Правовое регулирование обеспечения занятости и трудоустройства населения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:40, контрольная работа

Описание работы

Трудовой кодекс РФ теперь легально закрепил широкое содержание право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены.

Содержание

1. Понятие охраны труда. Право работника на труд в условиях,
отвечающих требованиям безопасности и гигиены……………………..3
2. Создание здоровых и безопасных условий труда……………………..4
3. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране
труда…………………………………………………………………………7
4. Ответственность за нарушение требований охраны туда…………….11
Список литературы………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Трудовое право..docx

— 28.37 Кб (Скачать)

расследует  в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

рассматривает дела об административных правонарушениях;

информирует правоохранительные органы и органы государственной власти о фактах нарушения трудового законодательства.

К сожалению, многие руководители не вполне четко  представляют себе круг прав и обязанностей государственных инспекторов труда  и государственных инспекторов  по охране труда при проведении проверок соблюдения трудового законодательства на предприятиях.

Представители администрации и руководители предприятий  должны знать, что в соответствии с пп. 9-11 Положения о Федеральной  инспекции труда государственным  инспекторам труда предоставлено  право:

беспрепятственно  в любое время суток при  наличии удостоверения установленного образца посещать предприятия любой  формы собственности в целях  проведения инспекции;

осуществлять  в установленном порядке проверки и расследования причин нарушений  трудового законодательства;

запрашивать и безвозмездно получать от руководителей  и иных должностных лиц организаций, работодателей и их представителей документы, объяснения, информацию, необходимые  для осуществления своих полномочий;

предъявлять работодателям обязательные для  исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав граждан.

Государственные инспекторы по охране труда, кроме того, вправе:

расследовать  несчастные случаи на производстве;

требовать от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений  и недостатков в сооружении, оборудовании или организации труда, когда  имеются основания считать их угрожающими здоровью и безопасности работников;

запрещать производство и использование средств  индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и  веществ при условии уведомления  об этом работодателя;

приостанавливать  работу отдельных производственных подразделений и оборудования при  выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

отстранять  от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам выполнения работ, инструктаж по охране труда.

Главный государственный инспектор труда  РФ и руководители государственных  инспекций, наряду с вышеуказанными правами, имеют право:

приостанавливать  деятельность организаций, в которых  выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни  и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

при наличии заключений государственной  экспертизы условий труда направлять в суды требования о ликвидации организаций  или прекращении деятельности их структурных подразделений.

Для проведения проверок могут быть привлечены внештатные сотрудники государственных  инспекций. Приказом Федеральной инспекции  труда от 27.06.00 № 4 утверждено Положение  о внештатном инспекторе труда, основной обязанностью которого является содействие государственным инспекциям труда  в реализации возложенных на них  задач и полномочий по осуществлению  деятельности в организациях. Его  функции осуществляются на основании  конкретных письменных поручений государственного инспектора труда, за которым он закреплен.

По  результатам проведенной проверки государственным инспектором в  адрес работодателя вносится обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о труде  и охране труда, восстановлении нарушенных прав граждан, привлечении виновных к ответственности. Предписание  должно быть выдано уполномоченным лицом, иметь отметку о вручении и  срок исполнения.

Если  работодатель не согласен с решением должностного лица государственной  инспекции труда, оно может быть обжаловано соответствующему вышестоящему руководителю инспекции и (или) в  судебном порядке. Судебный порядок  обращения предполагает подачу жалобы на действия соответствующего государственного инспектора в суд общей юрисдикции по месту нахождения предприятия.

Государственные инспектора труда несут ответственность  за свои противоправные действия или  бездействие в соответствии с  законодательством.

Работодатели  и руководители предприятий независимо от форм собственности, виновные в нарушении  законодательства о труде и правил по охране труда, невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям  по охране труда могут быть привлечены как к административной, так и  к уголовной ответственности.

Рассматривать дела об административных правонарушениях  и налагать административные взыскания  могут:

руководители  государственных инспекций труда  за нарушения законодательства о  труде и охране труда - штраф в  размере до 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);

государственные инспектора по охране труда - штраф  в размере до 50 МРОТ;

государственные правовые инспектора труда за нарушения  законодательства о труде - штраф  в размере до 50 МРОТ.

Штрафы  должны вноситься на счета учреждений Сбербанка России (ст. 285 КоАП РСФСР), а не приниматься бухгалтерией инспекций  по приходным ордерам.

При возбуждении административных производств  и привлечении к административной ответственности работодателей  и должностных лиц предприятий  необходимо строго руководствоваться  требованиями КоАП РСФСР. Так, в соответствии с требованиями ст. 235, 261 КоАП РСФСР  в протоколе об административном правонарушении и постановлении  инспектора должны быть указаны сведения о личности нарушителя, месте и  времени совершения правонарушения, изложены обстоятельства, установленные  при рассмотрении дела. У нарушителя обязательно должны быть получены объяснения. При вынесении постановления  о наложении административного  взыскания необходимо соблюдать  сроки, предусмотренные ст. 38 КоАП РСФСР: взыскание не может быть наложено позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

Должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться  с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться помощью  адвоката или иного лица, приглашенного  по своему выбору, обжаловать постановление  по делу. Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в присутствии  должностного лица, привлекаемого к  административной ответственности. В  отсутствие правонарушителя дело может  быть рассмотрено лишь, если имеются  данные о своевременном его извещении  о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство  об отложении рассмотрения дела (ст. 247 КоАП РСФСР).

При необходимости Федеральная инспекция  труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры. Правовые средства прокурорского реагирования на нарушения действующего трудового  законодательства со стороны работодателей  и руководителей организаций  определяются в каждом конкретном случае в зависимости от характера выявленных нарушений закона.

Если  по материалам проведенной проверки прокурор обнаружит признаки преступлений, связанных с нарушением трудового  законодательства, то незамедлительно  выносится мотивированное постановление  о возбуждении уголовного дела. Уголовные  дела могут быть возбуждены по таким  составам преступлений, как: нарушение  правил охраны труда, которые влекут причинение по неосторожности тяжкого  или средней тяжести вреда  здоровью человека. В качестве меры наказания предусмотрено наложение  штрафа в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет (ст. 143 УК РФ).

Необоснованный  отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или  женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет наказываются штрафом  в размере от 200 до 500 МРОТ или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо обязательными  работами на срок от 120 до 180 ч (ст. 145 УК РФ).

Невыплата свыше 2 месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных  законом выплат, совершенная руководителем  предприятия, учреждения или организации  независимо от формы собственности  или иной личной заинтересованности согласно, п. 1 ст. 145 УК РФ наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного  за период от 1 до 2 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью  на срок до 5 лет, либо лишением свободы  на срок до 2 лет.

4. Ответственность за нарушение требований охраны туда.

Подчиняться требованиям и нормам охраны труда  обязаны и работодатели, и работники  предприятия. Работодатели обязаны  создать условия труда, которые  соответствуют нормативно-правовым актам, и обеспечивать соблюдение законодательства в сфере охраны труда, а работники  должны соблюдать законодательство и инструкции, принятые на данном предприятии. При нарушении требований безопасности и законодательства об охране труда  предусмотрены следующие виды ответственности:

Дисциплинарная  ответственность наступает в  случае нарушений трудового распорядка, правил и нормативов по охране труда. За нарушение норм охраны труда руководство  может применить следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

Материальная  ответственность работника перед  предприятием возникает, если из-за его  действий предприятию был нанесен  материальный ущерб. Возмещать ущерб  работник может добровольно или  по решению суда, полностью или  частично, в зависимости от его  вины и причин нарушения правил безопасности.

Административная  ответственность может выражаться в наложении штрафов или административном приостановлении деятельности. Лицами, привлекающимися к данному виду ответственности, являются должностные  лица, юридические лица и предприниматели  без образования юридического лица.

Уголовная ответственность за нарушение требований техники безопасности предусмотрена  в случаях злостных нарушений, которые  повлекли за собой или могли повлечь  несчастный случай, травму, профессиональное заболевание и другие тяжелые  последствия. К уголовной ответственности  привлекаются только виновные физические лица (руководители организаций, лица, ответственные за соблюдение техники  безопасности, простые работники).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации // Офиц. докум. d образ.

 


Информация о работе Правовое регулирование обеспечения занятости и трудоустройства населения РФ