму, имеют право  на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже установленного государством минимального размера.

     Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 42).

     Важной  гарантией права на труд является обеспечение гражданину реального  отдыха, способствующего восстановлению его сил и работоспособности. В соответствии с Конституцией право  на отдых для работающих по найму  обеспечивается установлением рабочей  недели, не превышающей 40 часов, сокращенной  продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных  оплачиваемых отпусков, дней еженедельного  отдыха (ст. 43).

     Новое содержание Конституции объективно обусловлено изменением роли государства, переставшего быть единственным собственником  всех средств производства, не могущим  вследствие этого быть, как раньше, и единственным работодателем, гарантом, обеспечивающим получение каждым гарантированной  работы.

     Гарантии  устанавливаются и для всех иных прав и свобод граждан, закрепленных в настоящей Конституции. К ним  относятся экономические, политические, социальные, организационные, правовые, педагогические, воспитательные и внешнеэкономические  гарантии. В научной литературе обычно называются экономические, политические и идеологические гарантии прав личности. Иногда выделяют и другие виды общих  гарантий, в частности общественные, социальные и духовные [8]. 
 
 

1.2 Право на труд несовершеннолетних 

     Право на труд имеет величайшее значение как основное субъективное право  гражданина. Именно в таком качестве оно провозглашено и закреплено в Конституции Республики Беларусь. Являясь основным элементом правового  статуса гражданина, право на труд определяет и его правовое положение. Необходимой предпосылкой обладания  правом на труд является правоспособность и дееспособность гражданина.

     Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее  — ГК), а также законодательство о труде признают граждан субъектами права на труд не с момента появления  у них фактической способности  к труду, т.е. рабочей силы, а тогда, когда они становятся способными к систематическому, регламентированному  нормами права труду у нанимателя.

     Прежде  всего следует остановиться на вопросах правоспособности и дееспособности несовершеннолетних как особой категории  работников. В соответствии со ст. 26 ГК несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

     Объявление  несовершеннолетнего полностью  дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и  попечительства с согласия обоих  родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия — по решению суда.

     Некоторые отличия по сравнению с нормами  Гражданского кодекса содержит Трудовой кодекс Республики Беларусь. Так, трудовые правоспособность и дееспособность по Трудовому кодексу (далее – ТК) наступают одновременно. Согласно ст. 21 ТК заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. Следовательно, с указанного возраста граждане вправе и обязаны выполнять трудовые обязанности, нести материальную и дисциплинарную ответственность.

     Норма указанного закона предусматривает, что  с письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) трудовой договор может быть заключен с  лицом, достигшим 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда  здоровью и не нарушающего процесс  обучения. Какие же условия должен создать наниматель при заключении трудового договора с лицом, достигшим  четырнадцати лет?

     Прежде  всего, предоставляемая работа не должна быть вредной для здоровья и развития подростка, не должна наносить ущерба посещаемости общеобразовательной  школы (ст. 272 ТК).

Информация о работе Право на труд