Правовой режим земель природоохранного назначения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Заповедники, заказники, национальные парки являются неотъемлемой частью природного достояния Республики Беларусь. Земли природоохранного назначения в Республике Беларусь принадлежат исключительно государству. Земли природоохранного назначения имеют особенности и в правовом режиме. Все больше появляется новых заповедников, заказников, национальных парков. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 72.58 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Заповедники, заказники, национальные парки являются неотъемлемой частью природного достояния Республики Беларусь. Земли природоохранного назначения в Республике Беларусь принадлежат  исключительно государству. Земли  природоохранного назначения имеют  особенности и в правовом режиме. Все больше появляется новых заповедников, заказников, национальных парков. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.

Целью работы является полное и всестороннее изучение правового  режима земель природоохранного назначения.

Для конкретизации поставленной цели были сформулированы следующие  задачи:

1. Определить понятие  и основные признаки земель  природоохранного назначения;

2. Изучить состав и  правовой режим земель природоохранного  назначения;

3. Рассмотреть субъектов  управления землями природоохранного  назначения и их компетенцию;

4. Сравнить правовой режим  земель природоохранного назначения  в зарубежных странах.

При написании работы методологической базой послужили такие общенаучные  методы как метод сравнительного анализа, индукции, дедукции, статистический метод и др.

Предметом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие  в ходе использования и управления землями природоохранного назначения.

Объектом исследования данной курсовой работы являются  земли  природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Д.М. Демичев в своем  учебнике «Земельное право» (Особенная  часть) очень подробно рассматривает  правовой режим земель природоохранного назначения. Данному вопросу Д.М. Демичев посвящает отдельный  раздел.

С.А. Балашенко в комментарии к Кодексу Республики Беларусь о земле раскрывает правовой режим земель природоохранного назначения. Определяет основание для объединения земель оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения в одну категорию, а также устанавливает основное целевое назначение  для каждого из четырех видов земель.

 Данная курсовая работа может  быть использована в качестве лекционного  материала, а также при подготовке студентов к семинарским занятиям

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЗЕМЕЛЬ ПРИРОДООХРАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

 

Земли природоохранного назначения впервые в законодательстве Республики Беларусь выделены в самостоятельную категорию Кодексом о земле 1991 г. В соответствии с Кодексом о земле 1970 г. данные земли (земли заповедников, земли курортов, земли, занимаемые памятниками природы, истории и культуры) входили в состав земель промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения.

В рамках общего режима охраняемых территорий для особо охраняемых природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе объявляются особо охраняемые природные территории. Под особой охраной понимается совокупность запретов либо ограничений в целях выполнения специальных задач, возложенных на данную территорию и данные объекты.

Понятие «особо охраняемые территории» дано в Законе Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях». Под особо охраняемыми природными территориями понимаются  участки земли (включая атмосферный воздух над ним и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое‚ научное‚ историко-культурное‚ эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования. Основной целью объявления территорий особо охраняемыми природными территориями является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия [10, с. 98].

Земли природоохранного назначения также относятся к особо охраняемым территориям. К таким землям относятся земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников (за исключением охотничьих), памятников природы, водоохранные полосы (зоны) рек и водоемов.

В целях охраны заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников , памятников природы от неблагоприятного антропогенного воздействия могут устанавливаться охранные зоны, в которых ограничиваются отдельные виды хозяйственной деятельности и природопользования.

Границы этих зон закрепляются на местности специальными  информационными знаками. Земельные участки в пределах охранных зон и водоохранных полос у землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков не изымаются.

Категории и виды особо  охраняемых природных территорий определяются в зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, установленного режима охраны и использования, а также уровня государственного управления их функционированием.

Особо охраняемые природные  территории могут иметь республиканское и местное значение, также могут быть признаны особо охраняемыми природными территориями международного значения.

Земли рассматриваемой категории:

  • не подлежат передаче в частную собственность и собственность иностранных государств, международных организаций [2, ст. 13];
  • исключены из хозяйственного использования либо в отношении них установлен  ограниченный режим хозяйственной деятельности;
  • регулирование использования и охраны земель осуществляется в комплексе с охраной использованием природных, культурных и иных  ресурсов, что обусловливает специфику системы органов государственного управления в данной сфере;
  • в значительной части освобождаются от уплаты земельного налога и арендной платы (земли заповедников, национальных парков, земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и др.). Иные земли природоохранного назначения облагаются земельным налогом и арендной платой по правилам, предусмотренным для земель рекреационной зоны;
  • в целях соблюдения охранного режима вокруг земель данной категории могут устанавливаться зоны с особыми условиями пользования, не входящие в состав земель данной категории земель  (охранные зоны заповедников, национальных парков, заказников, недвижимых материальных историко-культурных ценностей, археологических объектов, округа санитарной охраны курортов и зон отдыха) [10, c. 99].

Особенности земель природоохранного назначения заключаются в наличии  признака заповедности. Заповедность по В. Далю означает запретное, неприкосновенное, завещаемое. [13, c. 618]

Для земель природоохранного назначения характерно проявление признака заповедования в трех его видах:

  • абсолютном;
  • относительном;
  • смешанном.

Режим абсолютного заповедования характерен для природных заповедников и памятников природы, в том числе живой природы. Он исключает хозяйственную и рекреационную деятельность как вмешательство человека в ход естественных процессов, несовместимое с целью заповедования. Такое вмешательство допустимо лишь в строго ограниченных случаях.

 Режим относительного заповедования построен на сочетании абсолютного запрета с допущением ограниченной эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует организация многочисленных форм заказного режима — государственных природных заказников.

Смешанный режим наблюдается в практике образования и функционирования национальных природных парков, где наряду с зонами активного и пассивного отдыха могут выделяться зоны абсолютного покоя, исключающие вмешательство человека.

В целом земли природоохранного назначения находятся только в собственности государства и не подлежат разгосударствлению и приватизации. Кроме того, законодательство запрещает переводить особо охраняемые природные территории из государственной собственности в частную. Таким образом, юридические лица частной формы собственности и физические лица не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на земли природоохранного назначения. Владение и пользование землями природоохранного назначения осуществляется уполномоченными государственными органами, юридическими лицами государственной формы собственности в соответствии с законодательством [10, c. 99].

Следует отметить, что создание заказников республиканского значения допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у землепользователей, а заказников местного значения - без изъятия земельных участков, поэтому к землям природоохранного назначения относятся только заказники республиканского значения, объявленные с изъятием земельных участков у землепользователей. Заказники, объявленные без изъятия земельных участков у землепользователей, располагаются на землях других категорий. Несмотря на то, что в состав особо охраняемых территорий согласно Закону «Об особо охраняемых природных территориях» включаются также памятники природы, земельные участки, занятые ими, не отнесены к землям природоохранного назначения. [4, ст. 31]

В случае необходимости предотвращения или смягчения вредных воздействий на природные комплексы и объекты, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, на прилегающих к ним территориях могут устанавливаться охранные зоны, в состав которых могут попасть земли любых категорий и которые используются при соблюдении установленного режима охранных зон.

Объявление и преобразование заповедников, национальных парков, заказников республиканского значения осуществляется в соответствии со Схемой рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. № 1919. [7]

 Ранее схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения была утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 13 марта 1995 г. № 132.

Прекращение функционирования особо охраняемых природных территорий осуществляется в связи с окончанием выполнения возложенных на них задач‚ уничтожения особо охраняемых природных комплексов и объектов и других предусмотренных законодательством случаях.

Таким образом, к землям природоохранного назначения относятся земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников (за исключением  охотничьих), памятников природы, водоохранные полосы (зоны) рек и водоемов. Основным признаком, которым должны обладать земли природоохранного назначения является признак заповедности.

 

ГЛАВА 2

СОСТАВ И ОСОБЕННОСТИ  ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ПРИРОДООХРАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

 

К землям природоохранного назначения в соответствии со статьей 6 Кодекса о земле относятся земли:

  • заповедников;
  • национальных парков;
  • заказников;

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» заповедником является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, изучения генетического фонда растительного и животного мира, типичных и уникальных экологических систем и ландшафтов, создания условий для обеспечения естественного течения природных процессов. [4, ст. 1]

Таким образом, Закон определяет природный заповедник в двух значениях: как природный комплекс, изъятый из хозяйственного оборота и имеющий экологическое, научное значение, и как территория, для изучения генетического фонда живой природы.

Объявление, преобразование и прекращение функционирования заповедника осуществляется решением Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь по представлениям Министерства природы и охраны окружающей среды (далее - Минприроды) или иного республиканского органа государственного управления.

Объявление заповедника осуществляется в два этапа:

1. Эколого-правовой - производится экологическое обоснование необходимости объявления той или иной территории заповедником. В этих целях органами Минприроды, научными учреждениями выверяются все ее признаки по экологическому, географическому и биологическому направлениям.

2. Земельно-правовой -  проводится оформление изъятия и отвода земель под территорию заповедника.

При объявлении или преобразовании заповедника решением Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь утверждаются границы, площадь и состав земель заповедника, а также сроки передачи земель заповедника в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление заповедником.

В состав земель заповедника, образующих его территорию, входят земли, предоставленные в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление заповедником. Земли заповедника изымаются из хозяйственного оборота. При объявлении или преобразовании заповедника земли собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, расположенные в границах заповедника, но не образующие его территорию, объявляются охранной зоной заповедника. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости, а также иное имущество, расположенные на землях заповедника, находятся исключительно в собственности государства.

Основной особенностью правового  режима заповедника является полное изъятие всего природного комплекса  из хозяйственного и рекреационного использования, запрещение любого вмешательства  человека в естественные процессы природы, если оно противоречит целям и  задачам организации и деятельности данного заповедника. Так, согласно статье 22 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» на территории заповедника запрещаются все виды хозяйственной деятельности, не связанные с его назначением, и любая деятельность, прямо либо косвенно нарушающая естественное течение природных процессов или создающая угрозу вредного воздействия на природные комплексы и объекты. [4, ст. 22]

Вместе с тем на территории заповедника допускается определенное вмешательство человека в ход естественных процессов в строго определенных случаях. Прежде всего, оно должно быть направленно на проведение научно-исследовательских работ, поскольку этот вид деятельности является одной из основных задач, стоящих перед государственным природоохранным учреждением, осуществляющим управление заповедником. На территории заповедника допускается деятельность, направленная на сохранение в естественном состоянии природных комплексов и объектов и предотвращение изменения их состояния в результате антропогенного воздействия.

Информация о работе Правовой режим земель природоохранного назначения