Правовое регулирование трудовых отношений с иностранными гражданами

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всесторонний анализ правового регулирования труда работника-мигранта в РФ.
В соответствии с намеченной целью определен круг задач:
а) рассмотреть понятия «иностранный работник» и работодатель»;
б) рассмотреть работника-мигранта как субъект трудового права;
в) проанализировать нормативно-правовое регулирование трудовых отношений с иностранными работниками;
г) рассмотреть и проанализировать особенности заключения и прекращения трудового договора.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Содержание

Введение…..…………………………………………………………………….........3
Глава 1. Правовой статус работника-мигранта как субъекта трудового правоотношения………………..……………………………………………………………..6
1.1. Понятия «иностранный работник» и «работодатель»………………………..6
1.2. Работник-мигрант как субъект трудового права………………………….…11
Глава 2. Особенности трудовых правоотношений с иностранным работником…………………………………………………………………………………...17
2.1. Нормативно-правовое регулирование трудовых отношений с иностранными работниками…………………………………………………………………….17
2.2. Особенности заключения и прекращения трудового договора…………….21
Заключение….………………………………………………………………..….….32
Список использованных источников……………..………………………........….35

Работа содержит 1 файл

курсовая_ng.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Правовое регулирование трудовых отношений с иностранными гражданами

Содержание

Введение…..…………………………………………………………………….........3

Глава 1. Правовой статус работника-мигранта как субъекта трудового правоотношения………………..……………………………………………………………..6

1.1. Понятия «иностранный работник» и «работодатель»………………………..6

1.2. Работник-мигрант как субъект трудового права………………………….…11

Глава 2. Особенности трудовых правоотношений с иностранным работником…………………………………………………………………………………...17

2.1. Нормативно-правовое регулирование трудовых отношений с иностранными работниками…………………………………………………………………….17

2.2. Особенности заключения и прекращения трудового договора…………….21

Заключение….………………………………………………………………..….….32

Список использованных источников……………..………………………........….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе все большее значение приобретает  глобализация мировых процессов, в том числе и в сфере трудовой деятельности, вопросы регулирования трудовых отношений работника-мигранта и работодателя приобретают все большую актуальность.

В последние годы российский работодатель активно привлекает в  качестве работников иностранных граждан. Сегодня очевидно, что время, когда экономике страны требовались лишь «гастарбайтеры с молотками и лопатами», прошло. В середине прошлого года, выступая на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, Президент России Д. Медведев отметил, что модернизацию не провести без зарубежных специалистов высокого уровня. За период чуть более полугода по инициативе Д. Медведева, который поставил цель превратить Россию из сырьевого государства в страну высоких технологий и инноваций, оперативно проведено существенное реформирование законодательства в сфере миграции и привлечения к трудовой деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов. Между тем, все эти усилия сводятся на «нет» в связи с противоречиями законодательства.

В настоящее время  регулирование процессов привлечения  и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляется на основе положений более чем 30 нормативных правовых актов. Основным из них является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Закон № 115-ФЗ регулирует, в том числе условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях, определяет понятия «работодатель» и «иностранный работник», устанавливает права и обязанности работодателя и работника, обязательные условия трудового договора, его срочный характер, обязательный размер оплаты труда высококвалифицированного работника, основания прекращения трудового договора, особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан, содержит иные нормы трудового права. Положения Закона № 115-ФЗ противоречат нормам Трудового кодекса РФ.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения существующих нормативно-правовых и правовых актов, регулирующих труд иностранных граждан в Российской Федерации.

Организационно-правовые вопросы внешней трудовой миграции актуальны, значимы и сложны, так как регулируются многими институтами права. Здесь и российское законодательство о разрешении миграции населения, и международное законодательство о трудящихся-мигрантах, и законодательство стран приема мигрантов.

На практике существует много проблем, связанных с трудоустройством иностранной рабочей силы. Некоторые  из этих проблем связаны с несовершенством законодательства, другие — с «техническими» сложностями реализации норм права.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере труда с иностранными гражданами.

В последние годы заключалось  большое количество международных  соглашений по вопросам трудовой миграции между государствами-членами Содружества Независимых Государств и государствами-членами Евразийского Экономического Сообщества. Таким образом, эти соглашения либо уже действуют на территории РФ, либо будут действовать после их заключения. Кроме того, в результате принятия новейших нормативно-правовых актов был существенно изменен и порядок привлечения в РФ иностранной рабочей силы.

Для эффективного правового  регулирования труда иностранных  граждан в РФ, обеспечения соблюдения и защиты их прав, а также пресечения незаконной трудовой иммиграции, необходимо выработать единый подход к определению особенностей трудоправового статуса иностранного гражданина, кроме того, требуется изучить международные соглашения РФ в этой сфере, проекты таких соглашений и национальные нормативно-правовые акты РФ.

Целью курсовой работы является всесторонний анализ правового регулирования труда работника-мигранта в РФ.

В соответствии с намеченной целью определен круг задач:

а) рассмотреть понятия «иностранный работник» и работодатель»;

б) рассмотреть работника-мигранта как субъект трудового права;

в) проанализировать нормативно-правовое регулирование трудовых отношений с иностранными работниками;

г) рассмотреть и проанализировать особенности заключения и прекращения трудового договора.

В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

а) анализ;

б) сравнение;

в) изучение публикаций и статей;

г) обобщение;

д) аналогия.

Источниками информации для раскрытия этой темы явились: нормативные акты, учебные и научные пособия, периодические издания.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. Правовой статус работника-мигранта как субъекта трудового правоотношения

1.1. Понятия «иностранный  работник» и «работодатель»

Труд работников, участвующих  в общественном производстве – это основа жизни человека, источник его благосостояния, удовлетворения многообразных материальных и духовных потребностей. Материальную основу любого общества составляет трудовая деятельность человека, которая в тоже время развивает и преобразует самого человека. О. Б.Зайцева считает, что человек, как физическое лицо, личность выступает центральным субъектом права, а «само существование трудового права и его основная задача состоит в необходимости защиты и развитии прав всех категорий работников»1.

Статья 20 Трудового кодекса Российской Федерации нормативно установила следующее определение работника: «работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем».

Отметим, что термин «работник» является общей категорией, смысл  которой трактуется довольно широко. Так толковый словарь современного русского языка дает следующие трактовки: 1) работник – это тот, кто трудится; 2) работник – это человек, занимающийся в какой-нибудь области трудовой деятельности.2

Согласно статье 20 Трудового кодекса РФ, работник является одной из сторон трудовых отношений и определяется как физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. При этом Кодексом устанавливается возраст, с которого допускается заключение трудового договора (ст. 63 ТК РФ). Исходя из статьи 11 Трудового кодекса РФ, согласно которой на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, иностранный гражданин подпадает под определение понятия работника, содержащегося в статье 20 ТК РФ. То есть, согласно ТК РФ, любой иностранный гражданин, достигший установленного Кодексом возраста и вступивший в трудовые отношения с работодателем на территории Российской Федерации, является работником.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» понятие работника определено по-другому. Согласно статье 2 указанного закона, иностранный работник - это иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. При этом трудовая деятельность определяется Законом № 115-ФЗ, как работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Таким образом, для отнесения  иностранного гражданина к работнику  в соответствии с Законом № 115-ФЗ необходимо одновременное выполнение следующих условий:

1) иностранный гражданин  должен относиться к категории временно пребывающего на территории Российской Федерации, т.е. являться лицом, прибывшим в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившим миграционную карту, но не имеющим вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона № 115-ФЗ);

2) иностранный гражданин  должен осуществлять трудовую  деятельность, т.е. работать на  основании трудового договора  или гражданско-правового договора;

3) трудовая деятельность  должна осуществляться в установленном порядке.

При этом под «установленным порядком» следует понимать соблюдение определенных в Законе № 115-ФЗ условий трудовой деятельности. К таким условиям можно отнести, к примеру, необходимость получения иностранным гражданином разрешения на работу, осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в пределах определенного субъекта РФ, особые основания обязательного прекращения трудового или гражданско-правового договора и др.

Следует отметить, что  в Законе № 115-ФЗ не указан возраст, с которого иностранный гражданин может осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации. Однако, согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденному приказом от 11.01.2008 г. ФМС РФ № 1, Минздравсоцразвития РФ № 4, Минтранса РФ № 1, Росрыболовства № 2, установлено, что разрешение на работу иностранному гражданину не выдается в случаях недостижения возраста 18 лет.

Как видим, понятия существенно  разнятся. С одной стороны, по сравнению с ТК РФ, Закон № 115-ФЗ имеет значительные ограничения для отнесения иностранного гражданина к категории работника. И в то же время указанный закон расширительно включает в понятие работника граждан, работающих на основании гражданско-правовых договоров.

Кроме того, имеются противоречия и в самом Законе № 115-ФЗ. Так, исходя из статьи 2, к иностранным работникам не относятся иностранные граждане, имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание. В то же время указанный закон предписывает, что временно проживающий иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу (п. 4 ст. 13) и вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13). Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность без оформления разрешения на работу (пп. 1 п. 4 ст. 13). А законно находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, могут привлекаться к трудовой деятельности на основании трудового или гражданско-правового договора при наличии у иностранного гражданина патента (п. 1 ст. 13.1). К таким законно находящимся на территории РФ иностранным гражданам относятся, в том числе, и граждане, получившие разрешение на временное проживание (ст. 6.1). Таким образом, Закон № 115-ФЗ подразумевает, что граждане, относящиеся к категории временно проживающих в РФ или постоянно проживающих в РФ иностранных граждан, могут осуществлять трудовую деятельность, но по непонятной логике не относит их к иностранным работникам.

Представляется, что, для  устранения противоречий, следует ввести в ТК РФ понятие «иностранный работник», которым будет являться иностранный гражданин, законно находящийся на территории Российской Федерации, достигший возраста, с которого Кодексом допускается заключение трудового договора с иностранным гражданином и вступивший в трудовые отношения с работодателем. При этом особенности труда которого регулируются Кодексом или иными федеральными законами. Одновременно в Законе № 115-ФЗ при определении понятия «иностранный работник» следует предусмотреть отсылку к ТК РФ.

Понятия работодателя в ТК РФ и Законе № 115-ФЗ также не совпадают по сущностным критериям. Согласно ст. 20 ТК РФ, работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. ТК РФ предусмотрены особые условия для заключения физическим лицом трудовых договоров в качестве работодателя. По общему правилу, это достижение 18-летнего возраста и наличие гражданской дееспособности в полном объеме.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.

Информация о работе Правовое регулирование трудовых отношений с иностранными гражданами