Правовое регулирование заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблем оплаты труда, проведенный по следующим направлениям:
– всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования оплаты труда;
– выявление сущности и значения оплаты труда как института трудового права;
– рассмотрение проблем применения права в области реализации норм об оплате труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА. МЕТОДЫ ЕЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Заработная плата как правовая категория
1.2. Методы правового регулирования оплаты труда
ГЛАВА 2. ВИДЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
2.1. Тарифная система оплаты труда
2.1.1. Тарифная система оплаты труда в производственной сфере
2.1.2. Особенности оплаты труда работников бюджетных организаций
2.2. Бестарифные системы оплаты труда
ГЛАВА 3. СИСТЕМЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
3.1. Сдельная система оплаты труда
3.2. Повременная система заработной платы
3.3. Премиальная система заработной платы
ГЛАВА 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА
4.1. Правовая защита заработной платы
4.2. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение законодательства об оплате труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ З.П..doc

— 194.00 Кб (Скачать)

     - его квалификации;

     - сложности выполняемой им работы;

     - количества затраченного им труда;

     - качества затраченного им труда.

     Текст статьи 132 изложен внешне четко, ясно и понятно. Попробуем применить  изложенные им принципы в соответствии с положениями ТК.

     Согласно  второму абзацу ст. 150 (глава 21 ТК РФ) при выполнении работником со сдельной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы, например, слесарь шестого разряда, выполняющий работу, тарифицируемую по 5 разряду, должен получать заработную плату по ставкам пятого разряда. Но это противоречит тексту ст. 132, где сказано, что заработная плата зависит, в том числе, от квалификации работника.

     Кроме того, согласно ст. 132 заработная плата работника зависит от его квалификации, а в соответствии со ст. 150 - от квалификации работы. Заметим также, что согласно ст. 132 заработная плата зависит, в том числе, от сложности выполняемой им работы, тогда как в последующих статьях главы 21 понятие "сложность работы" не применяется.

     Запрещение дискриминации  в сфере труда, о чем говорится  в ст. 132, декларируется ст. 3 ТК РФ. Основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права, в ней декларируется, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в своих трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

     Отсюда, в частности, следует, что не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленными особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.5

     Лица, считающие, что они подверглись  дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной  инспекции труда6 и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

     Отметим также, что согласно ст. 4 ТК РФ запрещен принудительный труд, к которому, в  частности, относится нарушение  работодателем установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере.

    1.2. Методы правового регулирования  оплаты труда

 

     Известно  всего два способа правового регулирования оплаты труда- это государственное нормирование и договорное регулирование.

     Государственное нормирование - это установление государством обязательных для сторон любого трудового договора норм оплаты. В России государственное нормирование в течение долгих лет являлось главным методом в связи с приоритетом государственной собственности и всепоглощающим государственным контролем за мерой потребления и мерой труда. В настоящее время, в условиях рынка, радиус действия государственного нормирования сильно сузился и имеет тенденцию к дальнейшему сужению. Государству оставлена защитная функция, при этом оно охраняет не только интересы наемных работников, но и условия производства как таковые. Защищая интересы работников, государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, нормы, которые обеспечивают защиту доходов работника и нормы закрепляющие региональное различие оплаты труда; одновременно государство выступает работодателем в отношениях с госслужащими, оно нормирует их заработок. В данных случаях государство использует прямые предписания - способ прямого нормирования. Если же государство прямо не устанавливает размеры оплаты, а влияет на них через налоговые механизмы (налоги на доходы работника и на доходы предприятия) - это способ косвенного нормирования.7

     Подоходный  налог осуществляется по прогрессивной  шкале - та часть дохода, которая  не превышает размера минимального заработка, не облагается налогом, а по мере роста доходов увеличивается и ставка налога.

     В соответствии с законодательством  о налогообложении прибыли предприятий, в составе затрат, входящих в себестоимость  продукции, должна учитываться величина расходов на зарплату работников, которая не превышает 4-кратного размера минимального заработка в России в среднем на одного работника. Если же предприятие превышает этот предел,- сумма превышения облагается налогом. 8

     Договорное  регулирование заключается в том, что оплата труда, которая является основным условием использования труда наемного работника, подвержена влиянию не только со стороны стоимости рабочей силы, но и многих иных факторов, следовательно, зарплата может быть предметом соглашения. Причем, чем больше экономической и правовой свободы у сторон трудового договора,- тем шире радиус этого соглашения.

     Фактически  во всех странах с рыночной экономикой договорное регулирование с большим отрывом преобладает над нормативным,- это характерная черта их правовых систем.

     В настоящее время в нашей стране применяются два вида договорного  регулирования заработной платы: индивидуально-договорное, при котором условия оплаты труда устанавливаются трудовым договором, заключаемым работником с работодателем при поступлении на работу; коллективно-договорное, при котором условия оплаты труда работников закрепляются в соглашениях различного уровня и с учетом этих соглашений - в коллективном договоре. 9

     Индивидуально-договорное регулирование условий оплаты труда, т.е. закрепление их в трудовом договоре, является общим правилом. Согласно ст. 57 "Содержание трудового договора" ТК РФ в трудовом договоре каждого работника должны быть предусмотрены его:

     - условия оплаты труда (в том  числе размер тарифной ставки  или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

     - характеристики условий труда,  компенсации и льготы работнику  за работу в тяжелых, вредных  и (или) опасных условиях труда;

     - иные условия, не ухудшающие  положение работника по сравнению с ТК, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

     Если  в организации не заключен коллективный договор, условия оплаты труда в трудовом договоре должны быть изложены подробно.

     Также подробно в трудовом договоре должны быть изложены условия оплаты труда работника, если условия оплаты труда по его профессии (специальности) не предусмотрены коллективным договором, локальным нормативным актом организации.10

     При коллективно-договорном установлении заработной платы ее условия распространяются на всех или на часть работников - в зависимости от их принадлежности к определенным профессиональным группам персонала организации. Такое установление заработной платы осуществляется посредством заключения соглашений и коллективных договоров.

     Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие  принципы оплаты труда работников, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

ГЛАВА 2. ВИДЫ ОПЛАТЫ ТРУДА

    2.1. Тарифная система оплаты труда

 

     Тарифная  система как форма организации  оплаты труда работников применяется  в течение многих десятилетий. Однако до введения в действие ТК РФ не было, по крайней мере, в экономической литературе, единого, общепринятого определения сущности тарифной системы как способа организации заработной платы. Законодательно определение понятий тарифной системы и ее составных частей было впервые дано в ст. 129 ТК РФ.

     О тарифной системе в целом и порядках установления тарифных систем для оплаты труда работников организаций, не финансируемых из бюджетов всех уровней, говорится в ст. 143 ТК РФ (в ред. ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).

     1. Частью 1 ст. 143 установлено, что тарифная  система включает в себя:

     - тарифные ставки (оклады);

     - тарифную сетку;

     - тарифные коэффициенты.

     Отметим, что такой состав тарифной системы  вносит значительные изменения в сложившееся представление о том, что она включает в себя также надбавки и доплаты, носящие постоянный характер: за работу в особых условиях труда, высокое профессиональное мастерство и т.д.11

     Почти все эти доплаты и надбавки, особенно те, которые гарантируются трудовым законодательством, так или иначе связаны со ставками (окладами), часто определяются в процентах к ним. Мало того, также часто доплаты образуют повышенные ставки (оклады).

     Поэтому там, где непосредственно применяется  та или иная тарифная система, - в  организациях, - доплаты и надбавки рассматриваются как их органические составные части.

     Тарификация работ - это отнесение тех или  иных ее видов к тарифным разрядам (рабочих) или к квалификационным категориям (специалистов, служащих) в зависимости от сложности труда. Тарифный разряд - это величина (показатель), отражающая сложность труда и соответствующую ей квалификацию рабочего.

     Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится с учетом:

     - единого тарифно-квалификационного  справочника работ и профессий рабочих;

     - единого квалификационного справочника  должностей руководителей, специалистов и служащих.

     Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

     Так, квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее - справочник) был утвержден постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37 (с изм. и доп. от 21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г.). Он рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм. В справочник включены квалификационные характеристики руководителей, специалистов и служащих массовых должностей, общих для всех отраслей народного хозяйства.

     Каждая  квалификационная характеристика работника, занимающего определенную должность, включенная в справочник, является нормативным документом, определяющим содержание его трудовых функций, квалификационные требования, разряд оплаты. На основе квалификационных характеристик в организациях разрабатываются должностные инструкции для работников.

     Квалификационные  характеристики рабочих приводятся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), в который по мере необходимости вносятся соответствующие изменения и дополнения.12

    2.1.1. Тарифная система оплаты труда в производственной сфере

 

     В соответствии со ст. 143 ТК РФ тарифная система  оплаты труда работников организаций, не финансируемых из бюджетов всех уровней, может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.

     Это положение ст. 143 можно понять, во-первых, таким образом, что тарифная система  организации может определяться как-то иначе, не коллективным договором. В этом случае следует определить тарифную систему путем принятия работодателем с учетом мнения профсоюзного комитета локального нормативного акта организации.

     Во-вторых, этот текст можно понять иначе: организация  сама решает, применять или не применять  тарифную систему.13

    2.1.2. Особенности оплаты труда работников  бюджетных организаций

 

     В соответствии со статьей 135 Трудового  кодекса РФ системы заработной платы работников бюджетных учреждений, размеры тарифных ставок, окладов, различного рода выплат, устанавливаются соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.

Информация о работе Правовое регулирование заработной платы