Анализ правового режима земель сельскохозяйственного назначения на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – теоретически изучить состав земель сельскохозяйственного назначения, провести анализ правового режима земель сельскохозяйственного назначения на современном этапе .
Объектом исследования являются правовые отношения между субъектами хозяйствования и государством, возникающие в процессе пользования первыми землями сельскохозяйственного значения, возникающие в современных условиях экономической деятельности.

Работа содержит 1 файл

Назаров.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

    Перевод земель, земельных участков из одних  категорий в другие производится в случае изменения основного целевого назначения этих земель.

    По  состоянию на 1 января 2011 г. земельный  фонд Республики Беларусь составлял 20759,8 тыс. га. (см. рисунок).

    Площадь сельскохозяйственных земель составила 9076,3 тыс. га, лесных земель — 8335,2, болот — 916,2, под водными объектами — 478,5, под строениями и сооружениями — 330,7, других земель — 624 тыс. га. Самыми ценными в эколого- экономическом отношении в структуре сельскохозяйственных земель являются пахотные угодья, составляющие наиболее плодородные слои почвы с богатым запасом гумусового слоя (гумуса).

    В составе сельскохозяйственных земель пахотные земли занимают 6230,1 тыс. га (66,7 %), земли под постоянными культурами (сады и ягодники) — 143,7 (1,6 %). сенокосные земли — 1290,9 (13,5 %), пастбищные земли — 1696,0 тыс. га (18,2 %). В настоящее время в республике имеется 3394,6 тыс. га осушенных и 114,8 тыс. га орошаемых земель.

    По  состоянию на 1 января 2009 г сельскохозяйственная освоенность земель Беларуси составила  около 45 %, а распаханность — 27,3 %, что свидетельствует  о довольно высокой степени антропогенной освоенности земельного фонда страны. Площадь средостабилизирующих видов земель (лесные, естественные луговые, пол древеснокустарниковой растительностью, болотами и водой) составляет 53,5 % обшей площади земель. По сравнению со странами Западной Европы Республика Беларусь отличается большей сохранностью лесных и болотных массивов, более высокой обеспеченностью сельскохозяйственными землями в расчете на одного жителя, в том числе и пахотными (соответственно 0,92 и 0,56 га), что превышает в 1,5-2 раза аналогичные среднеевропейские показатели. Предполагается, что эта тенденция сохранится и в перспективе.

    В результате применения удобрений, проведения известкования и других почвоулучшаюших  работ пахотные земли в Республике Беларусь имеют широкий диапазон благоприятности для земледелия. В крупных сельхозпредприятиях благоприятные земли составляют около 30 %, хорошие и удовлетворительные - 60 %, неудовлетворительные и плохие с заведомо убыточным производством - около 10 %. Именно последние и предназначаются для трансформации в другие виды сельхозугодий и использования в несельскохозяйственных целях.

    Использование в сельскохозяйственном обороте  для посевов зерновых и пропашных  культур осушенных торфяно-болотных, особенно мелкозалежных, почв, занимающих почти 70 % в общей площади осушенных  земель, привело к срабатыванию торфа и образованию нового типа минеральных и торфо-минеральных почв с низкой продуктивностью (55 тыс. га). Пахотные земли республики в различной степени завалунены (9,7 %). Эродированные и эрозионно опасные земли занимают около 4 млн га, или 19% всей территории. Доля волной эрозии в разрушении почв составляет 84% от всех эродированных земель. Ежегодно в результате водной эрозии со склоновых земель смывается до 15 т плодородного слоя почвы с каждого гектара. Около 2 млн га пахотных земель и 0,7 млн га сенокосов и пастбиш характеризуются повышенной кислотностью и нуждаются в дополнительном известковании. Вследствие разработки месторождений торфа и других полезных ископаемых, строительства дорог, нефтегазопроводов и иных объектов промышленного характера требуют восстановления более 60 тыс. га нарушенных земель. К настоящему времени, несмотря на осуществление мероприятий по сохранению мелиорированных земель, в Республике Беларусь остаются дегралированными около 223 тыс. га торфяников, главным образом в Полесье, на которых слой торфа разрушен полностью или составляет менее 30 см.

    Источниками нарушения и загрязнения почвенного покрова являются также промышленные центры, транспорт и сельскохозяйственное производство. Общая площадь сельскохозяйственных угодий, загрязненная выбросами предприятий городов, промышленных центров и автотранспорта, превышает в на-стояшее время 0,6 млн га. Расчетные плошали обследованных земель городов, подвергшихся загрязнению пылевыми выбросами промышленных предприятий и тяжелыми металлами, составляют около 15 тыс. га.

       В стране наблюдается достаточно устойчивая тенденция сокращения площадей сельскохозяйственных земель, особенно сенокосов и пастбиш, в результате их отводов для строительства промышленных и иных объектов, а также резкого сокращения объемов мелиоративных и культуртехнических работ, что в сочетании с увеличением площадей, заросших кустарником, и заболоченных используемых земель привело к общему сокращению сельскохозяйственных угодий. Изменения структуры земельного фонда за последние годы связаны с процессами обеспечения граждан земельными участками, передачей лесохозяйственныч предприятиям низкопродуктивных сельскохозяйственных земель, оптимизацией сельскохозяйственного землепользования, отводами для различных видов строительства и т. д. По этим причинам площади сельскохозяйственных земель только за 2000-2002 гг. сократились на 101,4 тыс. га.

      Долговременное отрицательное влияние на баланс площадей сельскохозяйственных земель оказывают также последствия аварии на Чернобыльской АЭС, катастрофические последствия которой выразились в загрязнении огромных регионов радионуклидами с различными периодами полураспада. Радиоактив ному загрязнению подверглись 1,3 млн га сельскохозяйственных и 1,6 млн га лесных земель. Из сельскохозяйственного оборота выведено около 265 тыс. га сельскохозяйственных угодий. По состоянию на 1 января 2009 г. к радиаиионно опасным землям относилось около 250 тыс. га.

    В настоящее время осуществляется переход в длительную и затяжную стадию отдаленных последствий Чернобыльской катастрофы. На загрязненных радионуклидами цезия-137 и стронция-90 землях эти радиоэлементы продолжают оставаться в корнеобитаемом слое земли, будут доступны растениям в длительной перспективе вследствие продолжительного периода полураспада и малой скорости их миграции в глубь почвы (особенно цезия-137) и будут перехолить в свободную, более доступную для растений форму, а следовательно, в большей степени включаться в пищевые цепочки. Кроме того, за последнее десятилетие начался распад «горячих» частиц с высвобождением миграционно подвижных радионуклидов, легко поступающих и накапливающихся в организме человека, увеличивая риск заболевания. Одновременно в почве наблюдаются процессы перехода плутония-241 в амернций-241, который, будучи альфа-излучателем, является намного опаснее плутония.

    Ожидается, что в ближайшее десятилетие  сокращение площадей сельскохозяйственных земель в результате перепрофилирования около 10 % сельхозугодий, отводов для несельскохозяйственных целей и уменьшения объемов мелиорации будет продолжаться. Перепрофилированию подлежат в первую очередь земли, загрязненные радионуклидами, эродированные, мелкозалежные осушенные торфяники. При этом будет продолжена практика государственного регулирования изменения целевого назначения и характера использования земель сельскохозяйственного назначения. Основные усилия в ближайшей и отдаленной перспективе будут направлены на оптимизацию землепользования, бережное и эффективное использование продуктивных угодий, исключающее деградацию, снижение плодородия и загрязнения почв. Данные устаревшие, источник?

    Таким образом, можно сказать, что среди всех категорий земель по своему экономическому значению в организации жизни обшества, обеспечении производства необходимых продуктов питания для населения и сырья для промышленности ведушее место занимают земли сельскохозяйственного назначения, к которым относятся земельные участки, включающие в себя сельскохозяйственные и иные земли, предоставленные для ведения сельского хозяйства. Основную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют земли, занятые под сельскохозяйственными угодьями (пашня, сады, огороды, сенокосы, пастбища и др.) и являющиеся основным средством сельскохозяйственного производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 

    В законодательстве Республики Беларусь применяются различные подходы  к определению понятия «сельскохозяйственные организации».

    Под сельскохозяйственными организациями  понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство или производство и Переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее пятидесяти процентов от общей суммы выручки.

    Таким образом, субъектом права на землю  в данном случае являются сельскохозяйственные производственные кооперативы (колхозы), государственные унитарные предприятия (совхозы), иные коммерческие организации независимо от форм собственности, соответствующие вышеназванным критериям.

    Земельные участки предоставляются сельскохозяйственным организациям по их выбору в постоянное, временное пользование либо аренду. Согласно ст. 37 КоЗ целью использования этими организациями земель сельскохозяйственного назначения является ведение сельского хозяйства. Следовательно, для осуществления ими других видов деятельности возможно получение земельных участков только из иных категорий [3].

    Указом  Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» и утвержденным им Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков предусмотрены особенности процедуры предоставления земельных участков для ведения сельского хозяйства. Земельные участки предоставляются сельскохозяйственным организациям для ведения сельского хозяйства районными исполнительными комитетами без предварительного согласования места размещения земельного участка, а при предоставлении в аренду - без проведения аукциона на право заключения договоров аренды и без взимания платы за право заключения договоров аренды. Однако реализовать распорядительные правомочия в отношении права аренды земельного участка (предоставить арендованный земельный участок в субаренду, передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка другим лицам, внести право аренды в залог или в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ) сельскохозяйственная организация может только после внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка [7].

    Размеры земельных участков, предоставляемых  сельскохозяйственным организациям для ведения сельского хозяйства, законодательством не нормируются и определяются районными исполкомами в зависимости от местных условий, волеизъявления заявителя, специализации указанных организаций.

    В отношении земель сельскохозяйственных организаций разрабатываются и утверждаются проекты внутрихозяйственного землеустройства, что направлено на повышение рациональности землепользования. Объектом внутрихозяйственного землеустройства являются предоставленные в пользование и аренду сельскохозяйственным организациям сельскохозяйственные земли, а также несельскохозяйственные земли, которые могут быть вовлечены в сельскохозяйственный оборот или использованы для создания или совершенствования инфраструктуры сельскохозяйственного производства. Проекты разрабатываются подведомственными Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь землеустроительными организациями совместно со специалистами сельскохозяйственной организации в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке разработки проектов внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных организаций, утвержденной постановлением Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь от 5 июля 2001 г. № 9. в список источников

    Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

    Согласно ст. 40 КоЗ земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут предоставляться:

    на  праве постоянного пользования  — крестьянскому (фермерскому) хозяйству как юридическому лицу;

    на  праве пожизненного наследуемого владения - главе крестьянского (фермерского) хозяйства, если он является гражданином Республики Беларусь;

    на  праве аренды (на срок не менее десяти лет) - крестьянскому (фермерскому) хозяйству либо его главе.

    Выбор правовой формы использования земельного участка осуществляется после государственной регистрации самим крестьянским (фермерским) хозяйством.

    Процедура предоставления земельного участка  для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства имеет существенные особенности:

    предусмотрена дополнительная стадия — подача в  соответствующий районный исполнительный комитет заявления о подтверждении возможности размещения крестьянского (фермерского) хозяйства и предполагаемом месте размещения земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 40 КоЗ). Данное заявление подается до государственной регистрации фермерского хозяйства;

    заявление о предоставлении земельного участка  подается после государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства с приложением, помимо общеустановленных документов, программы ведения этого хозяйства, а также протокола собрания учредителей (при создании хозяйства несколькими гражданами), в котором отражается выбор правовой формы использования земли (п. 32 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков). Заявление подается главой крестьянского (фермерского) хозяйства при предоставлении участка как главе, так и фермерскому хозяйству;

    земельные участки предоставляются без предварительного согласования места размещения земельного участка, а в аренду - без проведения аукциона на право заключения договоров аренды и без взимания платы за право заключения договоров аренды;

Информация о работе Анализ правового режима земель сельскохозяйственного назначения на современном этапе