Правовое регулирование оплаты труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:43, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие оплаты труда и заработной платы
2. Установление и системы заработной платы
3. Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда
4. Правовая охрана заработной платы

Работа содержит 1 файл

трудовое право.doc

— 157.00 Кб (Скачать)


Правовое регулирование оплаты труда

 

План

1. Понятие оплаты труда и заработной платы

2. Установление и системы заработной платы

3. Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда

4. Правовая охрана заработной платы

 

1. Понятие оплаты труда и заработной платы

 

Конституция РФ в качестве одного из основных прав и свобод человека и гражданина закрепила право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Механизм реализации этого конституционного права закреплен в ТК РФ посредством формулирования основных понятий и определений оплаты труда.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда) работника представляет собой совокупность следующих денежных выплат:

1) вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

2) компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);

3) стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Оплата труда может производиться в различных формах: денежной, натуральной, смешанной. Ст. 131 ТК РФ предусматривает, что выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте РФ (в рублях).

В соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам РФ. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от общей суммы заработной платы. При этом выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ не допускается.

Закрепляя право на оплату труда, государство устанавливает и определенные гарантии для реализации этого права. В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

1) величина МРОТ в РФ;

2) величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в РФ;

3) меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

4) ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

5) ограничение оплаты труда в натуральной форме;

6) обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

7) государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

8) ответственность работодателей за нарушение требований, установленных ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями.

9) сроки и очередность выплаты заработной платы.

Минимальная заработная плата (МРОТ) - устанавливаемый ФЗ размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Важным дополнением ст. 133 ТК РФ, внесенным ФЗ О внесении изменений и дополнений в ТК РФ, является обеспечение МРОТ от размера соответствующего бюджета. Так МРОТ, установленный ФЗ обеспечивается:

1) организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета;

2) организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

3) организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов;

4) другими работодателями - за счет собственных средств.

МРОТ носит гарантийный характер, поскольку выступает в качестве социального стандарта и устанавливается одновременно на всей территории РФ ФЗ.

В ст. 133 ТК РФ закреплено, что заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Она определяется по основным социально-демографическим группам населения в целом по России и ее субъектам Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата об уровне цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также расходов по обязательным платежам и сборам. Потребительская корзина и величина прожиточного минимума рассчитываются для трех основных социально-демографических групп населения: трудоспособных граждан, пенсионеров, детей. В основу минимального размера заработной платы кладется величина прожиточного минимума, установленного для трудоспособных граждан.

Право на получение МРОТ возникает у работника лишь в том случае, если он полностью отработал норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности). Данное право сохраняется у работника и в том случае, если норма рабочего времени и норма труда не выполнены работником не по его вине.

В МРОТ не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты. Все перечисленные дополнительные выплаты должны начисляться на сумму не менее установленного минимального размера оплаты труда.

МРОТ следует отличать от минимальных тарифных ставок, должностных окладов, устанавливаемых в коллективных договорах, тарифных соглашениях (отраслевых, межотраслевых, республиканских). Они всегда выше минимального размера оплаты труда, определенного федеральным законом. Однако минимальные тарифные ставки, должностные оклады имеют более узкую сферу распространения, касаясь работников либо одной отрасли, либо одной профессии, либо одной организации.

В настоящее время размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже МРОТ.

МРОТ периодически пересматривается с учетом роста стоимости жизни, изменения минимального потребительского бюджета и социально-экономического положения России. С 1 мая 2006 г. МРОТ на всей территории России установлен в сумме 1100 рублей в месяц. Динамику такого изменения можно проследить на таблице, составленной по состоянию на 1 февраля 2007 года.

Динамика МРОТ, применяемого исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности

┌───────────────┬──────────┬────────────────────────────────────────────┐

│      Дата     │   Сумма  │Нормативный акт, устанавливающий минимальный│

│    введения   │  (рублей │            размер оплаты труда             │

│               │  в месяц)│                                            │

├───────────────┼──────────┼────────────────────────────────────────────┤

│   01.05.2006  │   1100   │Федеральный   закон   от 19.06.2000  N 82-ФЗ│

│               │          │(в      редакции     Федерального     закона│

│               │          │2004 г. N 198-ФЗ)                           │

│   01.09.2005  │    800   │Федеральный   закон    от 19.06.2000 N 82-ФЗ│

│               │          │(в      редакции     Федерального     закона│

│               │          │от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ)             │

│   01.01.2005  │    720   │Федеральный   закон    от 19.06.2000 N 82-ФЗ│

│               │          │(в      редакции     Федерального     закона│

│               │          │от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ)             │

│   01.10.2003  │    600   │Федеральный   закон    от 19.06.2000 N 82-ФЗ│

│               │          │(в      редакции     Федерального     закона│

│               │          │от 1 октября 2003 г. N 127-ФЗ)              │

│   01.05.2002  │    450   │Федеральный   закон    от 19.06.2000 N 82-ФЗ│

│               │          │(в      редакции     Федерального     закона│

│               │          │от 29.04.2002 N 42-ФЗ)                      │

│   01.07.2001  │    300   │Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ     │

│   01.01.2001  │    200   │Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ     │

│   01.07.2000  │    132   │Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ     │

└───────────────┴──────────┴────────────────────────────────────────────┘

 

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы. Одним из принципов правового регулирования труда, закрепленных в ст. 2 ТК РФ, является право каждого работника на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи. Ст. 134 ТК развивает и конкретизирует этот принцип. В ней устанавливается механизм обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Это должно достигаться путем индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация призвана полностью или частично возместить удорожание товаров и услуг, поддержать покупательскую способность денежных доходов и сбережений граждан.

Порядок индексации зависит от источников финансирования организаций. Для бюджетных организаций, т.е. финансируемых из соответствующих бюджетов, порядок индексации заработной платы устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами. В других организациях (имеющих собственные источники финансирования) порядок индексации заработной платы определяется коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации.

Среди других понятий и определений правового института заработной платы, необходимо выделить следующие:

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

 

2. Установление и системы заработной платы

Установление заработной платы. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Для того чтобы определить конкретный размер заработной платы того или иного работника, необходимо знать, каким образом осуществляется установление заработной платы у того работодателя, где он работает.

ТК РФ (ст. 134, 135) содержит нормы, оказывающие влияние на правовое регулирование установления заработной платы. Систему таких источников трудового права можно классифицировать следующим образом:

1. Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

2. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

3. Возможность влияния Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на установление заработной платы. Указанный орган ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта ФЗ о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Такие рекомендации учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.

Информация о работе Правовое регулирование оплаты труда