Правовое регулирование занятости граждан рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование сущности занятости итрудоустройства населения РФ.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие занятости и трудоустройства населения;
- охарактеризовать права граждан в сфере занятости;
- проанализировать правовой статус безработного;
- рассмотреть размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице;
- определить актуальные проблемы правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3
Глава 1. Общая характеристика занятости и трудоустройства граждан РФ…………………………………………………………………………………4
1.1 Закон «О занятости и трудоустройстве населения»……………….4
1.2 Понятие занятости и трудоустройства в РФ……………………….8
Глава 2. Особенности правового регулирования безработных граждан в РФ...........................................................................................................................13
2.1 Признание граждан безработными и их основные права…………13
2.2 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице………18
Заключение……………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 45.89 Кб (Скачать)

Пособие по безработице выплачивается  ежемесячно при условии прохождения  перерегистрации не более двух раз  в месяц.

Статья 30 Закона о занятости устанавливает порядок определения размеров пособия по безработице. Так, по общему правилу размер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, а в отдельных случаях (для впервые ищущих работу, более года не работавших, уволенных по собственному желанию без уважительных причин, уволенных за нарушение дисциплины) размер пособия устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым  основаниям (за исключением указанных  в статье 34 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня  или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем, и признанным в установленном порядке безработными, начисляется: в первом (12-месячном) периоде выплаты:

 

19

-в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного  заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три  месяца по последнему месту  работы (службы);

-в следующие четыре  месяца - в размере 60 процентов;

-в дальнейшем - в размере  45 процентов, но во всех случаях  не выше максимальной величины  пособия по безработице и не  ниже минимальной величины пособия  по безработице, увеличенных на  размер районного коэффициента;

-во втором (12-месячном) периоде  выплаты - в размере минимальной  величины пособия по безработице,  увеличенной на размер районного  коэффициента.

Размеры минимальной и  максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации. (п.2 ст. 33 Закона о занятости населения).

Статья 34 Закона о занятости устанавливает размеры пособия отдельным категориям безработных граждан. Пособие по безработице гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, начисляется:

-в первом (6-месячном) периоде  выплаты - в размере минимальной  величины пособия по безработице,  увеличенной на размер районного  коэффициента;

-во втором (6-месячном) периоде  выплаты - в размере минимальной  величины пособия по безработице,  увеличенной на размер районного  коэффициента.

20

Продолжительность выплаты  пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может  превышать 12 месяцев в суммарном  исчислении в течение 18 календарных  месяцев, за исключением случаев, предусмотренных  Законом о занятости населения. При этом продолжительность выплаты  пособия не может превышать 24 календарных  месяца в течение 36 календарных месяцев.

Для граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более  одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и  другие виновные действия, предусмотренные  законодательством РФ, а также  граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных  за виновные действия, продолжительность  выплаты пособия по безработице  в каждом периоде безработицы  не может превышать шести месяцев  в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия указанных категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Гражданам, не достигшим  возраста 60 лет для мужчин и 55 лет  для женщин и имеющим страховой  стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, продолжительность периода выплаты  пособия по безработице увеличивается  сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой  стаж указанной продолжительности.

В п. 2 ст. 35 Закона РФ «О занятости  населения в Российской Федерации» перечислены случаи прекращения  выплаты пособия по безработице  с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного. К их числу относятся:

1) признание гражданина  занятым;

21

2) прохождение гражданином  профессиональной подготовки, повышения  квалификации или переподготовки  по направлению органов службы  занятости с выплатой стипендии;

3) длительная (более месяца) неявка безработного в органы  службы 

занятости без уважительных причин;

4) переезд безработного  в другую местность;

5) получение пособия по  безработице обманным путем;

6) осуждение лица, получающего  пособие по безработице, к наказанию  в виде лишения свободы;

7) назначение в соответствии  с пенсионным законодательством  Российской Федерации пенсии  по старости (по возрасту), за выслугу  лет;

8) отказа от посредничества  органов службы занятости;

9) смерти безработного.

При наличии перечисленных  оснований органы службы занятости  обязаны прекратить выплату пособия  по безработице. Решение о прекращении  выплаты пособия по безработице  должно быть законным и обоснованным. Обязанность доказать законность и  обоснованность решения о прекращении  выплаты пособия по безработице  лежит на представителях органа службы занятости, принявшего такое решение. Обратим внимание на то, что гражданин  не может быть лишен права на получение  пособия по безработице по формальным соображениям.

Выплата пособия по безработице  может быть приостановлена. Решение  о приостановке выплаты пособия  по безработице на срок до трех месяцев  принимается органами службы занятости  с обязательным уведомлением безработного в случаях:

-отказа в период безработицы  от двух вариантов подходящей  работы;

-увольнения с последнего  места работы (службы) за нарушение  трудовой 

дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные 

 

22

законодательством РФ, а  также отчисления гражданина, направленного  на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

-отказа по истечении  трехмесячного периода безработицы  от участия в оплачиваемых  общественных работах или от  направления на обучение 

органами службы занятости  граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более  одного года) перерыва, уволившихся  по собственному желанию без уважительных причин более одного раза в течение  одного года, предшествовавшего началу безработицы;

-явки безработного на  перерегистрацию в состоянии  опьянения, вызванном употреблением  алкоголя, наркотических веществ  и других одурманивающих веществ;

-нарушения безработным  условий и сроков его перерегистрации;

-самовольного прекращения  гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Законодательством установлены  случаи, когда выплата пособия  по безработице не производится. К  ним относятся:

-отпуск по беременности  и родам;

-выезд безработного с  места постоянного жительства  в связи с обучением в вечерних  и заочных учреждениях профессионального  образования;

-призыв на военные  сборы, привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к  военной службе, с исполнением  государственных обязанностей.

Названные периоды продлевают срок выплаты пособия по безработице. При нарушении сроков выплаты пособия по безработице не по вине гражданина он вправе требовать начисления установленных законодательством процентов за время задержки пособия. Поскольку пособие по безработице по своей правовой природе призвано

23

компенсировать утраченный гражданином заработок в качестве меры ответственности за нарушение  сроков выплаты пособия по безработице, применимы санкции, установленные  в ст. 236 ТК РФ за задержку заработной платы. В данном случае применим принцип  аналогии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Заключение

Подводя итог выполненной  курсовой работы, в первую очередь следует обобщить весь изложенный и изученный материал. Рассмотрев основные правовые аспекты, законодательство РФ и международные нормы труда, а так же теоретическую базу и труды ученых и деятелей анализирующих проблемы занятости, целесообразно обозначить проблемы, сложившиеся в политике занятости. К таковым относятся: существующие разногласия и несоответствия Закона о Занятости и Трудового Кодекса, и само неисполнение, несоблюдение норм закона в обычной жизни. К тому же низкие пособия по безработице даже не обеспечивают прожиточный минимум граждан, что приводит их в группу риска, вызывая потребность в социальной защите. Стоит также отметить, что основные положения о политике занятости развернуты и конкретизированы в актах МОТ, в Конвенциях и Рекомендациях, большинство и важную часть которых Российская Федерация не приняла и не ратифицировала.

Действующие тенденции социальной стратификации российского общества, наличие в нем бедных и малообеспеченных слоев населения с низким среднедушевым  доходом во многом обусловлены существующими  деформациями в сфере занятости, расширением потенциала бедности за счет безработных, и «работающих» бедных, занятых на финансово неблагополучных  предприятиях и в бюджетных организациях. Политика занятости как важнейшая  составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий  для более полного использования  потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействующих обеднению  населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение  личности в конкурентной рыночной среде. С учетом сказанного важнейшим приоритетом  государственной социальной политики должно стать активное

25

содействие обеспечению  эффективной занятости, преодолению неоправданно заниженной цены труда. В государственной политике занятости также необходимо уделять внимание расширению занятости в негосударственном секторе и созданию для него благоприятных условий для привлечения инвестиций и аккумуляции средств. Необходимо обеспечивать соответствующий уровень образования, полноценной профподготовки и переобучения, охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами РФ. При этом немало важно сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий.

Особую остроту приобрела  проблема нехватки высоко -квалифицированных работников. Центр занятости, существующей за счет налогоплательщиков, не в состоянии удовлетворить потребности фирм в специалистах.

Итак, проблема разработки действенной  политики занятости остро стоит  перед правительством РФ. Действующая  в настоящее время политика занятости  далека от совершенства и не дает желаемых результатов. Всестороннее изучение и  умелое применение опыта борьбы с  безработицей во многих странах мира, будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации. Содействие занятости может проходить через реструктуризацию и возрождение предприятий, улучшение информационного обеспечения в области социально-трудовых отношений. В целом, на сегодняшний день, уже наблюдается тенденция по активизации мер и выходу из сложившегося положения.

 

 

 

26

Список используемой литературы

1.Трудовой Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197 - ФЗ.- По состоянию на 25.11.2009г. №267

2.Закон «О занятости населения в Российской Федерации»: 12.01.1991 №1032-1.- По состоянию на 27.12.2009

3.Буянов М.О. Трудовое право в вопросах и ответах: Учебное пособие/ М.О. Буянов.- М: из-во Проспект, 2005.-176С

4.Смирнов О.В. Трудовое право: Учебник / О.В.Смирнов – Москва: из-во «Проспект», 2007.-528С.

5. Низова Л.М. Правовое регулирование занятости населения/ Л.М. Низова Трудовое право.-2008.-№1.-С.40-41

 6. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р. Трудовое право: Учебное пособие / В.С. Бердычевский – Ростов н/Д: из-во Феникс, 2002.-512С.

7. Петров А. Занятость и трудоустройство- комплексный институт российского права и некоторые новации в его регулировании. Вопросы трудового права. 2006. №11

8. Сабченко О.В. Некоторые проблемы занятости в рамках социальной функции трудового права. //Право и государства. Теория и практика. 2005. №9

9. Петров А. Занятость и трудоустройство- комплексный институт российского права и некоторые новации в его регулировании. Вопросы трудового права. 2006. №11

Информация о работе Правовое регулирование занятости граждан рф