Трудовой стаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность трудового стажа и особенностей его исчисления.
Задачи работы:
1) Изучить правовую литературу по теме работы.
2) Раскрыть виды, порядок исчисления и доказательство трудового стажа.
3) Рассмотреть порядок подтверждения стажа
4) Сделать сравнение общего трудового и страхового стажа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1. Страховой стаж: общий и специальный ………………..……….5

2. Общий трудовой стаж: порядок исчисления,
юридическое значение…………………………………………………......10
3. Сравнение общего трудового
и страхового стажа………………………………………………………...14
4. Непрерывный трудовой стаж: порядок исчисления,
юридическое значение……………………………………………………...16
5. Порядок подтверждения стажа: общего трудового,
страхового, специального, непрерывного………………………………..20

Заключение………………………………………………………….…….….27
Библиография………………………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 56.65 Кб (Скачать)

     Пункт 2 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ также содержит отсылочную норму  к ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

     Этой  статьей, в частности, определено:

     – граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному  пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за себя;

     – физические лица вправе добровольно  вступить в правоотношения по обязательному  пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем.

     Указанные физические лица осуществляют уплату страховых взносов в установленном  законом порядке. При этом уплаченные суммы страховых взносов учитываются  при определении права граждан  на получение обязательного страхового обеспечения на общих основаниях.5

     Таким образом, по смыслу нормативных положений  можно сделать вывод о возможности  добровольного участия в системе  обязательного пенсионного страхования  трех категорий физических лиц:

     – граждан, работающих за пределами территории Российской Федерации;

     – лиц, осуществляющих уплату страховых  взносов за другое работающее физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем  в силу закона;

     – лиц, осуществляющих уплату страховых  взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем  из-за отсутствия страхователя как  такового, т.к. это лицо не занято трудовой деятельностью.

     При этом правовые последствия добровольного  участия в системе обязательного  пенсионного страхования первой категории лиц не требуют комментария.

     Что касается второй категории, то в отношении  лиц, выполняющих работы (услуги) для  садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов, следует отметить зависимый характер закрепленной законодательно нормы. Уточнение  ее правового смысла возможно в системной  связи с нормами действующего законодательства.

     Согласно  ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая  база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 НК РФ.6 В практической деятельности это означает, что страховые взносы могут быть начислены на те суммы, на которые начисляется единый социальный налог. Принимая во внимание, что в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, не подлежат налогообложению, с этих сумм не производилась уплата страховых взносов в бюджет ПФР. Из этого следует, что при определении права на трудовую пенсию периоды их деятельности после 01.01.2002 не подлежат включению в страховой стаж.

     В отношении третьей категории  разъяснения даны Департаментом  развития социального страхования, политики в сфере физической культуры, спорта и туризма Минздравсоцразвития  России. По мнению Департамента, периоды  уплаты страховых взносов за лицо, за которое не осуществлялась уплата страховых взносов страхователем  в соответствии с Федеральным  законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ, другим лицом  в добровольном порядке в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 29 данного Федерального закона, не связанные с осуществлением трудовой деятельности, не могут быть включены в страховой стаж. При  этом суммы уплаченных страховых  взносов учитываются в расчетном  пенсионном капитале застрахованного  лица, за которого уплачивались страховые  взносы, для определения страховой  части трудовой пенсии, а также  данные суммы учитываются для  определения накопительной части  трудовой пенсии.

     В соответствии со ст. 66 ТК РФ7 трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. 

 

2. Общий трудовой  стаж: порядок исчисления, юридическое значение

 

     Трудовой  стаж – учитываемая при определении  права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению  суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые  засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной  Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении8).

     Нормами п. 2 ст. 10 Закона о государственном  пенсионном обеспечении право на пенсию по старости отдельных категорий  граждан определяется с учетом трудового  стажа.

     В состав трудового стажа включаются периоды работы и другой общественно  полезной деятельности, засчитываемые  в страховой стаж при установлении трудовой пенсии.

     В страховой стаж включаются работа и (или) иная деятельность, предусмотренные  в ст. 10 Закона о трудовых пенсиях, а также засчитываются иные периоды  в соответствии со ст. 11 указанного Закона.

     Закон о государственном пенсионном обеспечении  не содержит норм, предусматривающих  правила подсчета трудового стажа  и порядок его подтверждения. Однако, исходя из смысла положений  статьи 10, эти правила аналогичны правилам подсчета и порядку подтверждения  страхового стажа, предусмотренного ст. 13 Закона о трудовых пенсиях.

     Анализ  правового содержания ст. 10 и 11 Закона о трудовых пенсиях позволяет  сделать вывод, что различаются  периоды работы и (или) другой деятельности, которые включаются в страховой  стаж (связаны с уплатой страхового взноса), а также периоды, которые  засчитываются в страховой стаж (нестраховые периоды).

     Для включения в страховой стаж периодов работы требуется соблюдение двух обязательных условий:

     - выполнение работ на территории  РФ;

     - уплата страховых взносов в  ПФР за эти периоды.

     Законодатель  также предусмотрел возможность  включения в страховой стаж периодов работы российских граждан за границей, если это установлено международными договорами, а также в случае уплаты страховых взносов в ПФР в  добровольном порядке в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании.

     К иным периодам, засчитываемым в страховой  стаж, относятся:

     - военная служба (по призыву, по  контракту);

     - период ухода одного из родителей  за каждым ребенком до достижения  им возраста полутора лет, но  не более 3 лет в общей сложности;

     - период получения пособия по  безработице, участия в оплачиваемых  общественных работах и время  переезда по направлению государственной  службы занятости в другую  местность для трудоустройства;

     - период содержания под стражей  и отбывания наказания необоснованно  привлеченных к уголовной ответственности,  необоснованно репрессированных  и впоследствии реабилитированных;

     - период ухода, осуществляемого  трудоспособным лицом за инвалидом  I группы, ребенком-инвалидом или  лицом, достигшим 80-летнего возраста.

     Все перечисленные периоды засчитываются  в страховой стаж при обязательном условии – им должна предшествовать и (или) следовать работа (независимо от продолжительности – теоретически достаточно одного дня, вместе с тем  в реальной жизни работа такой  продолжительности считается случайной  со всеми вытекающими отсюда последствиями).9

     Продолжительность страхового стажа имеет значение лишь для определения права на трудовую пенсию.

     Страховой стаж исчисляется только в календарном  порядке (без применения льготного  исчисления); при совпадении по времени  нескольких периодов (например, период работы и времени одновременного ухода за ребенком, в том числе  инвалидом) учитывается один из таких  периодов.

     На  основании п. 4 статьи 13 Закона о государственном  пенсионном обеспечении Постановлением Правительства РФ от 24.07.02 № 55510 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.

     В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность  трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая  в календарном порядке, в которую  включаются:

     1) периоды работы в качестве  рабочего, служащего (в том числе  работа по найму за пределами  территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной  организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи  рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

     2) периоды творческой деятельности  членов творческих союзов –  писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных  деятелей, а также литераторов  и художников, не являющихся членами  соответствующих творческих союзов;

     3) служба в Вооруженных Силах  Российской Федерации и иных  созданных в соответствии с  законодательством Российской Федерации  воинских формированиях, Объединенных  Вооруженных Силах Содружества  Независимых Государств, Вооруженных  Силах бывшего СССР, органах внутренних  дел Российской Федерации, органах  внешней разведки, органах федеральной  службы безопасности, федеральных  органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная  служба, бывших органах государственной  безопасности Российской Федерации,  а также в органах государственной  безопасности и органах внутренних  дел бывшего СССР (в том числе  в периоды, когда эти органы  именовались по-другому), пребывание  в партизанских отрядах в период  гражданской войны и Великой  Отечественной войны;

     4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и  период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие  увечья, связанного с производством,  или профессионального заболевания;

     5) период пребывания в местах  заключения сверх срока, назначенного  при пересмотре дела;

     6) периоды получения пособия по  безработице, участия в оплачиваемых  общественных работах, переезда  по направлению службы занятости  в другую местность и трудоустройства.

     Таким образом, юридическое значение общего трудового стажа в том, что  общий трудовой стаж сохраняет свое значение для конвертации пенсионных прав застрахованных лиц в пенсионный капитал на 01.01.2002.

     В пункте 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях определено, что «в целях  оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность  трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, учитываемая  в календарном порядке...».11

     Следовательно, включению в общий трудовой стаж подлежат только те периоды, которые  прямо предусмотрены п. п. 1 – 6 п. 4 названной статьи, и все они (без  исключения) подсчитываются в календарном  порядке.

     Исчисление  общего трудового стажа производится в календарном порядке с учетом Положения о порядке подтверждения  трудового стажа, утвержденного  Приказом Минсоцобеспечения РСФСР  от 04.10.1991 № 190.12

 

3. Сравнение общего  трудового и страхового  стажа

 

     Неужели столь привычное для нашего слуха  понятие «общий трудовой стаж» потеряло свою актуальность и больше не учитывается  в пенсионном деле? Не совсем так. Согласно ранее действовавшему закону о пенсиях, общий трудовой стаж – это суммарная  продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, с учетом которой устанавливались  пенсионные выплаты. И если раньше наличие  общего трудового стажа было необходимо для возникновения у работника  права на пенсию (для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет), то теперь он тоже учитывается, однако роль его при  этом совершенно иная.

     Продолжительность общего трудового стажа используется сейчас работниками Пенсионного  фонда для определения величины пенсионного капитала, то есть величины накоплений будущего пенсионера на момент введения Закона № 173-ФЗ. Из этих накоплений рассчитывается страховая часть  пенсии. А это (внимание!) существенный момент, так как базовая часть  пенсии неизменна, всегда устанавливается  в твердых суммах, а страховая  составляющая – динамична и непосредственно  влияет на размер ожидаемых пенсионных выплат.

     Иными словами, общий трудовой стаж влияет на размер пенсии тех лиц, кто начал  свою трудовую деятельность до 1 января 2002 года, то есть до вступления в силу Закона № 173-ФЗ.

Информация о работе Трудовой стаж