Профсоюзы – субъекты трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Данная работа представляет собой попытку осмысления и анализа отношений, складывающихся в сфере деятельности профсоюзных организаций по защите законных прав и интересов трудящихся, определения роли профсоюзов и выработке предложений по повышению эффективности функционирования профсоюзных органов.

Для достижения поставленной цели нужно рассмотреть следующие задачи:

- раскрыть роль профсоюзных органов в сфере трудового права;

- охарактеризовать статус профсоюзов в сфере труда;

- классифицировать права профсоюзов в трудовом законодательстве;

- выделить гарантии прав профсоюзов в трудовом праве;

- рассмотреть основные положения ответственности профсоюзов в области трудовых отношений и соотношение прав профсоюзов, органов общественной самодеятельности в организациях (на предприятиях, в учреждениях), коллектива работников.

Содержание

Введение...……………………………………………………………………...3- 4

Глава 1. Профсоюзы – субъекты трудового права.………………...………..5

1.1.Предназначение профсоюзов.………………………………………….5- 7

1.2.Компетенции профсоюзов……….…………………………………….8-10

Глава 2. Права профсоюзов……………………………….…...….…………..10

2.1.Классификация прав профсоюзов по сфере их деятельности………..10-13

2.2.Классификация прав профсоюзов по объему в правоприменении…..13-14

2.3.Классификация прав профсоюзов по защите права на труд …..……..14-17

Глава 3. Гарантии прав профсоюзов в трудовом праве.……………………..17

3.1.Общие положения о гарантиях профсоюзов.………………………….17-19

3.2.Гарантии профсоюзным работникам....………………………………..20-24

Заключение……………………………………………..………………………25

Библиографический список ……………………………..……..……………..27

Работа содержит 1 файл

мой к.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

   Освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации, индивидуальною предпринимателя в соответствии с коллективным договором.

Расторжение трудовою договора по инициативе работодателя по   основаниям предусмотренным пунктами 2,3 или 5 части первой статьи 81 трудового кодекса Российской Федерации с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочии допускается только с соблюдением порядка, установленного статьей 374 трудового кодекса Российской Федерации.[2,171]

    Обязанность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций всемерно содействовать профсоюзам в их деятельности прямо предусмотрена законом. Содействие профсоюзам выражается также путем: а) отчисления предприятиями и организациями профсоюзным органам денежных средств на культурно-массовую  работу; б) предоставления соответствующему профсоюзному органу предприятия, учреждения, организации бесплатно необходимых помещений со всем оборудованием, освещением, уборкой, охраной для работы самого органа и для проведения собраний работников, транспортных средств, средств связи; в) предоставления зданий, помещений, сооружений, садов и парков, предназначенных для ведения культурно-просветительской, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы среди работников предприятия и членов их семей, а также пионерских лагерей, принадлежащих предприятию, учреждению, организации или арендованных ими, в бесплатное пользование соответствующему профсоюзному органу; г) перечисления членских профсоюзных взносов из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением на основании соответствующих письменных заявлений работников. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств. [9;41]

    Теперь, кроме того, на предприятиях, в учреждениях, организациях, где профсоюзами заключены коллективные договоры, соглашения или на которые распространяется действие отраслевых соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, соглашениями.

    Приведенные формы и способы содействия государственных органов, работодателей предусмотрены в трудовом кодексе Российской Федерации. Они уточнены Федеральным законом о профсоюзах, с учетом новых условий экономической деятельности предприятий, организаций, расширения возможностей регулирования взаимоотношений между ними и профсоюзами с помощью коллективных договоров, соглашений.

    Государственный надзор за соблюдением прав профсоюзов призвана осуществлять прокуратура, поскольку на нее возложены функции государственного надзора за законностью. Общественный контроль за соблюдением прав профсоюзов осуществляют сами профсоюзы (их органы) и находящаяся в их ведении правовая инспекция труда. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах, а значит - за несоблюдение предусмотренных этим законодательством профсоюзных прав, прямо установлена Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». За такие правонарушения виновные в том должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут ответственность: а) дисциплинарную (соблюдение законодательства, в том числе законодательства о профсоюзах входит в их должностные обязанности); б) административную (поскольку нарушение законодательства о профсоюзах может являться административным проступком); г) уголовную (за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов); д) материальную (если нарушение прав профсоюзов привело для них к материальному ущербу (по нормам гражданского законодательства). [9;42]

    Возможно  возмещение и морального вреда, если действия должностных лиц повредили репутации, авторитету профсоюза (также по нормам гражданского законодательства). Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если он нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.  
 
 

                                                   Заключение. 

    Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать осуществлению их уставной деятельности. Права профсоюзов как юридических лиц возникают с момента их государственной (уведомительной) регистрации в органах Министерства юстиции Российской Федерации. Права профсоюзов по представительству и защите интересов работников не зависят от наличия или отсутствия у них прав юридического лица. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом о профсоюзах, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации. Законы о профсоюзах приняты во многих субъектах Российской Федерации. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничить права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами. В своей деятельности профсоюзы руководствуются законодательством и принятыми ими самими уставами.

    Не  так давно исполнилось 100 лет образования профессиональных союзов России и 15 лет образования Федерации Независимых Профсоюзов России.

    Эти события имели не только историческое, но и важное общественно-политическое значение для современного российского  и международного профсоюзного движения, для российского общества в целом.

    Возникновение профсоюзов России было вызвано всем ходом экономического и политического  развития страны, явилось результатом  длительной борьбы российских рабочих  за свои социальные и экономические  права и заняло целый исторический период. Из малочисленных и разрозненных объединений рабочих, создаваемых, как правило, на период отдельных акций в ходе стачечного движения в конце XIX века, в дальнейшем повсеместно вырастали массовые профессиональные союзы, целью которых была организация борьбы трудящихся за улучшение условий труда и экономического положения рабочих.

    Массовое  создание профсоюзов привело к образованию  осенью 1905 года региональных межсоюзных органов – центральных бюро профсоюзов, которые были призваны координировать деятельность отдельных отраслевых и цеховых профсоюзов.

    24 сентября – 7 октября 1905 года  в Москве состоялась 1-я Всероссийская  конференция профсоюзов.

    На  всех последующих этапах становления  и развития российские профсоюзы  выступают активными защитниками социально-трудовых прав и интересов трудящихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Профсоюзы – субъекты трудового права