Пространственные закономерности развития трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 01:43, дипломная работа

Описание работы

В современных условиях одним из главных факторов экономического роста является управление, эффективность которого определяется человеческим капиталом. По данным исследования Всемирного банка, 64% национального богатства 192 стран мира составляет человеческий капитал. Для обеспечения рыночного успеха и жизнеспособности организации на определенный период времени стало явно недостаточным найти подходящую рыночную нишу, организовать эффективное производство соответствующего продукта либо услуги, наладить снабжение и сбыт, успешно противостоять конкурентам.

Содержание

Введение

1
Изучение основных подходов к исследованию трудоресурсного потенциала региона

1.1
Понятие трудоресурсного потенциала

1.2
Изучение трудоресурсного потенциала

2
Методы оценки трудоресурсного потенциала региона

3
Оценка основных компонентов трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь

3.1
Оценка трудоресурсного потенциала

3.2
Перспективы развития трудоресурсного потенциала региона


Заключение


Список использованных источников


Нужно:

1.
Теоретические основы исследования трудоресурсного потенциала регионов

1.1
Понятие трудоресурсного (трудового) потенциала

1.2
Изучение трудоресурсного потенциала в экономико-географических исследованиях

1.3
Методы оценки трудоресурсного потенциала регионов

2.
Оценка основных компонентов трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь (здесь описание по таблицам)

3.
Проблемы и перспективы развития трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь

Работа содержит 1 файл

Розанов.doc

— 479.50 Кб (Скачать)

Особое внимание должно уделяться созданию благоприятных условий для

жизнедеятельности семьи,  обеспечивающих возможность  рождения и воспитания нескольких детей.

В целях регулирования  внутренней миграции предусматриваются  меры, направленные на разработку экономических  рычагов воздействия на миграционное поведение населения,  способствующих замещению его естественной убыли и уменьшению оттока специалистов из сельской местности.  В области внешней миграции политика государства должна быть ориентирована на совершенствование миграционного законодательства и исполнение обязательств, принятых в стране в рамках соответствующих международных договоров и соглашений.

В 2011–2020 гг. возможно снижение темпов убыли населения. В  возрастной структуре прогнозируется уменьшение численности детей и  населения трудоспособного возраста при росте лиц старше трудоспособного возраста. Демографическая политика в этот период должна быть направлена на создание модели воспроизводства населения,  близкой к экономически развитым странам:  сознательно регулируемой рождаемости,  снижающейся смертности и повышающейся ожидаемой продолжительности жизни.  В целях стимулирования рождаемости и укрепления семьи должны быть созданы условия,  дающие возможность рождения и воспитания нескольких детей для постепенного перехода от мало- к среднедетности. В области укрепления здоровья и снижения смертности предстоит реализовать комплекс мер,  включающих пропаганду здорового образа жизни и контроль над факторами риска,  угрожающими здоровью населения,  на государственном, общественном и индивидуальном уровнях.

В области внешней  миграции   предусматриваются  новые подходы и

механизмы,  способствующие сокращению миграционного  оттока и сохранению интеллектуального  потенциала страны.  Приоритетами во внутренней миграции будут меры по повышению территориальной мобильности рабочей силы и поддержанию жизнедеятельности с учетом потребностей социально-экономического развития регионов страны.

В качестве ресурсной  базы обеспечения устойчивого развития выступают трудовые ресурсы.  Беларусь обладает значительным трудовым потенциалом при неуклонной тенденции его роста.  Численность трудовых ресурсов в 2012  г. достигла 6,1  млн чел.,  или 61,6%  населения страны.  Адаптация экономики к рыночным отношениям сопровождается снижением спроса на рабочую силу при росте ее предложения на рынке труда.  Численность работающих в экономике уменьшилась до 4380,8  тыс.  чел.,  что составило 85%  от уровня 1990  г.  Однако уровень занятости остается достаточно высоким и равен 75% от трудоспособного населения, в то время как в Швеции – 71, России – 66, Украине – 64, Германии – 63, Польше – 62%.

На современном  этапе политика государства преимущественно  направлена на сохранение кадрового  потенциала и максимальное поддержание  занятости, что обусловливает стабильно  низкий уровень регистрируемой безработицы по сравнению с другими переходными экономиками – 3% к экономически активному населению на конец 2002 г. (в Польше – 16,1, Латвии – 9,2, Литве – 6,4%).

Основными проблемами в сфере занятости являются: содержание излишней численности персонала; нерациональная отраслевая структура и дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационным составляющим;  расширение масштабов неформальной занятости и нерегистрируемой безработицы. Стратегической целью государственной политики на рынке труда является обеспечение свободно избранной, продуктивной занятости и создание условий для более полной реализации трудового потенциала общества в соответствии с профессиональными возможностями каждого человека.  Повышение эффективности труда должно сопровождаться сокращением избыточной занятости на производстве и перераспределением рабочей силы в альтернативные сферы деятельности.

В долгосрочной перспективе формирование трудового  потенциала будет происходить под  влиянием прироста трудоспособного населения до 2006  г. и его абсолютного сокращения  в последующий период. Это обусловит рост численности трудовых ресурсов до 6193 тыс. чел. в 2005 г., который затем сменится тенденцией их уменьшения – до 6064 тыс. в 2010 г. и 5301 тыс. чел. в 2020 г. В ближайшие годы (2014–2015 гг.)  на фоне увеличения трудовых ресурсов прогнозируется сокращение численности работающих в общественном производстве.  При дальнейшей ориентации на обеспечение занятости и упреждение массового высвобождения работников из производства численность занятых в экономике может уменьшиться до 4180–4230 тыс. чел.

С учетом прироста трудовых ресурсов и прогнозируемых масштабов

высвобождения работников из общественного производства уровень безработицы к концу 2015 г. может возрасти до 3,7–3,8% к экономически активному населению. В связи с этим предусматривается разработка комплекса мер по предупреждению массовой безработицы и ликвидации ее последствий в небольших городах с градообразующими предприятиями,  усиление адресности социальной защиты наиболее уязвимых категорий населения.

В 2012–2020 гг. с  учетом активизации структурной  перестройки экономики прогнозируется более активное высвобождение работников из общественного производства. Численность  занятых в экономике к 2020 г. Может уменьшиться до 4065–4125 тыс.  чел.  В структуре занятости произойдет переориентация на социальные отрасли экономики за счет создания малых предприятий и расширения индивидуального предпринимательства в сфере услуг,  где доля работающих увеличится до 56–58%.  Сокращение уровня занятости будет происходить в условиях уменьшения численности трудовых ресурсов,  что обусловит снижение масштабов предложения рабочей силы на рынке труда.  В результате уровень

безработицы к  концу 2020 г. сократится до 3,0–3,5%.

Основной целью  государственной политики в этот период станет реализация системы мер  по достижению эффективной занятости,  отвечающей потребностям экономики  и интересам граждан. Для этого  необходимо повышение эффективности  использования, конкурентоспособности и профессиональной мобильности рабочей силы. Главные усилия должны быть направлены на рационализацию структуры

занятости на основе приоритетного создания рабочих  мест в  экспортоориентированных  производствах и сфере услуг, стимулирование развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства,  повышение качества системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом перспективных потребностей экономики.  Предстоит создать действенные механизмы содействия самозанятости населения с целью уменьшения дисбаланса спроса и предложения рабочих мест на рынке труда и упреждения высокого уровня безработицы.

Политика занятости  населения в 2011–2020  гг.  должна быть направлена на достижение наиболее полной сбалансированности спроса и  предложения рабочей силы,  повышение качества и конкурентоспособности трудового потенциала страны. В этот период прогнозируются более высокие темпы сокращения уровня занятости,  что будет обусловлено дальнейшей оптимизацией численности кадрового персонала исходя из потребностей структурной перестройки производства,  а также уменьшением притока кадров вследствие сокращения численности населения в трудоспособном возрасте.  По прогнозу,  численность занятых в экономике к 2020  г.  сократится до 3705–3530  тыс.  чел.  Политика приоритетного развития социальных отраслей и переориентации экономики на наукоемкие производства будет способствовать постепенному переходу к постиндустриальной модели занятости.  Доля работающих в сфере услуг,  по

расчетам, увеличится до 58–61%.

Предполагается  создать эффективные механизмы  кадровой политики в

направлении роста  образовательного и профессионального  уровня работников, формирования действенных  стимулов к высокопроизводительному  труду. Приоритетное внимание будет  уделено обеспечению рационализации структуры занятости по профессиональному составу,  повышению качества рабочей силы соответственно требованиям к профессиональной квалификации,  предъявляемых на национальном и международном рынках труда. 

Стратегия повышения  конкурентоспособности рабочей силы предусматривает решение проблем внешней трудовой миграции,  включая такие задачи как содействие в трудоустройстве граждан Беларуси за рубежом,  контроль за использованием иностранной рабочей силы,  предупреждение нелегальной трудовой миграции,  защита национального рынка труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение можно  сделать следующие выводы.

С началом рыночных преобразований в Белоруссии  рынок  труда претерпел значительные изменения. Это произошло в силу следующих причин:

- изменения  структуры отечественного воспроизводства  и социальной структуры;

- дифференциации  регионов Белоруссии, произошедшей  еще в предшествующий период  системы общественного разделения  труда;

- из-за специфических  особенностей менталитета населения как результат политики государства по всеобщей обязательной занятости;

- значительного  ослабления роли государства  в регулировании социально-трудовых  отношений между работодателем  и наемными рабочими;

- оттока капитала  в процессе приватизации и  реструктуризации собственности из обрабатывающих отраслей;

- начавшегося  в начале 90-х годов спада производства;

- высокого уровня  инфляции и резкого снижения  жизненного уровня населения;

- снижения качества  условий и уровня оплаты труда  ряда высококвалифицированных специалистов.

Все эти факторы  привели к тому, что процесс  адаптации экономически активного  населения происходил достаточно неравномерно и болезненно. Неоднородность экономического потенциала регионов Белоруссии  привела  к усилению диспропорций в социально-экономическом развитии, что наиболее остро проявилось в социально-трудовых отношениях, включая защиту от безработицы, социальные гарантии занятому населению. Все это способствовало оттоку высококвалифицированных специалистов из Белоруссии в другие страны. Неблагоприятной тенденцией демографического развития Белоруссии является сокращение и старение населения страны.

Вместе с  тем надо отметить, что при указанных  негативных особенностях развития рынка труда Белоруссии сохраняется высокий образовательный уровень населения.

Развитие кадрового  потенциала страны, как одного из важнейших  ресурсов государства, возможно обеспечить на основе:

- введения государственных  профессиональных стандартов, соответствующих  международным требованиям, создания  системы сертификации и аттестации персонала;

- формирования  и обеспечения систем государственного  заказа на подготовку и переподготовку  кадров для приоритетных и  инновационных сфер деятельности;

- обеспечения  качества образовательных услуг  на базе усовершенствования механизма  лицензирования и аккредитации  образовательных организаций;

- обеспечения  социальных гарантий со стороны  государства;

- дальнейшего  совершенствования трудового законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Литература  оформляется только в алфавитном порядке

1. Байнев В.Ф., Пелих С.А., Радевич А.М. Экономика  и управление регионом: Уч. пособие;  Под ред. С.А. Пелиха. – Минск,  Изд-во «Современная школа», 2006. – 255 с.

2. Байнев В.Ф., Пелих С.А. Экономика региона:  Уч. пособие; Под ред. С.А. Пелиха. –Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 272 с.

3. Байнев В.Ф.  Экономика региона: Курс лекций. – Минск: Академия управления  при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 239 с.

4. Гранберг А.Г.  Основы региональной экономики:  Учебник для вузов. – М.: ГУ  ВШЭ, 2000. – 495 с.

5. Козловская  Л.В. Методы регионального экономического  анализа: курс лекций. – Мн.: БГУ, 2008. – 100 с.

6. Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой: Учеб. пособие. – М.: ТЕИС, 2003. – 330 с.

7. Сасноўскі  В.М. Методыка рэгіянальных эканамічных  даследаванняў: Вучэб. дапаможнік. – Минск: БДЭУ, 2002. – 138 с.

8. Экономика  региона: Учеб. пособие / В.И. Борисевич,  П.С. Гейзлер, В.С. Фатеев и др.; Под ред. В.И. Борисевича. – Минск: БГЭУ, 2002. – 432 с.

9. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика  и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 416 с.

10. Вертинская  Т.С. Регион как субъект международных  экономических отношений. Научный  доклад, подготовленный по результатам НИР Института экономики НАН Беларуси / Под. науч. ред. акад. П.Г. Никитенко. – Минск: ИООО «Право и экономика» , 2001. – 32 c.

11. Государственное  регулирование переходной экономики  / С.А. Пелих, В.Ф. Байнев, В.П.  Орешин [и др.]. – Минск: Право и экономика, 2008. – 490 с.

12. Изард У.  Методы регионального анализа:  введение в науку о регионах. – М.: Прогресс, 1966.

13. Киреенко  Е.Г. Социально-экономическая география  Республики Беларусь. – Минск:  Аверсэв, 2003. – 400 с.

14. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. – М.: Мысль, 1969.

15. Концепция  государственной региональной экономической  политики Республики Беларусь. –  Минск: НИЭИ Минэкономики Республики  Беларусь, 2000.

Информация о работе Пространственные закономерности развития трудоресурсного потенциала регионов Республики Беларусь