Социальная защита населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:16, реферат

Описание работы

Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.
Как профессиональная деятельность социальная работа за более чем вековую историю накопила огромный эмпирический материал, теоретическое осмысление, обобщение и систематизация которого открывает новые перспективы перед практикой с точки зрения повышения ее эффективности и результативности.

Содержание

Введение 3
Раздел 1 Понятие, функции и принципы социальной защиты населения. 4
Раздел 2 Факторы формирования и развития, механизмы социальной защиты. 8
Раздел 3 Методы социальной защиты населения 12
3.1 Социально-экономические методы социальной защиты населения 12
3.2 Организационно-распорядительные методы социальной защиты 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ Социальная защита населения.docx

— 99.96 Кб (Скачать)

Важным  является внедрение экономических, рыночных механизмов в распределительные  каналы и ресурсное обеспечение  социальной защиты.

Рост накоплений и инвестирования в социальную защиту позволяет осуществлять достойное страхование по безработице и пенсионное страхование, материальное обеспечение нетрудоспособных граждан, укрепить материально-техническую базу учреждений социального обслуживания; сокращение текучести рабочей силы и закрепление ее на предприятиях мерами социальной защиты - это отражение влияния экономических факторов на состояние и развитие системы социальной защиты.

Идеологические факторы. Они играют важную роль в становлении института социальной защиты населения. Отражают посредством системы общественных взглядов и идей экономическую жизнь общества, активно влияют на ее развитие посредством деятельности государства, общественных объединений, партий, групп и слоев общества. После многолетнего доминирования государственной системы социального обеспечения в начале 90-х гг. под влиянием рыночных изменений в экономике и других сферах общества актуальной стала проблема выработки и принятия новой идеологии социальной защиты.

Нравственно-психологические  факторы. На протяжении всей истории социальной защиты являются важнейшими регуляторами отношений, возникающие в сфере социальной защиты человека. Нравственно-психологические проблемы возникают часто и проявляются во всех областях социальной помощи и поддержки человека - при взаимодействии социального работника и клиента, в семье, в деятельности учреждений социального обслуживания и т.д. социальные работники, к примеру, постоянно сталкиваются с проблемами проявления социального и политического неравенства, унижением человеческого достоинства, утратой человеческих ценностей. Поэтому задача института социальной защиты -способствовать восстановлению социальной справедливости, законных прав клиента, добиваться реализации его основных потребностей, уважительного отношения к ценностям человека. При оказании социальной защиты возрастает влияние психологических факторов, сопровождающих значительную часть социальных проблем клиентов - проблема взаимодействия людей, их влияния друг на друга, отношений между ними.

 Налаживание взаимодействия между людьми, оказание им помощи в социальной функционировании - это сфера интересов института социальной защиты.

Таким образом, на развитие системы социальной защиты населения активно влияют факторы, связанные с ее более глубоким воздействием в качестве механизма  регулирования всей совокупности социально-экономических, политических, духовно-нравственных отношений  в обществе.

Факторы, связанные с  социальной работой как профессиональным видом деятельности. Система социальной защиты населения и профессиональная социальная работа тесно связаны и взаимозависимы. Становясь профессиональным видом деятельности, социальная работа предполагает наличие необходимой законодательной и нормативной базы, развитой инфраструктуры, подготовленных кадров, словом, всего того, что может предоставить социальная защита как социальный институт. Система социальной защиты, прежде всего на мезо- и микроуровне является своеобразным «организационно-правовым полем» для социальной работы, где она выполняет свои цели и задачи, реализует свойственные ей основные функции. В свою очередь, с помощью средств социальной работы реализуются функции социальной защиты. Приход в социальную работу подготовленных специалистов, повышение уровня профессионализма в работе с клиентами, возросшее умение обеспечивать взаимодействие в деятельности по оказанию помощи и поддержки людям с государственными организациями и общественными объединениями - все это повышает эффективность мер по социальной защите.

 

Раздел 3. Методы социальной защиты населения

 

3.1 Социально-экономические методы социальной защиты населения

Переход к социально ориентированной  рыночной экономике требует создания целостной, многообразной и эффективной  системы социальной защиты, включающей экономические и правовые гарантии обеспечения основных прав граждан - законодательно закрепленные государственные формы и уровни удовлетворения потребностей разных групп населения. В настоящее время к числу социальных гарантий относятся:

1. права, закрепленные конституцией: на труд и льготы, связанный с его условиями, на образование и медицинское обслуживание, на отдых на жилище;

2. права, устанавливаемые законодательными и нормативными актами: минимальная заработная плата, уровень пенсионного обеспечения, стипендий, пособий социального страхования, пособий отдельным категориям населения.

Необходимо  не только сохранение этих гарантий, но и наполнение их новым содержанием, укрепление финансовой базы и, что принципиально  важно, - дополнение их новыми.

Методы  социальной защиты должны строится на базе социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления различных благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности населения. Важнейшим среди социальных нормативов является минимальный потребительская корзина. Он представляет собой систему социальных нормативов, выражающих сложившиеся в обществе представления о минимальном общественно необходимом уровне потребления, обеспечивающем удовлетворение наиболее насущных потребностей. Его общий объем соответствует уровню номинального дохода, который дает возможность удовлетворить потребности в питании на уровне минимальных физиологических норм потребления, покрывающих энергетические затраты и потребность организма в основных питательных веществах, необходимых для жизнедеятельности взрослых, для роста и развития детей. Доходы также должны быть достаточными для обеспечения минимальных потребностей в необходимых предметах одежды, обуви, предметах культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, основных видах услуг.

Рис. 1 Потребительская корзина Украинца [13]

Традиционно технологии разрабатывания минимального потребительской корзины формировались на чисто статистической, нормативно-статистической и чисто нормативной базе, то есть информационно-методических основах. Статистический подход предполагал использование данных обследований бюджетов населения с уровнем доходов ниже средних. Исходя из них определялось конкретное количество входящих в бюджет материальных благ и услуг и расходов на них. Значительно более распространенным является нормативно-статистический подход. Он предполагает разработку научно обоснованных нормативов для продуктов питания и наиболее важных услуг, прежде всего жилья, и оценки расходов на удовлетворение других видов потребностей по статистическим данным с учетом настоятельности различных потребностей, определяемых на базе тех же статистических закономерностей и экспертных оценок. Однако и до сегодняшнего дня потребительская корзина в Украине не отвечает реальным потребностям населения.

 

 

Таблица 1. Прожиточные нормативы для населения  Украины [14]

Всего за год

11314,9 грн

Всего в месяц на 1 человека

942,908 грн

Всего в месяц на 3 человек

2828,73 грн


 

Поскольку потребности разных групп населения  различны, нормативы потребления  по конкретным продуктам определялись по различным демографическим группам  населения: детей по четырем возрастным группам, трудоспособных мужчин и женщин, пенсионеров, жителей города и деревни, семей разного состава. Для количественного определения норм потребления использовались данные специальных научных исследований, статистические данные, экспертные оценки.

Отдельным вопросом стоял уровень  цен, принимаемых при расчетах стоимостных объемов годовых покупок, и, следовательно, годового и месячного объемов минимального потребительской корзины. Традиционные методики, совпадающие в этом плане с общепринятыми мировыми положениями, предполагали использование в расчетах прейскурантных цен.

Создаваемая в настоящее время система  социальной защиты населения во многом базируется на опыте наиболее развитых зарубежных стран с рыночной экономикой. Однако если в Украине ее основные элементы создаются одноразово, на законодательной основе и в основном на государственной экономической базе, то в большинстве других стран система социальной защиты явилась результатом достаточно длительного развития и отличается множеством форм и экономических источников.

Минимальная потребительская корзина - нормативная основа системы социальной защиты населения. Стоит выяснить кого же именно она «защищает».

 Прежде всего, объем минимальной потребительской корзины является той границей, которая очерчивает уровень малообеспеченности. Все лица, уровень дохода которых ниже его, автоматически должны быть объектами социальной защиты и иметь право на помощь общества, т.к. они попадают в категорию бедности.

Бедность - это состояние, вызванное недостатком  материальных ресурсов в течение определенного отрезка времени и в такой степени, что ведение нормального образа жизни и наличие условий жизни, которые являются привычными или, по крайней мере, поощряются или принимаются в обществе, становятся невозможными или чрезвычайно затруднительным. Первейшие представители «бедноты» - пенсионеры.

Таблица 2. Средний размер месячной пенсии и  количество пенсионеров в Украине [15]

Годы

Среднегодовая пенсия, грн

Количество пенсионеров, тыс. чел

Уровень инфляции, в %

Темпы прироста среднегодовой пенсии, в %

2008

751

13819

25,2

-

2009

898

13749

15,9

120,1

2010

1000

13721

9,3

111,3

2011

1221

13738

-

121,1


Из таблицы 2, видно, что согласно официальным  данным, а именно, Госкомстата, уровень  пенсий в нашей стране растет быстрее, чем уровень инфляции. Однако многие эксперты считают, что индекс потребительских  цен в Украине занижен, и реальная ежегодная инфляция составляет не менее 20% с 2009 по 2010 годы. Так же, сама методика расчета среднегодовой пенсии не совершенная, ведь она базируется на вышерассмотренной потребительской  корзине (минимуме), который явно далек  от жизни.

На практике широко распространено «административное» определение бедных. В этом случае прожиточный минимум практически  не играет роль ориентира в социальной политике, а статусом «бедных» наделяются отдельные категории населения с наибольшим риском обнищания (многодетные семьи, матери-одиночки, пенсионеры).

Однако  необходимо отметить, что на сегодняшний  день измерение бедности осуществить  чрезвычайно трудно. Нет четкой информации о жилищных условиях, наличии предметов длительного пользования, неизвестен удельный вес второй работы, реальные доходы и т.д.

Проблема  бедных - одна из самых сложных для  любого правительства. С одной стороны, степень цивилизованности страны прямо определяется тем, насколько сносные условия существования она может обеспечить своим беднякам. С другой - чрезмерная забота о бедных ослабляет стимулы к труду наиболее одаренных, трудоспособных и трудолюбивых граждан и грозит снижением общего уровня экономического развития страны. Это реальное противоречие экономики.

Вторая  важнейшая функция минимальной корзины - собственно функция нормативной основы социальной защиты. От минимальной корзины зависят размеры законодательно устанавливаемой минимальной зарплаты, а от нее, в свою очередь, - размеры всех пенсий, пособий, стипендий и прочих выплат, устанавливаемых как процентное отношение к размеру минимальной зарплаты.

Таблица 3. Динамика количества незанятого населения, официально зарегистрированного в службе занятых. [15]

Годы

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Количество, тыс. чел

998,9

903,5

780,9

660,3

876,2

542,8

564


Из данных в таблице 3 можно сделать вывод  о положительных тенденциях в  сфере укрощения безработицы. Однако стоит принять во внимание общее  нежелание регистрироваться в службе занятых, высокие барьеры для  достижения статуса «безработного», а так же в не учитываются работники  с неполной занятостью.

Итак, группа социально-экономических методов  объединяет все те способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи, установления льгот и выплаты единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций и т.п.

Изменения происходящие в нашем обществе, в частности переход к рыночным отношениям в экономике, требуют кардинальной перестройки всех основных элементов общественных отношений. Успех радикальной экономической реформы, социальное состояние общества, его стабильность в значительной степени зависят от того, насколько органично взаимодействуют свойственные рыночной экономике мотивации и стимулы к труду, свобода и масштабы предпринимательской деятельности с эффективной социальной защитой населения и материальной поддержкой его наиболее слабых слоев.

Информация о работе Социальная защита населения