Анализ правового режима земель сельскохозяйственного назначения на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – теоретически изучить состав земель сельскохозяйственного назначения, провести анализ правового режима земель сельскохозяйственного назначения на современном этапе .
Объектом исследования являются правовые отношения между субъектами хозяйствования и государством, возникающие в процессе пользования первыми землями сельскохозяйственного значения, возникающие в современных условиях экономической деятельности.

Работа содержит 1 файл

Назаров.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

    разработка  проекта отвода земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется организацией по землеустройству за счет средств республиканского бюджета, что можно рассматривать в качестве меры государственной поддержки фермерских хозяйств.

    Статья  40 КоЗ предусматривает, что преимущественное право на получение земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при прочих равных условиях имеют крестьянские (фермерские) хозяйства, создаваемые:

    лицами, зарегистрированными по месту жительства или месту пребывания на территории соответствующего сельсовета;

    членами (работниками) реорганизуемых или ликвидируемых сельскохозяйственных организаций. В ст. 4 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в список) уточняется, что указанные лица имеют преимущественное право на создание фермерских хозяйств на земельных участках, изъятых у ликвидируемых и реорганизуемых сельскохозяйственных организаций [3].

    Однако  законодательство не содержит оснований  для отказа в предоставлении земельного участка и регистрации фермерского хозяйства, если имеется несколько претендентов на получение земельного участка, и один из них имеет преимущество согласно ст. 40 КоЗ, что затрудняет применение указанной нормы.

    Земельные участки предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам либо их главам в первую очередь из фонда перераспределения земель. В целях создания благоприятных условий для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств ст. 40 КоЗ предусматривает, что земельные участки в рассматриваемых целях предоставляются, как правило, единым массивом. Таким образом, могут быть предоставлены и разрозненные земельные участки, но лишь при отсутствии возможности предоставить единый земельный участок.

    Законодательство предусматривает также требования к качеству земельного участка. Так, в соответствии с Указом

    Президента  Республики Беларусь от 3 марта 1998 г. № 95 «О мерах по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и усилению их государственной поддержки» для  ведения крестьянских (фермерских) хозяйств предоставляются земельные участки, пригодные для ведения сельского хозяйства и не требующие значительных затрат на первичное обустройство. Данный указ утратил юридическую силу

    Размер  земельного участка, предоставляемого для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливается районным исполнительным комитетом, предоставляющим земельный участок, в зависимости от местных условий и особенностей, волеизъявления, выраженного в заявлении о предоставлении земельного участка, а также с соблюдением градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил. При этом ст. 36 КоЗ устанавливает предельный размер - 100 гектаров сельскохозяйственных земель — лишь в отношении земельного участка, предоставляемого в рассматриваемых целях гражданину Республики Беларусь на праве пожизненного наследуемого владения [19; с. 83].

    Из  выше сказанного можно седалать следуюший  вывод - земельные участки для  создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться из земель сельскохозяйственного назначения, а для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности крестьянского хозяйства, — и из земель иных категорий.

    Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной  собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, установлен законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [6]. Данные положения названным законом не установлены

    Граждане, заинтересованные в предоставлении указанных земельных участков, подают в исполнительный орган государственной  власти или орган местного самоуправления заявления.

    Важная  особенность установлена рассматриваемым  Законом в отношении минимальных  размеров земельных участков, предоставляемых  для крестьянских хозяйств.

    Вывод? 

    Глава не раскрыта. 
 
 
 

ГЛАВА 3 СУБЪЕКТЫ ПРАВА  НА ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО  НАЗНАЧЕНИЯ 

    Статья 37 КоЗ предусматривает исчерпывающий перечень субъектов, которым могут быть предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. К таким субъектам относятся:

    сельскохозяйственные  организации (коммерческие организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции), иные организации - для ведения сельского хозяйства;

    научные организации, учреждения образования  — для исследовательских или  учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства;

    граждане  Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства — для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

    Следует отметить, что аграрное законодательство Республики Беларусь не исключает возможность ведения сельского хозяйства индивидуальными предпринимателями. Согласно ст. 17 КоЗ земельные участки могут предоставляться в аренду индивидуальным предпринимателям, однако ст. 37 не допускает предоставление указанным субъектам земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения[3].

    В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь, ст. 13 КоЗ земли сельскохозяйственного назначения не подлежат предоставлению в частную собственность. С учетом этого земельное законодательство определяет правовые формы, использования земель сельскохозяйственного назначения. Земли данной категории могут быть предоставлены:

    на  праве пожизненного наследуемого владения: гражданам Республики Беларусь для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

    на  праве постоянного пользования:

    сельскохозяйственным  организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям - для ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для ведения подсобного сельского хозяйства;

    научным организациям, учреждениям образования - для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства;

    на  праве временного пользования: вышеназванным  субъектам права постоянного  пользования - для сельскохозяйственных, исследовательских или учебных целях целей - на срок до десяти лет;

    на  праве аренды:

    сельскохозяйственным  организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям — для ведения сельского хозяйства, а также научным организациям, учреждениям образования - для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства;

    гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства [1 неверно указан источник].

    Согласно  ст. 17 КоЗ срок аренды земельного участка для ведения сельского хозяйства не может быть менее десяти лет. Если земельный участок сельскохозяйственного назначения предоставляется для строительства и (или) обслуживания внутрихозяйственных объектов (капитальных строений, зданий, сооружений), срок аренды должен быть не менее нормативного срока строительства и (или) эксплуатации этих объектов.

    Кроме того, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут предоставляться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, в случаях, предусмотренных ст. 38 КоЗ:

    для размещения объектов недвижимого имущества, если такое размещение предусмотрено:

    решениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь;

    программами, утвержденными Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь;

    градостроительными  проектами, генеральными планами городов, иных населенных пунктов и (или) градостроительными проектами детального планирования - в населенных пунктах [19; с. 61].

    схемами землеустройства районов, проектами внутрихозяйственного землеустройства с учетом государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь, схем комплексной территориальной организации областей - вне населенных пунктов;

    « для размещения объектов недвижимого имущества в иных исключительных случаях, когда отсутствует возможность размещения таких объектов на земельных участках из иных категорий и видов земель. Государственный орган, осуществляющий изъятие и предоставление земельных участков, должен рассмотреть все варианты размещения объектов недвижимости на земельных участках, не относящихся к сельскохозяйственным землям сельскохозяйственного назначения. И лишь при отсутствии такой возможности правомерно принятие решения о предоставлении земельных участков из перечисленных земель рассматриваемой категории;

    в иных случаях, предусмотренных законами или решениями Президента Республики Беларусь.

    Изъятие и предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по общему правилу районными исполнительными комитетами, а сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с целевым назначением этих земель, - областными исполнительными комитетами в рассмотренных выше случаях. В последнем случае вопрос о переводе земельного участка в другую категорию в связи с изменением основного целевого назначения решается областным исполнительным комитетом в установленном порядке, предусмотренном Положением о порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 [7].

    Следовательно, земли сельскохозяйственного назначения предоставляются юридическим лицам  для – для ведения товарного сельского хозяйства, гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, огородничества и под служебные наделы, научно – иследовательским институтам, учебным заведениям – для исследовательских, учебных целей и для ведения сельского хозяйств, несельскохозяйственным предприятиям и организациям, религиозным организациям – для веления подсобного сельского хозяйства [ 20; с. 213]. 

    Вывод?

    Глава не раскрыта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 4 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО  РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 

    В Германии аграрные отношения и сельскохозяйственная деятельность регулируются Законами от 5 сентября 1955 г. «О сельском хозяйстве», от 15 марта 1989 г. «Об аграрной статистике (в ред. от 19 июля 2006 г.), от 29 июля 1961 г. «О мерах по улучшению аграрной структуры и о защите сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий» (в ред. от 13 апреля 2006 г.), а также многочисленными регламентами Европейского союза.

    В Законе «О сельском хозяйстве» устанавливаются основные направления аграрной политики государства, включающие такие направления, как поддержка сельского хозяйства, повышение его продуктивности, улучшение социального положения занятого в сельском хозяйстве населения.

    Итак, аграрное право ФРГ разработано, стабильно, отличается многообразием гражданско-правовых средств регулирования аграрных отношений, обеспечением и поощрением преемственности деятельности сельских товаропроизводителей, которая признается общественно нужной и социально полезной.

    Основным  источником правового регулирования  аграрных отношений и сельскохозяйственной деятельности во Франции является Сельскохозяйственный (Аграрный) кодекс, признавший долгосрочное развитие сельского хозяйства приоритетным направлением освоения сельскохозяйственных территорий (ст. ЫП-1).

    Оценка  и защита сельскохозяйственных и  лесных пространств должны осуществляться с учетом их экономических, экологических и общественных функций.

Информация о работе Анализ правового режима земель сельскохозяйственного назначения на современном этапе