Трудовые споры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:11, реферат

Описание работы

Трудовой спор (конфликт) возникает в результате реального или предполагаемого нарушения прав в области оплаты труда, режима или условий работы, найма и т.п. Если подобное нарушение осуществляется по отношению к отдельному работнику, то его последствием может быть индивидуальный трудовой конфликт. В случае же, когда возникают разногласия между работодателем и группой работников или трудовым коллективом в целом, трудовой спор приобретает характер коллективного.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….….3
1. Понятие «трудовые споры»: общая характеристика, классификация…5
2. Органы, регулирующие трудовые разногласия работников…………...9
2.1. Разрешение индивидуальных трудовых споров…………………9
2.2. Разрешение коллективных трудовых споро…….…..…………..14
Заключение……………..……………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………………….24

Работа содержит 1 файл

трудовые споры.doc

— 102.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение ………………………………………………………………….….3

1. Понятие «трудовые  споры»: общая характеристика, классификация…5

2. Органы, регулирующие  трудовые разногласия работников…………...9

        2.1. Разрешение индивидуальных трудовых споров…………………9

        2.2. Разрешение коллективных трудовых споро…….…..…………..14

Заключение……………..……………………………………………………22

Список использованной литературы……………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Трудовые споры, конфликты стали частью нашего повседневного бытия. Мы слышим о них по радио и телевидению, читаем в газетах, сталкиваемся на практике. Что является причиной их возникновения.

Трудовой спор (конфликт) возникает в результате реального  или предполагаемого нарушения  прав в области оплаты труда, режима или условий работы, найма и т.п. Если подобное нарушение осуществляется  по отношению к отдельному работнику, то его последствием может быть индивидуальный трудовой конфликт. В случае же, когда возникают разногласия между работодателем и группой работников или трудовым коллективом в целом, трудовой спор приобретает характер коллективного.

Обе эти категории  споров получили сегодня широкое  распространение в нашей стране. Однако, если индивидуальные споры  не были редкостью и прежде, имели  нормативные (Трудовой кодекс РФ) и  процедурные (примирительные комиссии, суд) рамки своего разрешения, то проблема урегулирования коллективных трудовых конфликтов со всей остротой встала в России после массовых выступлений трудящихся в 1989 году.

После десятилетий полного  государственного контроля в сфере трудовых отношений все социальные партнеры, включая государство, оказались абсолютно не готовы к проявлениям открытой конфронтации. Появилась острая необходимость в разработке нормативных документов, регулирующих трудовые отношения в новых условиях; создании системы социального партнерства; изучении опыта функционирования данной системы в западных странах.

       

Кроме того, интересы работодателя и наемного работника не всегда совпадают, поэтому часто происходит столкновение  этих интересов на разных стадиях трудовых отношений. Это, в свою очередь, приводит к возникновению споров (конфликтов), требующих своего разрешения в юрисдикционных органах. Наблюдаются нарушения как трудовых, так и коллективных договоров, порождающие соответственно индивидуальные и коллективные трудовые споры. Они рассматриваются и разрешаются в зависимости от их характера  и подведомственности  в комиссиях по трудовым спорам (КТС) организаций, предприятий, учреждений или суде, между работниками и работодателями, а также в примирительных комиссиях с участием посредников и в трудовых арбитражах между трудовыми коллективами и работодателями. Между тем, в условиях нестабильности трудовых отношений, число индивидуальных и коллективных споров возрастает.

Трудовой кодекс РФ дал  новую правовую основу для всеобъемлющего регулирования отношений одной из важнейших сфер общественной жизни – трудовой. Основные положения законодательства затрагивают интересы каждого наемного работника и работодателя. В Кодексе прослеживается определенная правопреемственность с ранее действовавшим Кодексом законов о труде (Трудовой кодекс РФ) как по структуре, так и по содержанию (многие положения КЗоТ в том или ином виде перешли в новое трудовое законодательство).

Целью реферата является рассмотрение трудовых споров и пути их разрешения. В процессе рассмотрения темы решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть и изучить  понятия, причины, общую характеристику  и правовую природу индивидуальных  и коллективных трудовых споров.

2. Изучить общий порядок  рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

1. Понятие "трудовые споры": общая характеристика, классификация

Трудовой спор - это  поступившее на разрешение юрисдикционного  органа разногласие субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении между ними новых условий труда.

Трудовые споры могут  возникнуть именно тогда, когда спорящие стороны переносят разрешение своих разногласий в юрисдикционный орган.

Разногласия возникают  в случаях, когда совершается  виновной стороной трудовое правонарушение в отношении другой стороны, или же когда трудовое правонарушение и не совершено, но одна из сторон считает, что по отношению к ней были совершены неправомерные действия.

Трудовым правонарушением  называется виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения.

Трудовые правонарушения сами по себе еще не являются трудовыми спорами. Одно и тоже действие может быть оценено каждой стороной по своему. Расхождение в оценках есть разногласие. Такого рода разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор в том случае, когда оно не урегулировано самими сторонами, а внесено на рассмотрение юридического органа, иными словами одна сторона оспаривает действие (бездействие) обязанной стороны, нарушившей ее трудовое право.

 

 

 

                         Схема трудового спора в динамике.

Трудовое  правонарушение




 

Действительное


По  мнению правомочного субъекта




 

 

 

Непосредственные  переговоры спорящих сторон с целью  самим урегулировать разногласия




 

 

ТРУДОВОЙ  СПОР

(обращение  для разрешения разногласий в  юрисдикционный орган)




Разногласие

(различная  оценка трудового правонарушения субъектами правоотношений)




 

 

 

 

 

 

Трудовые споры могут  классифицироваться:

- по спорящему субъекту;

- по характеру спора;

- по виду спорного  правоотношения.

Выяснение вида трудового  спора поможет быстрейшему его  разрешению.

Рассмотрим подробнее  о видах трудовых споров.

Во-первых - по спорящему  субъекту все трудовые споры делятся  на индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным можно  относить споры о переводе, повышении  или понижении квалификационного разряда, приема на работу или увольнения с работы и т.п.

Коллективными будут  споры между профкомом или  трудовым коллективом с нанимателем, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении Премиальных положений, планов социального развития и т.п.

В индивидуальных спорах возникают разногласия, связанные с правами и законными интересами конкретного работника.

В коллективных спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и  интересы всего трудового коллектива или его части, права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры.

Коллективные споры  возникают: из правоотношений трудового коллектива с нанимателем (работодателем, его администрацией, в том числе и с вышестоящим органом управления, к примеру, концерном, министерством; правоотношений профкома и администрации; и др.).

Во-вторых. - по характеру  трудовые споры делятся:

- на споры о применении  норм трудового законодательства, где защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профкома;

- на споры об установлении  новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Они могут возникать из трудового правоотношения - об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда, к примеру нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда, а также вытекающие из коллективного организационно-управленческого характера правоотношений.

В-третьих. - по виду спорного правоотношения трудовые споры можно  разделять на:

- споры из трудовых  правоотношений;

- споры из правоотношений  по трудоустройству, к примеру спор в связи с отказом в приеме на работу по брони инвалида или другого лица, с которым наниматель обязан заключить трудовой договор;

- споры из правоотношений  по надзору и контролю за  соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда, к примеру оспариваются действия санитарного, технического или правового инспектора, наложившего штраф на должностное лицо;

- споры из правоотношений  по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве, к примеру направления на повышение квалификации в другую местность;

- споры из правоотношений  по возмещению материального ущерба работником предприятия, к примеру, спаривание размера произведенного нанимателем удержания из заработной платы за нанесенный ущерб;

- споры из правоотношений  по возмещению предприятием ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе;

- споры из правоотношений  профкома с нанимателем по  вопросам труда, быта, культуры, к  примеру, трудовые споры о сроках  пересмотра норм выработки;

- споры из правоотношений  трудового коллектива с нанимателем, к примеру, при выборах и утверждении хозяйственных руководителей и др.;

  • споры из социально-партнерских правоотношений.

При возникновении трудового  спора, важно правильно его классифицировать, что поможет определить его подведомственность, и в первую очередь выясняют, индивидуальный или коллективный спор, о применении трудового законодательства или же об установлении новых условии труда, изменении существующих, а также из какого правоотношения возник трудовой спор.

 

 

 

 

 

2. Органы, регулирующие трудовые разногласия работников

2.1. Разрешение индивидуальных трудовых споров

 

Трудовые споры, возникающие  между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации, по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора (контракта)  рассматриваются комиссиями по трудовым спорам.

Комиссия по трудовым спорам — это орган трудового коллектива. Она образуется в организациях по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя на паритетных началах из представителей этих сторон. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании КТС, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей. Как отмечалось ранее, не создаются КТС у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в религиозных организациях, воинских частях. Споры с такими работодателями рассматриваются непосредственно в судах (ч. 3 ст. 391 ТК РФ).

Представители работников избираются общим собранием (конференцией) работников тайным или открытым голосованием или  делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции). Представители работодателя назначаются приказом работодателя.

По решению общего собрания работников КТС могут быть образованы в структурных  подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и КТС организации. В КТС структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

КТС имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам (делопроизводство, хранение дела, выдача выписок из протоколов заседаний) возлагается на работодателя. Для этого приказом работодателя назначается специальный постоянный работник, он же ведет журнал регистрации.

В компетенцию КТС входит рассмотрение всех видов индивидуальных трудовых споров, возникающих в организации, за исключением тех, по которым Трудовым кодексом (ст. 391) и иными федеральными законами установлен другой порядок  их рассмотрения.

Как уже упоминалось, трудовой спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник самостоятельно или с участием его  представителя не урегулировал разногласия  при непосредственных переговорах  с работодателем.

КТС избирает из своего состава председателя, секретаря комиссии, в обязанности которых входят надлежащая организация деятельности по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и соблюдению порядка их рассмотрения, предусмотренного ТК РФ.

Заявление работника подлежит обязательной регистрации в журнале поступления заявлений, в котором отмечаются дата приема и рассмотрения спора, его содержание и решение. При этом КТС проверяет, соблюден ли установленный срок обращения – три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Если исковой трехмесячный срок пропущен по уважительной причине, КТС  может его восстановить и разрешить  спор по существу. То есть, установленный  законом срок не является пресекательным и не лишает работника права на рассмотрение спора при наличии  уважительных причин, определяемых в процессе рассмотрения его заявления.

КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение 10 календарных  дней со дня подачи работником заявления.

Существует определенный порядок  рассмотрения трудовых споров в КТС. Достаточно четкая регламентация процедурно-процессуальных норм, связанных с рассмотрением индивидуальных трудовых споров на заседании КТС, при их соблюдении, обеспечивает принятие обоснованного решения и с точки зрения соответствия трудовому законодательству, и с позиции доказанности фактических обстоятельств, вызвавших трудовой спор.

Информация о работе Трудовые споры