Проблемы применения норм трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 05:58, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в результате применения локальных нормативных актов.
Предметом исследования является совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих локальные нормативные акты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ 5
1.2.Место локальных актов в системе источников трудового права 8
СУБЪЕКТЫ ЛОКАЛЬНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА 12
2.1 Правовой статус работодателя 12
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ 17
4. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА 21
4.1 Невыплата части заработной платы, получаемой без письменного оформления 21
4.2. Невыплата премиальной части заработной платы 23
4.3. Невыплата заработной платы или среднего заработка 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

трудовое право курсовая исправленный.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В правовом демократическом обществе государство существует в основном для определения и защиты прав граждан. Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.1 

     Правовое  регулирование трудовых отношений  осуществляется тремя способами. Во-первых, имеется централизованное государственное и региональное регулирование, основу которого составляют федеральные законы о занятости, профсоюзах, коллективных договорах и соглашениях, забастовках, охране труда и некоторые другие. Эти законы решают отдельные вопросы социальной защиты работников. Во-вторых, существует индивидуально-договорное регулирование условий труда. В-третьих, допускается локальное регулирование трудовых отношений, которое предоставляет работникам наиболее действенные возможности для защиты своих интересов. Данная сфера нормотворчества ограничена рамками организации и распространяется на работников, заключивших с этой организацией трудовые договоры. Содержание локального регулирования сводится к обеспечению самоорганизации сторон трудового правоотношения. Разрабатывая и принимая локальные нормы права, работодатель и работники реализуют принцип «самопомощи» в форме локальных стандартов труда.

     Актуальность  темы обусловлена тем, что локальные нормативные акты, применяемые в трудовом праве получили широкое распространение в регулировании трудовых отношений. Они конкретизируют федеральные законы, устраняют пробелы законодательства, без их применения невозможна деятельность предприятий.

     «В  настоящее время локальное регулирование  отношений в сфере труда получает широкое распространение, поскольку именно данный способ предоставляет возможность участникам трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений самостоятельно определять условия сотрудничества, максимально учитывая всю специфику конкретной организации.

     Локальное нормотворчество является одной из важных сфер взаимодействия работодателя с представителями работников - профсоюзами. Трудовой кодекс РФ, раскрывая в ст. 5 понятие трудового законодательства, называет не только Конституцию, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, но и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, которые также регулируют трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения»2.

     Данная  работа посвящена изучению  особенностей  локальных нормативных актов, применяемых в трудовом праве.

     При написании работы использовались следующие  источники: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, подзаконные  акты, научная литература по трудовому праву работы таких авторов, как А.Н. Гусева, Н.Я. Киселева, В.И.Миронова, П.Г.Подвысоцкого, Г.И. Хныкина  и других. В своих научных трудах  они исследовали особенности локальных нормативных актов.

     Объектом  исследования являются общественные отношения, возникающие в результате применения локальных нормативных актов.

     Предметом исследования является совокупность нормативных  правовых актов, регламентирующих локальные нормативные акты.

     Источниками регламентирующими локальные нормативные акты  являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов РФ, Международные акты и многочисленные  подзаконные акты - нормативно-правовые акты самой различной субординации, конкретизирующие законы.

     Теоретико-методологической основой и эмпирической базой послужили: диалектический метод познания в совокупности с системно-логическим, формально-юридическим, сравнительно-правовым, историческим анализом.

     В работе проведено  исследование локальных  нормативных актов. Сформулированы общие положения, характеризующие понятие локальных нормативных актов и их особенности, место в системе трудового права, понятие субъектов локального нормотворчества, классификация локальных нормативных норм, проблемы применения норм  трудового права.

     Основная  цель данной работы состоит в изучении  особенностей локальных нормативных актов, их видов, проблем применения норм трудового права.

     Исходя  из поставленной цели, были поставлены следующие задачи: изучение отличительных особенностей локальных нормативных актов, анализ нормативно- правовой базы, выявление пробелов правового регулирования,  ознакомление и анализ  судебной практики.

     Актуальность  исследования данной темы обусловлена  необходимостью изучения и исследования локальных нормативных актов с целью систематизации накопленных юридической наукой знаний и правильного применения норм права на практике.

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

 

     1.1 Понятие и признаки локальных нормативных актов 

     Законодатель  не дает определения понятию «локальный нормативный акт».

     В ст.8 Трудового кодекса РФ говорится о праве работодателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями3.

     Все правила, по которым работает организация, можно разделить на 2 группы: принятые за пределами организации и принятые самой организацией.

     Управленческие  функции работодателя, независимо организация это или индивидуальный предприниматель, его руководство трудовым процессом работников, с которыми был заключен трудовой договор, требуют принятия локальных нормативных актов. Работодатель реализует нормотворческие полномочия самостоятельно, если он является физическим лицом, или через свои органы управления. Работодатель принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции, предусмотренной законом, иным нормативным правовым актом, а также соглашением, коллективным договором.

     Оценочное понятие «локальный» в словаре русского языка толкуется как «местный, не выходящий за определенные пределы»4. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, конкретизируют ранее принятые законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и не должны выходить за пределы, предварительно установленные последними, и ограничивать трудовые права работников.

     Локальные нормативные акты регулируют вопросы  местного значения. Согласно ч. 1 ст. 8 Трудового  кодекса РФ локальные нормативные акты в области трудового законодательства являются источниками трудового права, регулирующими трудовые и иные связанные с ними отношения, принимаются работодателем в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями и действуют в рамках конкретной организации. К ним можно отнести приказы, распоряжения, положения об оплате труда, премировании, о надбавках, доплатах работникам и т.д.

     Локальные нормативные акты предназначены только для внутреннего использования в рамках конкретной организации. Регулируя трудовые и иные тесно связанные с ними отношения, локальные акты отличаются наибольшей по сравнению с другими правовыми актами приближенностью к работнику. Это выражается в том, что с их помощью формируются содержание каждого трудового договора, устанавливается перечень информации о работнике и иные вопросы, касающиеся его персональных особенностей. Локальные акты закрепляют правила поведения участников совместного труда, характерные для данной организации. Помимо правовых норм, составляющих основное содержание локального нормативного акта, в нем закрепляются деловые обычаи (например, требование заполнять обходные листки при увольнении работников), деловые обыкновения, корпоративные традиции, этические нормы и т.д.

           Компетенция субъектов, уполномоченных создать нормативный акт, и процедура его принятия установлены Трудовым Кодексом РФ, иными законами и правовыми актами. В отдельных случаях законодатель предоставляет субъектам нормотворчества право самим ввести процедуры принятия нормативного акта. При принятии локальных нормативных актов в случаях, не предусмотренных законодательством о труде, порядок разработки проекта локального документа, возможности его обсуждения с представительными органами работников определяются работодателем.

     «Трудовой кодекс РФ, действующий с 1 февраля 2002г., установил принципиально иные подходы  к локальным нормативным актам  и их роли в формировании трудового  договора - соглашения между работодателем и работником. Прежний КЗоТ не упоминал локальные источники в статьях, посвященных трудовому договору. Теперь законодатель предусматривает достаточно широкое использование локальных документов в реализации норм трудового договора.

     Локальные нормативные акты дают возможность устанавливать содержание соглашений о труде, процедуру приема на работу, изменения и прекращения трудового договора»5.

     Локальный нормативный акт - это всегда письменный документ. Трудовой кодекс РФ устанавливает требования как к форме акта (положения, инструкции, графики и т.д.), так и к структуре и содержанию некоторых локальных актов (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка).

     Локальным источникам права присущи специфические особенности:

     - Они имеют подзаконный характер. В основе их формирования лежат правовые нормы общего действия, которые с учетом местных условий могут дополняться, уточняться или конкретизироваться. В соответствии со ст. 5 ТК РФ локальные акты вместе с актами органов местного самоуправления замыкают общую систему источников трудового права.

     - Основным, доминирующим субъектом локального нормотворчества является работодатель, который может (а в отдельных случаях обязан) принимать локальные нормативные акты в пределах своей компетенции.

     Работодатель, кроме локальных нормативных  актов, содержащих нормы трудового  права, принимает правовые акты (документы) о применении норм права. Их значение в регулировании трудовых отношений  возрастает. Среди этих актов можно  назвать должностные инструкции, оценочные листы персонала.

       «Локальному акту присущи все признаки нормы права: неперсонифицированность, т.е. он распространяется на неопределенное количество работников; формальная определенность, т.е. он всегда является письменным официальным документом, принятым в установленном законом порядке; многократность применения и др. Эти признаки отличают локальный нормативный правовой акт от приказа, который является индивидуально определенным актом»6.  

     1.2.Место локальных актов в системе источников трудового права  

     Статья 8 ТК РФ, определяющая порядок принятия локальных нормативных актов, указывает  их место в системе трудового  законодательства. «Они не могут ухудшать положение работников по сравнению  с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением. Таким образом, локальные нормативные акты находятся на низшей ступени иерархической лестницы, и если такой акт ухудшает положение работника либо принят без соблюдения предусмотренного Трудовым кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, то он является недействительным и не подлежит применению с момента принятия. В таких случаях должны применяться трудовое законодательство или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения»7.

     Локальным нормативным актам присущи все  признаки, характерные для правовых актов. Они, являясь низовым звеном системы трудового законодательства, могут быть отнесены как к источникам права, так и к правовым актам. Локальные акты обладают также специфическими признаками. Они закрепляют социальные ориентиры организации, направленные на смягчение негативных последствий рыночных отношений.

     Четкого разграничения регулирования трудовых отношений локальными нормативными актами и договорами нет. Например, П.Т. Подвысоцкий полагает: «...локальное нормативное (в большей степени договорное) регулирование...»8. Вместе с тем по межотраслевой аналогии закона договор, с одной стороны, - это сделка, действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). Данная правовая идея воспринята и ТК РФ: «Коллективный договор - правовой акт... заключаемый работником и работодателем...» (ст. 40); «трудовой договор - соглашение между работодателем и работником...» (ст. 56 ТК РФ).

     Нормативный правовой акт обычно не предполагает достижение соглашения сторон и представляет собой волеизъявление правотворческого органа, обязательное для неопределенного  круга лиц. Соответственно локальный  нормативный акт работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, - волеизъявление работодателя, обязательное для работников, как правило, не требующее их предварительного согласия. Таким образом, оценочное понятие «нормативный договор», применяемое некоторыми учеными к локальным нормам не подходит. Например, по мнению М.А. Нечитайло: «Нормативный договор - это правовой акт, устанавливающий правовые нормы; выработанный в результате согласования обособленных воль и волеизъявлений двух и более равноправных... субъектов права, одним из которых выступает субъект публичной власти; устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности неопределенного круга лиц на длительное время; сочетающий публичные (централизованные) и частные (децентрализованные) начала в регулировании отношений, участники которых несут взаимную ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств...»9.

Информация о работе Проблемы применения норм трудового права