Профсоюзы в сфере труда

Автор: 1**************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 16:07, лекция

Описание работы

В условиях современной России профсоюзы представляют собой добровольные независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений: Федерация независимых профсоюзов России(ФНПР),

Работа содержит 1 файл

курссовая.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

По  существу, это деление прав профсоюзов по правоотношениям, стороной которых  они являются.

Правовое  регулирование трудовых отношений осуществляется на основе сочетания централизованных начал с локальным, при возрастании роли соглашений, коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров (контрактов). На всех уровнях профсоюзам предоставлены довольно широкие полномочия с тем, чтобы они могли выразить и отстоять права и интересы работников (см. ст. 226 КЗоТ). В законодательстве прямо не решен вопрос о последствиях принятия нормативных правовых актов о труде или их применения без участия профсоюзов, когда это предусмотрено. Между тем решения по таким вопросам непосредственно затрагивают права и интересы работников. Поэтому правовые последствия неучастия профсоюзов в принятии решений об установлении или применении условий труда необходимо определять в зависимости от того, нарушают ли эти решения права и интересы работников и исполнены ли они.

Вариант первый. Неисполненное решение должно быть отменено. Оно не должно выполняться.

Вариант второй. Если решение исполнено и  не ущемляет прав и интересов работников, его следует рассмотреть соответствующему профсоюзному органу, несмотря на то, что оно уже принято. Согласие (согласование) придает такому решению законность. При отказе в согласии (согласовании) оно должно быть отменено. Вариант третий. Если решение, принятое без участия профсоюзов, нарушает права или ущемляет интересы работников (работника) при применении установленных условий труда, его следует признавать недействительным, не порождающим правовых последствий. В объеме полномочий профсоюзов как общественной организации и их органов по контролю за соблюдением трудового законодательства изменений не произошло. Они вправе осуществлятьобщественнный контроль (см. ст. 244 КЗоТ). В компетенции технической и правовой инспекций труда, находящихся в ведении профсоюзов, произошли кардинальные изменения. С созданием специализированных государственных органов по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда к ним от профсоюзной инспекции труда перешли государственно-властные полномочия в этой области, т. е. государственные по природе и сути полномочия возвращены органам государства. В разрешении трудовых споров профсоюзы выступают на стороне работников в качестве их законных представителей.

При рассмотрении индивидуальных трудовых споров они (через руководителей, других сотрудников профсоюзных органов) могут быть представителями и защитниками прав работников, выступать в качестве экспертов, свидетелей по делу, вправе заявить иск в интересах работника. При коллективных трудовых спорах профсоюзы вправе выступать в качестве стороны, вырабатывать требования и предъявить их работодателю (администрации), объявлять и проводить забастовку, на паритетных началах с работодателем (администрацией) участвовать в создании и деятельности примирительной комиссии, выборе посредника, формировании трудового арбитража. По кругу лиц, в защиту которых выступают профсоюзы, их права подразделяются на права по защите: а) членов профсоюза и б) работников, вне зависимости от членства в профсоюзе.

В соответствии с действующими уставами и законодательством профсоюзы представляют и защищают интересы членов своей организации. Так обстоит дело, когда необходимо защитить трудовые права конкретного работника. Индивидуальные права и интересы профсоюзы вправе и обязаны защищать тогда, когда работник является членом профсоюза. Вместе с тем, закон не запрещает профсоюзам встать на защиту и тех, кто не состоит в этой организации, по их просьбе или по собственной инициативе.

Когда же речь идет о коллективных правах и интересах работников, то профсоюзы, как правило, действуют независимо от того, состоят ли они все членами профсоюза (например, при выработке условий коллективных договоров, соглашений). И это естественно, так как закон не допускает различий в условиях труда в зависимости от членства в профсоюзе. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности кобщестенным объединениям (см. п. 2 ст. 19 Конституции РФ). g 4. Гарантии прав профсоюзов

Особенности профсоюзов как субъектов права, вызванные их общественной природой и стоящими перед ними задачами, требуют особого подхода к  обеспечению реализации ими прав и выполнения обязанностей. Стимулы, побуждающие профсоюзы использовать свои права, сосредоточены в основном внутри профсоюзной системы. Они воздействуют на членов профсоюзных органов, работников платного аппарата, активистов, с помощью которых используются профсоюзные полномочия. С этой целью применяются меры общественного воздействия на основе внутрипрофсоюзных актов. Это - поощрение тех, кто умело использует права профсоюзов и способствует их наиболее полному осуществлению - они могут быть премированы, награждены почетными грамотами. К недостаточно активным работникам платного аппарата профсоюзные органы вправе применить меры дисциплинарного взыскания в соответствии с трудовым законодательством (правовые меры воздействия). Средством обеспечения реализации прав профсоюзов служит и воздействие вышестоящих профсоюзных органов.

Освобожденные и неосвобожденные от основной работы члены профсоюзных органов могут быть выведены из состава профсоюзных органов по решению избравших их (делегировавших) членов профсоюза, принятому на общем собрании (конференции), или по решению другого избравшего их (делегировавшего) профсоюзного органа. То есть отзыв с профсоюзной работы осуществляется в том же порядке, что и избрание (делегирование) в профсоюзный орган.

На  осуществление прав профсоюзов оказывает  влияние уровень правосознания  трудящихся, понимания ими задач и роли этой организации, необходимость поддержки в ее работе.

Профсоюзы вправе использовать средства “самозащиты” от нарушений их прав работодателями (администрацией), их объединениями, должностными лицами государственных органов, органов  местного самоуправления. К таким средствам относится, например, возможность ставить вопрос или требовать расторжения трудового договора (контракта) или смещения с должности руководящих работников организации (предприятия), нарушающих права профсоюза, т. е. применения к ним определенных мер юридического воздействия. Юридические гарантии, являясь элементом общей системы условий, средств и способов обеспечения прав профсоюзов, имеют относительно самостоятельное значение. Они призваны обеспечить реализацию прав профсоюзов и выполнение встречных обязанностей и занимают в связи с этим особое место в регулировании общественных отношений. За юридическими гарантиями стоят государственная воля и государственное принуждение как средство воздействия на субъектов общественных отношений с целью соблюдения ими правовых норм. Юридические гарантии - это такие государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов отнару- шенний со стороны работодателей (администрации), их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, дают возможность профсоюзам беспрепятственно осуществлять свои правомочия.

Гарантии, как возможность применения предусмотренных  законодательством средств обеспечения  прав профсоюзов, относятся к статутным, поскольку они находятся на одном уровне со статусом данной общественной организации. Статусные гарантии обеспечивают переход от общего правового положения профсоюзов к положению определенного профсоюзного органа в возможных правоотношениях и к его субъективным правам в конкретном (наличном) правоотношении. Что и означает гарантированность реального использования прав профсоюзов. Юридические гарантии в основном направлены на обеспечение любого правомочия профсоюзов. Среди них есть гарантии:

общего  действия, обеспечивающие реализацию прав всех профсоюзов и прав, специализированных по признакам субъекта и содержания; направленные на обеспечение использования прав самими профсоюзами и на их охрану и защиту от нарушений со стороны работодателей (администрации), органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Охрана прав профсоюзов - это предупреждение их нарушения путем устранения причин, влекущих эти нарушения, принятие превентивных мер, побуждающих обязанного субъекта к выполнению обязанностей, устранение препятствий на пути реализации прав. Защита состоит в принятии принудительных мер к реализации и восстановлению нарушенного права, наказании правонарушителей.

Законодательством предусмотрены специальные юридические  гарантии, обеспечивающие использование, охрану и восстановление в случае нарушения прав профсоюзов.

В систему  юридических гарантий прав профсоюзов входят гарантии: а) имущественные; б) личные;

в) обязанность  государственных органов, администрации  содействовать деятельности профсоюзов, с их участием решать социально-трудовые вопросы, когда это предусмотрено законами, иными нормативными правовыми актами; г) надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов; д) юридическая ответственность.

Имущественные гарантии деятельности профсоюзов в  законодательстве сформулированы в основном как их права: право собственности на имущество и денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач; право владения и пользования имуществом, переданным профсоюзам в хозяйственное ведение (управление); право юридического лица. Кроме того, профсоюзы пользуются другими имущественными правами. Личные гарантии - это дополнительные трудовые гарантии лицам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы, тем, кто непосредственно сталкивается с работодателями (администрацией), их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

Дополнительные  гарантии им предоставляются: а) при  переводе на другую работу; б) при наложении  дисциплинарных взысканий; в) при увольнениях  по инициативе администрации. Кроме того, этим лицам предоставляется свободное время для выполнения общественных обязанностей. Они могут возвратиться на прежнюю работу после окончания общественных полномочий.

Работники, входящие в состав профсоюзных органов  и не освобож- денныеотосновнойработы, немогутбытьподвергнутыдисциплинарно- му взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители выборных профсоюзных органов в подразделениях предприятия, учреждения, организации - без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа на предприятии, в учреждении, организации, а руководители профсоюзных органов на предприятии, в учреждении, организации, профорганизаторы - органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов. Перевод указанных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия органа, членами которого они являются.

Увольнение  по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгрупоргов - соответствующего профсоюзного органа подразделения предприятия, учреждения, организации (при его отсутствии соответствующего профсоюзного органа на предприятии, в учреждении, организации), а председателей и членов профсоюзных органов в организации, на предприятии, в учреждении, профорганизаторов - с предварительного согласия соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.

Привлечение к дисциплинарной ответственности  уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюзов в создаваемых на предприятиях, в  организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с предваритель ного согласия профсоюзного органа первичной профсоюзной организации. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых на предприятиях, в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные  от основной работы освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также для участия  в работе выборных органов. Условия освобождения указанных лиц от основной работы для названных целей и порядок оплаты за это время определяются коллективным договором, соглашением. Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации (на предприятии, в учреждении) вследствие избрания (делегирования) на должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или, с согласия работника, в другой организации.

При невозможности предоставления соответствующей  работы (должности) по прежнему месту  работы в случае реорганизации организации (предприятия, учреждения) работодатель или правопреемник, а при ликвидации организации (предприятия, учреждения) - профсоюз сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж.

Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной  организации, обладают такими же социально-трудовыми  правами и льготами, как и другие работники организации в соответствии с коллективным договором, соглашением. Увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации (предприятия, учреждения) или совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение. В таких случаях увольнение производится в том же порядке, что и работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы и неосвобожденных от основной работы.

Информация о работе Профсоюзы в сфере труда