Правовое регулирование оплаты труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:43, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие оплаты труда и заработной платы
2. Установление и системы заработной платы
3. Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда
4. Правовая охрана заработной платы

Работа содержит 1 файл

трудовое право.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

4. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

5. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

6. Индексация заработной платы:

1) организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

2) другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Кроме того, правовое регулирование заработной платы осуществляется с помощью трех методов: метода государственного (централизованного) нормирования заработной платы, метода коллективно-договорного (локального) правового регулирования и метода индивидуально-договорного регулирования заработной платы. Выбор того или иного метода установления систем заработной платы, размеров тарифных ставок, окладов, а также различного вида выплат зависит от источников финансирования организаций.

Работникам бюджетных организаций в соответствии со ст. 135 ТК РФ все выплаты устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами. Это означает, что здесь применяется метод государственного (централизованного) регулирования заработной платы.

Работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций. Это означает, что правовое регулирование заработной платы в таких организациях осуществляется при помощи метода коллективно-договорного метода. При этом условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами организации, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами.

Работникам всех остальных организаций, финансируемым за счет доходов от предпринимательской деятельности, условия оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, т.е. применяется коллективно-договорный метод регулирования заработной платы. Однако и при этом методе не допускается ухудшать условия оплаты труда по сравнению с ТК РФ, законами и иными нормативными актами.

Условия оплаты труда могут определяться и индивидуальным трудовым договором, т.е. возможно использование метода индивидуально-договорного регулирования заработной платы. При этом условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Заработная плата делится на две части: основную и дополнительную. В основную часть заработной платы входят тарифные ставки, должностные оклады, районные коэффициенты и оплата при отклонении от нормальных условий труда. Основная часть заработной платы отражает интенсивность, сложность и квалификацию труда и условия, в которых он протекает.

Дополнительная часть заработной платы состоит из премий, вознаграждения по итогам работы за год, различных доплат и надбавок. Она связана с конкретными результатами труда отдельного работника или коллектива работников. В соответствии со ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.

Стимулирующие выплаты призваны учитывать напряженность труда каждого отдельного работника, его опыт работы, профессиональное мастерство, отношение к труду и другие факторы. К стимулирующим выплатам относятся различные системы премирования, а также разнообразные доплаты и надбавки, установленные сверх тарифных ставок и окладов.

Для организаций, финансируемых из федерального бюджета, порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджетов субъекта РФ, - органами государственной власти соответствующего субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

Премия - это денежная сумма, которая выплачивается работнику в качестве поощрения за достижения в работе.

Надбавки должны стимулировать работников к повышению деловой квалификации и росту уровня мастерства. Выплата их, как правило, не связана с возложением на работника каких-либо дополнительных трудовых обязанностей, кроме тех, что предусмотрены трудовым договором. Надбавки могут устанавливаться за профессиональное мастерство, длительный непрерывный стаж, высокую квалификацию, выполнение особо важных работ, за классность, за знание иностранного языка и др. Особое место занимают надбавки за выслугу лет (единовременные или в виде ежемесячных процентных надбавок). Такие надбавки установлены работникам территориальных органов министерств, государственных комитетов и ведомств РФ, государственным служащим, судьям и др.

С помощью доплат компенсируется повышенная интенсивность труда. С этой целью предусматриваются доплаты за совмещение профессий, должностей, за руководство бригадой и т.д. С их помощью может также компенсироваться труд в условиях, отступающих от нормальных, - за неблагоприятные условия труда, работу в многосменном режиме и др.

Порядок и размеры оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются в соответствии со ст. 145 ТК РФ в зависимости от источника финансирования организации. Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

В соответствии с Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов) оплата труда руководителей государственных предприятий состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Должностные оклады руководителей государственных предприятий устанавливаются в зависимости от величины тарифной ставки 1 разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором на данном предприятии. Размер должностного оклада в указанных пределах устанавливается с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности и объемов производства продукции.

Должностной оклад руководителя государственного предприятия повышается одновременно с увеличением тарифных ставок работников данного предприятия путем внесения изменений (дополнений) в трудовой договор.

Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия за вычетом средств, направленных на потребление. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определяемому как отношение 12 месячных должностных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год. Периодичность выплаты вознаграждения определяется предприятием самостоятельно.

Наиболее распространенной системой оплаты труда выступает Тарифные системы - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.

Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя:

1) тарифные ставки, оклады (должностные оклады);

2) тарифную сетку;

3) тарифные коэффициенты.

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.

Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом ЕТКС работ и профессий рабочих, ЕТКС должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом ЕТКС работ и профессий рабочих, ЕТКС должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Например, приведенная ниже таблица показывает взаимодействие указанных элементов тарифной системы оплаты труда для работников федеральных государственных учреждений.

Межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений

┌──────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│              │                              Разряд  оплаты труда                                 │

│              ├───────┬────────┬────────┬─────────┬────────┬─────────┬─────────┬─────────┬────────┤

│              │   1   │   2    │   3    │    4    │    5   │    6    │    7    │    8    │    9   │

├──────────────┼───────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┤

│Межразрядные  │   1   │  1,04  │  1,09  │  1,142  │  1,268 │  1,407  │  1,546  │  1,699  │  1,866 │

│тарифные      │       │        │        │         │        │         │         │         │        │

│коэффициенты  │       │        │        │         │        │         │         │         │        │

├──────────────┼───────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┤

│Тарифные      │ 1221  │1269,84 │1330,89 │ 1394,38 │ 1548,23│ 1717,95 │ 1887,67 │ 2074,48 │ 2278,39│

│ставки        │       │        │        │         │        │         │         │         │        │

│(оклады)      │       │        │        │         │        │         │         │         │        │

└──────────────┴───────┴────────┴────────┴─────────┴────────┴─────────┴─────────┴─────────┴────────┘

 

┌──────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│              │                                Разряд оплаты  труда                               │

│              ├────────┬────────┬─────────┬────────┬───────┬─────────┬─────────┬─────────┬────────┤

│              │   10   │   11   │    12   │   13   │  14   │    15   │   16    │    17   │   18   │

├──────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┤

│Межразрядные  │  2,047 │ 2,242  │  2,423  │ 2,618  │ 2,813 │  3,036  │  3,259  │   3,51  │  4,5   │

│тарифные      │        │        │         │        │       │         │         │         │        │

│коэффициенты  │        │        │         │        │       │         │         │         │        │

├──────────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┤

Информация о работе Правовое регулирование оплаты труда