Правовое регулирование занятости граждан рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности занятости итрудоустройства населения РФ.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие занятости и трудоустройства населения;
- охарактеризовать права граждан в сфере занятости;
- проанализировать правовой статус безработного;
- рассмотреть размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице;
- определить актуальные проблемы правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3
Глава 1. Общая характеристика занятости и трудоустройства граждан РФ…………………………………………………………………………………4
1.1 Закон «О занятости и трудоустройстве населения»……………….4
1.2 Понятие занятости и трудоустройства в РФ……………………….8
Глава 2. Особенности правового регулирования безработных граждан в РФ...........................................................................................................................13
2.1 Признание граждан безработными и их основные права…………13
2.2 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице………18
Заключение……………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 45.89 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….......3

Глава 1. Общая  характеристика занятости и трудоустройства  граждан РФ…………………………………………………………………………………4

            1.1 Закон «О занятости и трудоустройстве населения»……………….4       

            1.2 Понятие занятости и трудоустройства  в РФ……………………….8

Глава 2. Особенности  правового регулирования безработных  граждан в РФ...........................................................................................................................13

           2.1 Признание граждан безработными  и их основные права…………13

           2.2 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице………18

Заключение……………………………………………………………………..24

Список использованной литературы……………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение

Тема данной курсовой работы – «Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ» .

Актуальна она потому  что:

- во-первых, организационно-правовые формы обеспечения занятости определяются как установленные государством организационные и правовые приёмы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться (или быть охваченными определённой формой занятости) в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определённую работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого;      

- во-вторых, трудоустройство гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и занятости;

- в-третьих, занятость и трудоустройство непосредственно регулируют деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей.

 Целью данной работы является исследование сущности занятости и

трудоустройства населения  РФ.

Задачи курсовой работы:

- раскрыть понятие занятости и трудоустройства населения;

- охарактеризовать права граждан в сфере занятости;

 - проанализировать правовой статус безработного;

 - рассмотреть размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице;

- определить актуальные проблемы правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ.

По структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

4

Глава 1. Общая  характеристика занятости и трудоустройства  граждан РФ.

 

    1.  Закон «О занятости населения в РФ».

Закон  «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991      

№ 1032-1 (ред. от 27.12.2009) 

Состоит из семи глав, тридцати семи статей.

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные  основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе  гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

 Гарантии государства  по реализации прав граждан  Российской Федерации, проживающих  за ее пределами, определяются  международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Закон РФ "О занятости  населения в Российской Федерации" (далее – Закон О занятости) определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую российскому законодательству и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход. Из этого определения можно выделить три существенных признака, совокупность которых позволяет отнести гражданина к категории занятых.

Закон в первой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.

1. Деятельность граждан,  т.е. совершение определенных  активных действий. К примеру,  гражданин осуществляет определенный  комплекс активных действий, выполняя  трудовые функции на основании  заключенного трудового договора.

 

5

Временное отсутствие на работе в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой  производства, вызванной забастовкой  или иными причинами, не прерывает  состояния занятости.

Факт существования в  законодательстве положения, предусматривающего возможность отнесения гражданина к категории занятого в том  случае, когда он не осуществляет какой-либо деятельности (например, граждане, являющиеся учредителями организаций, за исключением  учредителей общественных и иных организаций, которые не имеют имущественных  прав в отношении них), является исключением, подтверждающим общее правило.

2. Занятость – это не просто деятельность, а деятельность, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей.

В осуществлении определенной деятельности гражданин в первую очередь заинтересован сам. Для  нормального развития и существования  гражданину требуются материальные средства, за счет которых он покрывает  возникающие в процессе жизнедеятельности  расходы и удовлетворяет личные потребности.

Потребности человека имеют  определенную структуру. Изначально следуют физиологические потребности (сон, питание и т.д.), которые переходят в материальные (нормальное жилье, одежда и др.) и духовные (обучение, культурное развитие). Для удовлетворения своих потребностей гражданин заинтересован в получении материального дохода.

Более того, поскольку в  РФ провозглашается свобода труда  и свобода выбора вида занятости, определенным образом учитываются  и иные личные потребности при  выборе занятости. К ним могут  быть отнесены: место занятости, специфика  выполняемой деятельности, режим  занятости и другие

6

характеристики (вплоть до состава  трудового коллектива). Во всех случаях, выбирая сферу деятельности, в  которой гражданин предполагает себя реализовать, все эти параметры, формирующие личную потребность, в  той или иной степени учитываются  им. В любом случае конечный выбор  вида занятости всегда определяется гражданином.

Вместе с тем законодательством  устанавливаются определенные формы, в рамках которых гражданин может  реализовать свои способности. Поэтому, осуществляя деятельность в той  или иной сфере, гражданин объективно удовлетворяет и общественные потребности. Так, осуществляя трудовую деятельность в рамках заключенного трудового  договора, работник удовлетворяет общественную потребность в производстве продукции, оказании услуг. Это важно для  государства, поскольку благосостояние общества непосредственно зависит  от количества произведенного валового национального продукта. Высокая  эффективность работника при  выполнении им своих трудовых обязанностей ведет к повышению количества выпускаемой предприятием продукции. При этом, реализуя произведенную  продукцию, предприятие получает прибыль, с которой уплачиваются налоги в  государственный бюджет. Таким образом, общество косвенно заинтересовано в  эффективном выполнении работником своих трудовых обязанностей.

3. Занятостью считается деятельность, не противоречащая законодательству РФ. Это положение вытекает из ч.2 ст.15 Конституции РФ, где говорится, что граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В данной характеристике понятия занятости четко прослеживается общеправовой принцип законности. Таким образом, занятыми могут быть признаны лишь лица, осуществляющие свою деятельность в тех сферах, которые определены законодателем, и в рамках, установленных законом. Следует отметить, что в некоторых случаях важным представляется как сама

7

сфера занятости, так и  статус субъекта, осуществляющего деятельность в данной сфере.

4. Еще одним признаком понятия занятости является заработок, трудовой доход, полученный гражданином в процессе осуществления деятельности, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащей законодательству РФ. В данном определении термин "заработок" означает вознаграждение за личный труд, которое получают работающие по трудовому договору, а термин "трудовой доход" используется как синоним вознаграждения за личный труд в процессе предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности, как члена кооператива и т. д.

Формулировка данного  положения в Законе позволяет  сделать вывод о том, что данный признак понятия занятости не является обязательным. Законодатель тем самым предоставляет возможность  признать гражданина занятым и в  случае отсутствия у него заработка (трудового дохода). Так, гражданин, осуществляющий предпринимательскую  деятельность, будет считаться занятым  вне зависимости от того, приносит его деятельность прибыль или  нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

1.2 Понятие занятости и трудоустройства в РФ.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с  удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями  к производительному, творческому  труду. Принуждение к труду в  какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Как видно  из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между  тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или  прямо ему противоречащая, может  быть охарактеризована как занятость  незаконная или нелегальная.

Незанятость граждан не может  служить основанием для привлечения  их к административной и иной ответственности. К числу занятых действующее  законодательство (ст. 2 Закона о занятости) относит следующих граждан:

а) работающих по трудовому  договору (контракту), в том числе  выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного  рабочего времени, а также имеющих  иную оплачиваемую работу (службу), включая  сезонные, временные работы;

б) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

в) занятых в подсобных  промыслах и реализующих продукцию  по договорам;

г) выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор  подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

д) избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;

е) проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

9

ж) проходящих очный курс обучения в общеобразовательных  учреждениях,

учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;

з) временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением

квалификации, приостановкой  производства, вызванной забастовкой  или иными причинами.

и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением  учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных  прав в отношении этих организаций.

Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в  сфере занятости, важнейшим следует  признать их право на выбор места  работы. Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения  к работодателю – организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому  лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается  трудовой договор. Наряду с этим право  на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного  посредничества органов службы занятости  или с помощью других организаций  по содействию в трудоустройстве  населения (п. 1 ст. 8 Закон о занятости).

При этом важно подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право  на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах  службы занятости в целях выбора

 

10

профессии и возможности  профессионального обучения. Граждане имеют также право на бесплатную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

Если учесть возможность  свободного выезда наших граждан  и благоприятные условия найма  и оплаты труда за границей, то можно  предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой  программой содействия занятости населения  РФ, которая предусматривает совершенствование  правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью  осуществления трудовой деятельности.

Информация о работе Правовое регулирование занятости граждан рф