Занятость населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:21, доклад

Описание работы

Занятость населения – это мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде. Кроме того, под занятостью как экономической категорией следует понимать совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства.

Работа содержит 1 файл

Доклад РЭ.docx

— 24.32 Кб (Скачать)

Занятость населения –  это мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде.

Кроме того, под занятостью как экономической категорией следует  понимать совокупность социально-экономических  отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в  различных сферах хозяйственной  деятельности и выполняющих функцию  связующего звена в воспроизводстве  рабочей силы на всех уровнях организации  общественного труда и производства.

Постоянное поддержание  определенного уровня занятости  населения — сложная проблема для любой страны. Считается, что  в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического  влияния на процесс саморегулирования. Поэтому в странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе применения определенных мер воздействия.

Государственная политика занятости  населения — система мер прямого и косвенного государственного воздействия на трудовую сферу для достижения поставленных целей. Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс, включающий: макроуровень; региональный уровень и местный уровень.

На макроуровне происходит:

  • Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической, миграционной, финансово-кредитной, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политикой.
  • Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов  своей деятельности и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства. На региональном уровне по сравнению с общегосударственным, более эффективно применение мер поддержки фермерства, малого бизнеса др.

Проблемы трудоустройства  на региональном уровне решают с помощью:

  • развития системы подготовки и переподготовки населения;
  • совершенствования информационного обеспечения;
  • обеспечения помещениями и подготовленными кадрами центры занятости;
  • целевой поддержки рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;
  • повышения эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;
  • поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;
  • организации общественных и временных работ.

Схожие по регионам тенденции  функционирования рынка труда определяют эффект при едином подходе к решению  проблем занятости, особенно в расчете  на перспективу.     Для каждого  региона в соответствии с особенностями  рынка вообще, и рынка труда  в частности, разработаны дифференцированные подходы к мерам регулирования, установлен их приоритет:

1) для Центрального, Волго-Вятского  и Уральского регионов:

  • совершенствование профессиональной переподготовки высвобождаемых работников;
  • создание новых рабочих мест;
  • поддержание и оказание помощи в развитии процессов самозанятости;
  • поощрение миграции населения; диверсификация источников средств финансирования региональных программ занятости;

2) для Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного  регионов:

  • оценка перспектив занятости в базовых отраслях регионов; поддержка диверсификации производства на основе более полного     использования богатых ресурсов регионов;
  • поддержка традиционных видов занятости коренного населения;
  • расширение спектра профессий и специальностей при подготовке и переподготовке кадров;
  • образовательное и финансовое содействие развитию самозанятости и мелкому бизнесу;

3) для Поволжского, Центрально-Черноземного  и Северо-Кавказского регионов:

  • углубление агропромышленного профиля подготовки и переподготовки работников;
  • содействие развитию самозанятости населения;
  • активное содействие усилению агропромышленной специализации регионов;
  • создание новых рабочих мест, особенно в сфере услуг.

На местном уровне ведется  вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

В целом политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:

  • обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;
  • соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан при выборе вида занятости;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости;
  • поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;
  • поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
  • координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;
  • поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;
  • обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости.

При проведении государственной  политики занятости все большее  значение приобретают конвенции  и рекомендации Международной организации  труда (МОТ). Международная организация  труда была создана в 1919 г. с целью  содействия общественному прогрессу, повышения благосостояния населения, улучшения условий труда и  защиты прав человека на основе установления и поддержания эволюционным путем  социального мира между различными слоями общества.

Для достижения этих целей  МОТ решает следующие задачи:

  1. разрабатывает согласованную политику и программы, направленные на решение социально-трудовых проблем;
  2. разрабатывает и принимает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций для реализации принятой политики;
  3. помогает странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;
  4. защищает права человека, в частности на труд и на объединения, защищает человека от принудительного труда, дискриминации и т.п.;
  5. организует и ведет борьбу с бедностью, за улучшение жизненных условий трудящихся, развитие социального обеспечения;
  6. разрабатывает программы в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;
  7. содействует организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительством по регулированию социально-трудовых отношений;
  8. разрабатывает меры по защите наиболее уязвимых групп трудящихся — женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.

Результатом работы МОТ являются конвенции и рекомендации, которые  применяют правительства многих стран, заботящихся о собственном  авторитете. В настоящее время  МОТ стала, по существу, международным  координатором работ по организации  труда, в области охраны, гигиены  труда и производственной среды. В вопросах заработной платы главное — достижение гарантий оплаты труда, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни и признание принципа равенства вознаграждения за равный труд.

 

Регулирование рынка труда в стране осуществляет служба занятости, призванная содействовать  найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным.

Центры занятости  населения образованы в целях  обеспечения на территориях соответствующих  муниципальных образований реализации гарантированного государством права  граждан на защиту от безработицы, оказания государственных услуг в области  содействия занятости, трудовой миграции. 
В состав Воронежской областной службы занятости населения входят 39 районных (городских) центров занятости населения, организационно-методическое руководство деятельностью которых осуществляет управление занятости населения Воронежской области.

В своей деятельности центры занятости взаимодействует  с профессиональными союзами  и союзами работодателей, органами местного самоуправления и другими  организациями, содействующими занятости  населения. Установление социального  партнерства на рынке труда - одна из важных функций центра.

Целью их работы является реализация государственной  политики занятости населения с  учетом экономических и социальных особенностей территории.

 

 

Список использованных источников:

  1. http://liberti-hotel.ru/ponjtie_i_vidy_zanjtosti_naselenij.html http://laboureconomics.ru/glava3/p34
  2. http://laboureconomics.ru/glava3/p34/9-p33
  3. http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/gosudarstvennaya-politika-zanyatosti.html
  4. http://www.uzn.vrn.ru/index.php/tsentry-zanyatosti

 

 

 

 

 


Информация о работе Занятость населения