Право на труд

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является правоотношения в области труда, предметом – право на труд.
Цель работы раскрыть основную сущность права на труд.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 4

ГЛАВА 1. ПРАВО НА ТРУД КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………… 6

1.1 Права человека………………………………………………….. 6

1.2. Право на труд несовершеннолетних…………………………. 9

ГЛАВА 2. ТРУДОВОЕ ПРАВО В КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….. 12

2.1. Гарантии прав и свобод граждан…………………………….. 14

2.1.1. Организационно-правовые средства охраны труда.. 15

2.1.2. Вознаграждение за труд………………………………… 20

ГЛАВА 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТРУДЕ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………….. 23

ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА………………………………… 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 31

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….. 32

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 54.85 Кб (Скачать)

     Статья 43 Конституции Республики Беларусь закрепляет право трудящихся на отдых. Для работающих по найму это право  обеспечивается установлением рабочей  недели, не превышающей 40 часов, сокращенной  продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных  оплачиваемых отпусков и дней еженедельного  отдыха. Трудовое право, являясь инструментом преобразования общественных отношений, содержит ряд норм, с которыми эти  отношения должны быть приведены  в соответствие, несмотря на действие препятствующих факторов. Таковыми, например, являются сегодня нормы законодательства о рабочем времени и времени отдыха, повсеместному и неуклонному соблюдению которых противодействуют явления объективного характера: излишек рабочей силы, недостатки в организации производства, нарушения хозяйственных связей, устаревшее законодательство. Методом принуждения, проводником которого выступают органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, нельзя добиться выполнения тех норм права, которые не отвечают реалиям жизни. Из сказанного можно сделать вывод о необходимости установления более тесных связей между законодателем и органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Хотя на эти органы не может быть возложена функция систематической оценки эффективности действия норм трудового права, они все же располагают наиболее полной и достоверной информацией о тех нарушениях трудового законодательства, которые чаще всего встречаются на практике. Информация о таких нарушениях должна оперативно доводиться до высших органов власти и управления для принятия необходимых мер. Это может быть отмена или изменение отдельных норм, а в надлежащих случаях - напротив, их подкрепление дополнительными правовыми гарантиями, увеличение санкций, усиление надзора и контроля за их применением путем увеличения численности или расширения полномочий соответствующих органов. 
 
 

2.1.2 Вознаграждение за труд 

     Статья 42 Конституции Республики Беларусь определяет право работника на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и  общественным значением, но не ниже установленного государством минимального размера. Здесь  же закреплено право женщин и мужчин, взрослых и несовершеннолетних на равное вознаграждение за труд равной ценности. Важным средством повышения эффективности  общественного производства, совершенствования  его организации является стимулирование высокопроизводительного труда, что  обусловливает необходимость совершенствовать законодательство о заработной плате  работающих путем устранения пробелов, замены норм, которые не соответствуют  современному уровню развития экономики, новым рыночным отношениям. Это касается отношений, связанных с премированием  за экономию трудовых и материальных ресурсов, совмещением профессий  и должностей, совместительством, исчислением  среднего заработка, оплатой труда, выполняемого в ночное время или  во вредных для здоровья условиях, оплатой брака и простоя не по вине работника. Повышению эффективности  труда, его производительности, улучшению  качества выполняемой работы способствует расширение выплаты надбавок к заработной плате. В этой связи есть необходимость  в нормативном порядке уточнить правовую природу таких выплат, отграничить их от надбавок, установленных для достижения других целей, определить порядок выплаты. Было бы целесообразно разработать специальный нормативный акт, предусматривающий порядок выплаты надбавок (доплат) к тарифным ставкам и окладам работающим (рабочим, инженерно-техническим работникам, служащим) за профессиональное мастерство и высокую квалификацию.

     Основное  направление совершенствования  законодательства о материальном поощрении  работающих связано с необходимостью наиболее полно учитывать конкретный вклад каждого трудового коллектива и отдельного работника в достигнутые  результаты. Большее внимание необходимо уделять стимулированию достижения высоких конечных результатов с  наименьшими затратами. В условиях новых экономических отношений  возрастает значимость экономии ресурсов всех видов, в том числе и экономии труда.

     Для решения этой проблемы важно развивать  и стимулировать движение за расширение зон обслуживания в государственном  секторе, совмещение профессий, освоение новых сложных профессий и  специальностей. Это обусловливает  необходимость поощрять совмещение профессий и должностей, совместительство, выполнение обязанностей временно отсутствующих  работников, сокращение численности  персонала при увеличении производственных показателей. Следует разработать  и принять специальные нормативные  акты, позволяющие устранить множественность  правовых предписаний, ликвидировать  несоответствие правовых решений экономическим  потребностям, обеспечить надлежащую охрану труда совместителей, преодолеть имеющиеся в законодательстве противоречия и пробелы.

     На  современном этапе экономической  реформы и перехода к рыночным отношениям важно реализовать все  направления перестройки: формировать  правовое государство, изменять политическую систему, развивать демократию, охранять право и законные интересы граждан, укреплять суверенитет республики [9]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТРУДЕ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 

     Законодательство  о труде Республики Беларусь регулирует трудовые отношения (волевые общественные отношения, связанные с реализацией  индивидами своих способностей к  труду).

     Кроме трудовых отношений предметом законодательства о труде  выступают иные общественные отношения, связанные с профессиональной подготовкой работников на производстве, деятельностью профсоюзов и объединений  нанимателей, ведением коллективных переговоров, взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями, обеспечением занятости населения, контролем и надзором за соблюдением  законодательства о труде, государственным  социальным страхованием, рассмотрением  трудовых споров.

     Целями  законодательства о труде являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и  нанимателей.

     Источниками законодательства о труде Республики Беларусь являются:

     - Конституция Республики Беларусь. Гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (статья 41), а лицам, работающим по найму, справедливую долю вознаграждения  (статья 42);

     - Трудовой кодекс Республики Беларусь. Является кодифицированным нормативным правовым актом, регулирующим сферу трудовых и связанных с ними отношений. Задачами Трудового кодекса Республики Беларусь являются: регулирование трудовых и связанных с ними отношений; развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления; установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей;

     - Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 года «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы». Определяет правовую основу установления и порядка повышения размера минимальной заработной платы, как гарантированного минимального социального стандарта в области оплаты труда;

     - Закон Республики Беларусь 17 июня 1998 года «О внешней трудовой миграции». Устанавливает порядок выезда граждан Республики Беларусь для трудоустройства за границу, привлечения иностранной рабочей силы в Республику Беларусь и определяет правовые нормы защиты трудящихся-мигрантов.

     Правовую  основу регламентации отношений, возникающих  в сфере занятости, составляет ст. 41 Конституции, закрепляющая обязанность  государства по созданию условий  для полной занятости населения  и гарантирующая содействие лицам, не занятым по независящим от них  причинам.

     К отношениям в сфере занятости  применимы нормы международно-правовой регламентации. К примеру, в ст. 7 Международного пакта об экономических  социальных и культурных правах, в  ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на труд, предполагающее обеспечение членов общества работой. К отношениям в области занятости  могут быть применены и следующие  конвенции МОТ: Конвенция № 122 о  политике в области занятости и трудоустройства, Конвенция № 111 о дискриминации в области труда и занятий, Конвенция № 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов, Конвенция № 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, Конвенция № 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала [1].

     Специальным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в области занятости  и трудоустройства, является Закон  Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон) с последующими изменениями и дополнениями. Закон  направлен на обеспечение правовых, экономических и организационных  основ государственной политики в области содействия занятости  населения, гарантий государства по реализации конституционных прав граждан  Республики Беларусь на труд и социальную защиту от безработицы.

     Закон содержит ряд норм, направленных на повышение мотивации безработных  к трудоустройству, возможность  снятия с учета безработных в  случаях неявки более трех месяцев  в органы государственной службы занятости населения, попытки получения  либо получения пособия по безработице  обманным путем, за отказ от двух предложений  подходящей работы или от двух предложений  прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов государственной  службы занятости населения.

     Дальнейшее  совершенствование законодательства в сфере содействия занятости  населения будет направлено на повышение  эффективности использования трудовых ресурсов, реализацию активных мер  по обеспечению занятости населения  и удержание уровня регистрируемой безработицы в социально допустимых пределах. 

ГЛАВА 4. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА 

     Конституция Республики Беларусь от 24.11.1996 г. в качестве одного из основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 45).

     Естественным  производным из этого является и  право работника на здоровые и безопасные условия труда, которые также в качестве отдельных принципов и в форме субъективного права закреплены в статьях Конституции, право на труд (ст.41), на отдых (ст.43), на обеспечение в старости и в случае болезни (ст.47) [5].

     Охрана  труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально- экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно- профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

     Выраженные  в правовой форме и в первую, очередь закрепленные в трудовом законодательстве, все эти нормы образуют, важнейший правовой институт особенной части трудового права, хотя, конечно, нельзя при этом не учитывать, что под охраной труда в широком смысле слова следует понимать все трудовое право, поскольку все его нормы направлены на защиту интересов всех работающих.

     В узком смысле слова под охраной  труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.

     Он  включает следующие группы норм:

     1. правила по технике безопасности  и производственной санитарии;

     2. специальные нормы охраны труда  лиц, работающих в тяжелых,  вредных и опасных производственных  условиях;

     3. нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с  пониженной трудоспособностью;

     4. нормы, регулирующие деятельность  органов государственного надзора  и общественного контроля, а также  устанавливающие ответственность  за нарушения законодательства  об охране труда;

     5. нормы, регулирующие планирование  и организацию работы по охране  труда.

     Эти нормы, объединенные одной целью, могут  приниматься как на локальном уровне, так и в централизованном порядке.

     Так, первые четыре группы должны приниматься в централизованном порядке, чтобы установить единые стандарты вредности, тяжести и других неблагоприятных условий в обществе и возможности их устранения и нейтрализации, так же как и нормы, регулирующие деятельность органов надзора - единых органов в рамках государства. Однако третья устанавливает в централизованном порядке лишь минимум гарантий, которые могут быть повышены в локальных актах при условии финансовых возможностей предприятий.

     Нормы же, регулирующие планирование и организацию  работы по охране труда, наоборот, в большинстве случаев имеют локальный характер, содержатся в коллективных договорах и соглашениях.

     Особый  характер имеют нормы, устанавливающие  ответственность за нарушение правил охраны труда. В отличие от всех других, составляющих рассматриваемый институт охраны труда, они также входят и в институты других отраслей права, ибо санкции, предусмотренные за соответствующие правонарушения, содержатся не только в трудовом, но и в административном и даже в уголовном отраслях права.

     С учетом содержания норм всего этого  института, а также формы источников нормативные акты по охране труда включают:

Информация о работе Право на труд