Право на забастовку

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:27, реферат

Описание работы

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Международной Организацией Труда право на забастовку рассматривается как часть права на коллективные переговоры, а в совокупности с ним как часть права на объединение.

Содержание

1. Понятие забастовки
2. Динамика забастовочного движения за рубежом и в РФ
3. Процедура объявления забастовки
4. Органы, возглавляющие забастовку: состав, задача, права и обязанности
5. Ход забастовки: цель, права и обязанности работников, работодателей, гарантии для участников, компенсационные выплаты, минимум необходимы работ (кем и для чего устанавливается, содержание)
6. Незаконные забастовки: порядок признания забастовки незаконной
7. Ответственность участников забастовки

Работа содержит 1 файл

Право на забастовку.docx

— 54.49 Кб (Скачать)

В последующие годы о рабочем  движении почти забыли - немногие всплески протестной активности рабочих происходили, скорее, вопреки общей тенденции. В 2006 - 2008 гг. статистика регистрирует уже  не сотни и даже не десятки, а единичные  случаи забастовок, хотя они выглядят довольно мощными по охвату и длительности. Если в предыдущие 10 лет количество бастующих на одно предприятие не превышало в среднем 50 человек, то в 2008 г. эта цифра выросла до 475 человек. Количество потерянного рабочего времени, не отработанного участниками забастовок, в среднем на одну организацию достигло 2929 человеко-дней в 2007 г. и 7275 человеко-дней в 2008 г. (максимальное значение этого показателя в предыдущие годы равнялось 1459 человеко-дней).

Отличительные черты забастовок 2005 - 2008 гг. Оживление экономики и  связанные с этим позитивные изменения  на рынке труда вызвали к жизни  конфликты, которые по своему характеру  резко отличались от забастовок прошлых  лет. Бастовали работники не с  самыми низкими зарплатами, трудившиеся  в хороших условиях на успешных предприятиях. Выступления 2005 - 2007 гг., которые не всегда были официально зарегистрированы как  забастовки, вызвали широкий общественный резонанс. Самую большую известность  получили забастовки работников автосборочного предприятия "Ford Motor Co" (2005 - 2008 гг.). В 2006 - 2007 гг. "горячей точкой" стали предприятия Ханты-Мансийского округа (ХМАО), который дает почти 60% всей российский нефти. Осенью 2007 г. практически одновременно бастовали докеры в Туапсе, докеры трех компаний Морского порта Санкт-Петербурга, водители "Почты России". В 2007 - 2008 гг. забастовки прошли на АвтоВАЗе, на заводе "Хайнекен" в Петербурге, бастовали работники локомотивных депо компании "Российские железные дороги", рабочие РУСАЛа, ЕВРАЗХОЛДИНГа и др.

Согласно данным мониторинга, в 2011 году в России состоялось не менее 91 забастовки. Общее количество трудовых протестов достигло 263, что на 28% больше, чем в 2010 году, но на 4% меньше, чем в 2009 году. Однако доля прекращений работы при этом уменьшилась. Не было и радикальных протестов, которые перерастали бы в акции гражданского неповиновения (как в 2010 г. в Междуреченске).

Интенсивность роста числа  протестов в первой трети года была выше, чем во все предыдущие годы наблюдения. Традиционный июньско-июльский пик сместился на сентябрь. А в  июле было зафиксировано небывалое  для этого месяца снижение числа  протестов. Но сентябрь расставил все  по своим местам – было зафиксировано 36 акций! Больше было только в июле кризисного 2009 г. – 38 акций. Фактически в 2011 г. пик  протестов сместился на сентябрь.

По итогам 2011 г. лидером  вновь стал Центральный федеральный  округ, на долю которого пришлась четверть всех трудовых протестов. Следующие за ним Северо-Западный, Сибирский и Дальневосточный (18, 16 и 14% всех протестов соответственно) отстают с отрывом в 7-10%, и этот уровень можно считать средним. Чуть ниже среднего уровня протестность в таких округах, как Приволжский и Уральский (10 и 11% соответственно). Низким следует считать уровень протестности в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах (по 3 % в каждом). Наконец, на уровне одного процента сохранилась конфликтность за рубежом, где российские или зарубежные работники конфликтуют с российскими работодателями.

Что касается забастовок и  других случаев прекращения работы, то здесь лидирует Дальневосточный  округ: каждая пятая российская забастовка была на Дальнем Востоке. По общему количеству протестов этот регион попадает в группу среднего уровня, а вот  по напряженности протестов он в  числе лидеров, опережая Центральный  регион. Превышение доли общего числа  протестов над долей "жестких" протестов в виде стоп-акций наблюдается  только в трех округах (Центральный, Северо-западный и Сибирский). Во всех остальных случаях доля стоп-акций  превышает долю общего числа протестов. 

Главным изменением в отраслевой структуре протестов в 2011 г. стало  значительной уменьшение доли промышленных протестов – 40 % всех трудовых протестов  приходится на промышленность. Как  всегда, самыми протестными являются такие отрасли как машиностроение и пищевая, на долю которых приходится половина всех промышленных протестов. По сравнению с 2010 годом, эта доля протестов в промышленности снизилась  на 8%. Уменьшение числа протестов  там происходит с 2009 г., в том кризисном  году на долю промышленных предприятий  приходилось почти 60% всех выступлений  работников. Другим значимым изменением стало увеличение доли протестов  на транспорте 23%, почти четверть всех выступлений работников. В 2010 году на долю транспорта приходилось 17%, так  что рост вполне очевиден. Главным  образом уровень конфликтности  рос за счет забастовок муниципальных  транспортников, которых в минувшем году было необычайно много.

Нельзя не обратить внимания на небольшое увеличение числа протеста в так называемых бюджетных отраслях – здравоохранение, народное образование, культура. В прошлые годы уровень  протестности оставался минимальным. В 2011 г. на долю этих трех отраслей пришлось целых 20% от общего числа протестов (против 11% в 2010 г.). За год в бюджетных отраслях произошли весьма громкие акцие, такие, например, как летняя голодовка артистов Балашовского театра (Саратовская обл.). Правда, уже не все предприятия, относящиеся к этой сфере в соответствии с формальным классификатором следует считать бюджетными. Например, в 2011 г. состоялись три акции спортсменов, выступающих за профессиональные клубы. В этих случаях, непросто определить, каковы источники финансирования этих организаций. Например, протесты футболистов ФК «Томь», который вроде бы является коммерческой организацией, но немалую часть денег получал из областного бюджета.

 

Историческая  справка

Забастовки имели большое  значение для появления трудового  законодательства во всех странах, в  том числе и в царской России. Трудовое законодательств появилось в результате забастовочной борьбы рабочего класса. Ни один закон о труде ни в царской России, ни в зарубежных странах в конце XIX и начале XX в. не издавался без стачечной борьбы трудящихся. И в настоящее время рабочий класс развитых стран путем стачечной борьбы, забастовок в различных формах (замедленный темп работы, предупредительные - кратковременные, 24- или 28-часовые, ступенчатые - прекращение работы па несколько часов в день или неделю, перемежающие - по очереди останавливается paбoтa каждою цеха, стачек, до объявленного полною прекращения работы и др.) не только вынуждает собственников и правительство идти на социальные реформы, улучшающие определенным образом условия труда, но и борется против антирабочих законов, ущемляющих, отнимающих завоеванные уступки. И право на забастовку закреплялось в законодательстве также под напором рабочего движения.

Регулирование трудовых отношений  на законодательном уровне началось в нашей стране с прошлого века. В истории страны существуют три  главных кодифицированных акта: кодексы  законов о труде 1918, 1922 и 1971 годов. Эти факты свидетельствуют о  том, что трудовое право относится  к самой, или почти самой, молодой  отрасли права в тысячелетней правовой истории. Поэтому в многовековой правовой истории по сравнению с  гражданским, уголовным, конституционным  законодательством, наверное, нужно  несколько иначе оценивать состояние  трудового законодательства.

Но трудовое законодательство, разработанное в период социализма, и, в частности, КЗоТ РСФСР 1971 г., было ориентировано на регулирование  трудовых отношений в государственных  предприятиях, учреждениях, организациях, а также в кооперативах и колхозах, и не могло полно и всесторонне  регулировать сложившиеся отношения.

 Советский Союз в  1974 г. ратифицировал "Международный  пакт об экономических, социальных  и культурных правах" ООН 1966 г., согласно которому принявшие  его государства обязываются  обеспечить право на забастовку  в соответствии с регламентирующим  ее законодательством страны. Но  закон, регламентирующий забастовки, был принят у пас лишь через  15 лет после ратификации указанного  пакта, поскольку до 1989 г. в  стране их не было.

Процедура объявления забастовки

Решение по объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства  или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

Решение об участии работников  данного работодателя  в забастовке, объявленный профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.

Собрание работников данного  работодателя считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников. Конференция  работников данного работодателя считается  правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.

Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые  условия для проведения собрания (конференции) работников  и не имеет  права препятствовать его (ее) проведению.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее  половины работников, присутствующих на собрании конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

В период рассмотрения коллективного  трудового спора примирительной комиссией работниками может  быть однократно проведена часовая  предупредительная забастовка. Проведение предупредительной забастовки допускается  при рассмотрении коллективного  трудового спора на локальном  уровне социального партнерства  после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением  работодателя в письменной форме  не позднее чем за два рабочих дня, а при рассмотрении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.  

При проведении предупредительной  забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с настоящим Кодексом.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса, должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней.

В решении об объявлении забастовки указываются:

перечень  разногласий сторон коллективного  трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

дата  и время начала забастовки, предполагаемое количество участников. При этом забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения  об объявлении забастовки;

наименование  органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или  иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.

Работодатель предупреждает о  предстоящей забастовке соответствующий  государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

В случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового  спора осуществляется в порядке, установленном статьей 401 настоящего Кодекса.

Орган, возглавляющий забастовку

Забастовку возглавляет представительный орган работников.

Орган, возглавляющий забастовку, имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим  интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным  вопросам.

Орган, возглавляющий забастовку, имеет право приостановить забастовку. Для возобновления забастовки не требуется повторное рассмотрение коллективного трудового спора  примирительной комиссией или в  трудовом арбитраже. Работодатель и  соответствующий государственный  орган по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены  в письменной форме о возобновлении  забастовки не позднее чем за два рабочих дня, а о возобновлении забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса, и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Ход проведения  забастовки (цель, права и обязанности работников, работодателей, гарантии для участников, компенсационные выплаты, минимум необходимы работ)

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового  спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур.  
     Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.  
     Перечень минимума необходимых работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством Российской Федерации.  
     Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает и утверждает по согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций профессиональных союзов (объединениями профессиональных союзов) региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.  
     Минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве определяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве не могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями минимума необходимых работ (услуг).  
     В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) в организации (филиале, представительстве) устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.  
     Решение указанного органа, устанавливающее минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве, может быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суд.  
     При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.

Информация о работе Право на забастовку